Рабовладельческая идеология Древней Греции и Рима


В трактате правительству предлагалось обеспечить регулирование цен на земледельческую продукцию. Важным условием обеспечения этой государственной функции рассматривалось создание государственных запасов путем скупки дешевых продуктов в благоприятные сельскохозяйственные годы и продажи их государством по более высоким ценам в неурожайные годы. Государству предлагалось также нормировать эмиссию денег.
В целом трактат “Гуань-цзы” отличается прагматизмом, опирающимся на понимание его авторами фундаментальной зависимости объективного и субъективного в историческом развитии общества.
Особое место в идеологии Древнего Китая занимает даосизм как проявление иррационального бунта угнетенных. Основоположник даосизма Лао-цзы был современником Конфуция. Но в отличие от него, Лао-цзы стремился не к рационализации существующей общественной жизни, а к возвращению общества в первобытное состояние, когда не было письменности и современных орудий труда, не было богатых и бедных и существовало равенство членов общества.
Оценивая даосизм с позиций современных знаний, его следует отнести к реакционным социальным утопиям, поскольку он отрицал достижения материальной культуры, не понимал противоречий общественного прогресса и призывал повернуть историю вспять. Всемирная история дает нам немало примеров, когда идеализировалось прошлое и стихийно отрицалось настоящее. Здесь и различные ереси, и движение луддитов, ломающих машины, и мелкобуржуазный социализм, как явление новой истории, отражающее социальный протест тех групп населения, положение которых в отдельные периоды истории ухудшалось.

2. Рабовладельческая идеология Древней Греции и Рима.
Материалистическое понимание истории справедливо подчеркивает влияние экономического строя общества на его идеологию. И, отнюдь, не случайно экономическая мысль античных авторов была обращена на обоснование рабовладения, как естественного и неизменного состояния общества, иначе говоря, на закрепление существующих социально-экономических отношений.
Наиболее последовательно экономическая идеология рабовладельческого класса изложена в сочинениях Ксенофонта, Платона и Аристотеля, вошедших в число крупнейших мыслителей Древней Греции.
Ксенофонт (444-355 гг. до н.э.) - ученик софистов и Сократа, первые годы своей общественной деятельности провел в военных походах. Получив за военные заслуги имение, он организовал рабовладельческое хозяйство и написал руководство по его управлению под названием “Экономикос” (в русском переводе - “Домострой”), а затем “Доходы”. Рабство Ксенофонт считал естественной формой экономических отношений, а рабов - говорящими орудиями. В “Доходах” Ксенофонт пишет о том, как увеличить доходы Афинского государства.

Он указал на два источника увеличения доходов: во-первых, путем повышения налогов на иностранцев с одновременным увеличением их притока в Грецию; во-вторых, расширением добычи серебра в рудниках с применением рабского труда под руководством греков.
Ксенофонт был одним из первых, кто показал прогрессивную роль разделения труда и обратил внимание на двойственную природу товара, т.е. на потребительную стоимость и меновую стоимость. Экономию он определял как науку, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Однако к купеческой торговле и ростовщичеству Ксенофонт относился отрицательно. Вместе с тем он рекомендовал рабовладельцам накапливать деньги, которые представляют собой концентрированное воплощение богатства и могут быть использованы в любой момент времени. “Деньги - не ценность, - подчеркивал Ксенофонт, - если не умеешь пользоваться ими”.3
Идеи Ксенофонта о земледелии, которое он рассматривал как “кормилицу всей жизни и основу человеческой деятельности”, оказали влияние на более поздние направления экономических учений и были использованы в XVIII веке физиократами для обоснования своих взглядов на сельское хозяйство, как источник богатства.
Платон (427-347 гг. до н.э.), более известный своими философскими произведениями, вошел в историю экономической мысли как идеолог афинской рабовладельческой аристократии. В его сочинении “Государство” разработан проект идеального государственного устройства. В идеальном государстве существуют три сословия:


  1. философы, управляющие обществом;

  2. стражи (воины), охраняющие государство;

  3. земледельцы, ремесленники и торговцы.


В традициях того времени, Платон называл рабов говорящими орудиями, которые не входят в социальную структуру общества. Между сословиями существует разделение труда. Первые управляют, вторые защищают, третьи создают материальные блага.

Платон указывал, что первые два сословия не должны иметь частной собственности. Для второго сословия предлагалась общность жен и детей. Заметим, что этот тезис Платона был использован критиками коммунизма в период нарастания популярности социалистических и коммунистических идей в новый и новейший периоды истории.

Разделение труда Платон выводил из разносторонних потребностей и односторонних способностей человека.
Свой проект идеального государства Платон пытался осуществить на практике, для этого он вел переговоры с правителями Сиракуз. Однако реализовать проект не удалось.
В более поздней работе “Законы” Платон внес некоторые изменения в социальную структуру проектируемого общества. Всех граждан он поделил на четыре класса в зависимости от их материальной обеспеченности. Граждане получают от государства по жребию дом и земельный надел. Земля является собственностью государства и передается в пользование граждан с правом передачи по наследству одному из детей.

Цены, по мнению Платона, должны регулироваться государством и приносить умеренную прибыль. Потребление граждан должно быть уравнительным. Им запрещалось иметь золото и серебро, заниматься ростовщичеством.
Уравнительность и регламентация быта были Pстолкованы некоторыми историками как принципы коммунизма в учении Платона. В известной степени такому толкованию способствовали и сочинения ранних социалистов-утопистов Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы (XVI-XVII вв.), а также социалистов-утопистов (XVIII-XIX вв.) Сен-Симона, Фурье и Оуэна. В “Критике Готской программы” К.Маркс показал, что уравнительность не является научным признаком коммунистического общества, а представляет собой примитивное представление о коммунизме.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своих произведениях систематизировал, обобщил и развил дальше все современные тому периоду знания. Основное сочинение Аристотеля “Политика” состоит из восьми книг. В первой книге “Государство и его основы” значительное место занимают вопросы экономики. Рабство Аристотель считал естественной формой организации производства, а деление общества на рабов и свободных объявил законом природы. Также, как и Платон, Аристотель предложил проект идеального государства, население которого должно состоять из земледельцев, скотоводов, ремесленников, торговцев, наемных рабочих и рабов.

Наиболее почетным занятием является земледелие в рамках натурального рабовладельческого хозяйства, с мелкой торговлей, без купцов и ростовщиков.
Во времена Аристотеля товарно-денежные отношения были достаточно развитыми, что послужило основанием для возникновения хрематистики - учения об умении наживать денежное богатство путем торговли и ростовщичества. Аристотель подверг критике хрематистику, которая “по справедливости вызывает нарицания”. Достойным занятием Аристотель объявил экономику, под которой он понимал создание и приобретение полезных вещей, необходимых для хозяйства и государства.

Сельское хозяйство он включал в экономику, торговлю ради прибыли - в хрематистику.
Аристотель достаточно четко разграничил полезность товара и его способность к обмену. Например, “сандалия служит для обувания ноги и для обмена”. Ему принадлежит гениальная догадка о равенстве стоимостей обмениваемых товаров.

Обмен, - подчеркивал Аристотель, - не может иметь места без равенства, а равенство - без соизмеримости.
Анализируя развитие форм торговли, Аристотель показал, как от меновой стоимости (Т-Т) осуществляется переход к товарному обращению (Т-Д-Т), а затем и к обращению денег как капитала (Д-Т-Д’). Первые две формы торговли, которые представляют собой эквивалентный обмен товарами, Аристотель относил к экономике, а купеческую торговлю с целью получения прибыли объявлял хрематистикой, которая не имеет конца, т.к. характеризуется постоянной погоней за деньгами. Этот вывод был крупным научным открытием. Здесь Аристотель впервые показал различие между деньгами, как средством обращения, и деньгами как капиталом.

Особенно резко он критикует ростовщический капитал, где деньги приносят новые деньги с процентами, “что наиболее противно природе”.
Конечно, эпоха наложила отпечаток на экономическую мысль Аристотеля. Исторические границы общества, в котором он жил, не позволили ему сформулировать полностью закон стоимости, раскрыть все функции денег и решить ряд других вопросов. Вместе с тем, по общему признанию исследователей, Аристотель внес крупнейший вклад в мировую историю экономической мысли.
Важную роль в развитии экономической мысли играли сочинения, посвященные организации рабовладельческих латифундий в Древнем Риме, который в результате военных завоеваний в III-II веках до н.э. превратился в огромное рабовладельческое государство. Главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство, потребности развития которого обусловили появление литературы по организации сельскохозяйственных имений (латифундий). Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) в своем сочинении “О земледелии” назвал занятия сельским хозяйством самым достойным. Он осуждал ростовщичество, негативно относился к торговле и подчеркивал, что деятельность купцов является опасной.

В своей книге Катон давал советы по извлечению наибольшего дохода от имения, рекомендовал продавать продукцию в период наиболее высоких цен и в целях накопления денег советовал больше продавать, чем покупать. Если владелец имения жил в другом месте, то руководил всеми делами управляющий (вилик), который нередко был выходцем из рабов. Имея большую власть в поместье, он организовывал все работы, вел хозяйственные книги, мог нанимать дополнительных рабочих в период уборки урожая.

Вместе с тем вилик был всецело подчинен своему хозяину.

Интересные записи



Содержание  Назад  Вперед