Интерес к животноводству не был случайным.


Варрон (116-27 гг. до н.э.) в трактате “О сельском хозяйстве” осуждал переселение римлян в города, так как из-за ослабления контроля латифундии приходили в упадок. “Наши великие предки, - писал Варрон, - не без основания предпочитали римлян-селян горожанам. Теперь хозяева потихоньку пробрались в городские стены и, оставив серп с плугом, предпочли работать руками в театре и цирке, а не на ниве и не в винограднике”. Он придавал важное значение самообеспечению латифундий, т.е. выступал сторонником многоотраслевого характера рабовладельческих имений, рекомендовал развивать не только земледелие, но и различные отрасли животноводства. Продажа излишков продукции, указывал Варрон, должна принести хороший доход.

Интерес к животноводству не был случайным. В этот период, в связи с поступлением большого количества зерна в Рим из завоеванных провинций, цены на хлеб упали, и выгоднее было заниматься разведением скота и птицы. В трактате нашли отражение кризисные явления в системе рабовладельческих отношений.

В целях смягчения угрозы восстаний, он рекомендовал рабовладельцам не допускать скопления в имениях рабов одной национальности.
Имена братьев Гракхов вошли в историю экономической мысли в связи с проведением аграрной реформы, вызванной кризисом сельского хозяйства Римского государства. Историки указывают на две причины кризиса: во-первых, ввоз дешевой продукции из завоеванных провинций; во-вторых, обезземеливание крестьян, связанное с концентрацией земельной собственности в руках патрицианской знати. В целях сохранения крестьянства, составляющего основную массу свободного населения, из которого формировались римские легионы, Тиберий Гракх (162-133 гг. до н.э.) предложил новый аграрный закон о наделении римских крестьян-воинов землей.
Народное собрание Римской республики утвердило закон, по которому земельный участок, передаваемый в аренду семье, не мог превышать 250 гектаров. Отрезанные в соответствии с реформой, от крупных латифундий участки, поступали в наследуемое владение вернувшимся из армии свободным гражданам Рима.
Аграрный закон был частично осуществлен. Однако крупные землевладельцы, стремясь сохранить свои привилегии, развязали военные действия против Тиберия Гракха, который погиб в одном из сражений с войсками аристократов. После его смерти аграрное движение возглавил Гай Гракх (153-121 гг. до н.э.).

Ему удалось возобновить наделение крестьян землей. Был принят также закон о продаже хлеба городской бедноте по низким ценам. И вновь рабовладельческая аристократия развязывает военные действия против Гая Гракха и его сторонников.

В одном из боев Гракх потерпел поражение и приказал рабу убить себя.
Движение братьев Гракхов не было направлено против рабовладельческой системы. В их реформах получила отражение борьба мелкого землевладения против крупного. Объективно эти реформы укрепляли военное и политическое могущество Рима.
Колумелла (I-й век до н.э.) написал несколько книг о сельском хозяйстве, в которых нашли отражение новые идеи, обусловленные кризисом рабовладельческих латифундий. “Земледелию, - писал Колумелла, - особенно плохо от рабов: они отдают волов на сторону, плохо кормят их и прочий скот, пашут небрежно, ставят в счет гораздо больше семян, чем на самом деле посеяли, за посевами ухаживают не так, чтобы они дали хороший урожай, а, снеся этот урожай на ток, они во время молотьбы еще уменьшают его своей небрежностью и Jоровством”.4 Признав неэффективность рабского труда, Колумелла предложил передавать землю на арендных условиях колонам, которые формировались из бывших рабов и попавших в зависимость крестьян. Колоны обладали некоторой экономической самостоятельностью и были заинтересованы в результатах своего труда, так как арендная плата составляла около одной трети урожая. В IV-V веках н.э. колоны были прикреплены к земле и превратились в крепостных крестьян феодального общества.

3. Экономические идеи феодализма в Западной Европе
и России.
Феодальные отношения характеризуются собственностью феодала на землю и неполной собственностью на крепостного крестьянина. Эпоха феодализма охватывает длительный временной период. В Китае феодализм просуществовал свыше двух тысяч лет, в Англии и Франции свыше тысячи лет, в России около тысячи лет. В процессе своего возникновения и развития феодализм прошел три этапа:

Ранний феодализм - это период возникновения и формирования феодальных производственных отношений.
Развитый феодализм (X-XVI века в Европе) характеризуется преобладанием натурально-аграрных отношений, низким уровнем развития производительных сил, рутинной организацией производства.
Поздний феодализм - характерными чертами которого являлись: усиление роли торгового капитала, развитие мануфактур, значительный рост внешней торговли. В этот период происходит первоначальное накопление капитала и его развитие.
На каждом этапе формировалась адекватная ему идеология. Так, в раннее средневековье, когда были еще сильны пережитки общинных отношений, письменные источники отражают эти особенности в соответствующих нормах права. Например, в “Салической правде” (начало VI века) проводится мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса и луга.

И вместе с тем, ряд законов защищает индивидуально-семейную собственность на движимость. В более поздних вариантах “Салическая правда” фиксирует процесс зарождения индивидуально-семейной собственности на землю путем разрешения наследовать пахотные участки потомкам по мужской линии. Ряд статей содержит указания на социальное расслоение франкского общества на знать, приближенную к королю, и такие социальные группы как свободные, полусвободные и рабы.
В “Капитулярии о виллах” (IX век) уже нет упоминания об общине, но вместе с тем появились статьи, защищающие частную собственность на землю и регламентирующие повинности населения в пользу феодалов. В XIII веке провозглашен принцип: “Нет земли без сеньора”.
Экономическая мысль Западной Европы в период средневековья находилась под сильным влиянием церкви, поэтому экономические отношения облекались в религиозные каноны, т.е. незыблемые правила, угодные богу. Каноническое право выражало интересы церкви и феодалов.
Другим направлением экономической мысли средневековья были ереси. Еретики защищали идею равенства людей, проповедывали аскетизм, боролись против богатства церкви.
Феодализация Древней Руси имеет особенности, обусловленные тем, что феодальной эпохе предшествовала первобытная община, а не рабство. В XI веке на основе разложения первобытной общины образовалась Киевская Русь - феодальное государство, в котором феодальные владения имели две формы: вотчина означала, что владение перешло от отца к сыну по наследству, а поместье - это владение, полученное за службу от государя.
Князья Киевской Руси, как и другие правители, стремились узаконить складывающиеся феодальные отношения. В XI веке сформировался свод законов под названием “Правда Русская”, в котором особое внимание уделялось охране собственности князя, его приближенных, а также устанавливались общие законы, регулирующие отношения собственности на землю и зависимых крестьян. Отдельные статьи посвящались регулированию торговых и кредитных отношений.
Прикрепление крестьян сначала носило экономический характер. Если смерд (крестьянин) не мог самостоятельно вести хозяйство, он обращался к феодалу за ссудой и, получив ее, становился закупом (должником). В случае неуплаты долга крестьянин превращался в долгового раба.
В XIV веке был написан свод законов под названием “Домострой”. В последующее время его дополняли и переделывали.
В XVI веке советник Ивана Грозного Сильвестр объединил все варианты “Домостроя” в одну книгу. При этом он некоторым статьям дал свое толкование. В “Домострое” излагались правила ведения феодального хозяйства, регламентировались отношения господина к жене, членам семьи, слугам, работникам. “Домострой” ориентировал на ведение натурального хозяйства, давал советы по торговле, в частности, рекомендовал в торговых операциях рассчитываться наличными деньгами, а не брать в кредит.
Как и в Западной Европе, на Руси в средние века появляются сочинения, выражающие интересы крестьян. Одним из видных сторонников крестьянства выступил в XVI веке Ермолай-Еразм, который в своей “Правительнице” изложил правила руководства хозяйственной жизнью в государстве. Он подчеркивал, что труд крестьянина является основой благосостояния государства и одновременно указывал на бедственное положение крестьян.

Обращаясь к Ивану Грозному, Ермолай-Еразм предлагал облегчить крестьянские повинности и все многочисленные обязанности свести к уплате пятой части продуктов, производимых крестьянами.
Царь не принял плана преобразования аграрных отношений. Единственное, что былV сделано - это введение более крупной меры земельной площади, предложенной в “Правительнице”.

Основные понятия
Государственная эксплуатация. Долговое рабство. Ростовщичество. Трудовые повинности.

Частная собственность. Налоги. Доходы и расходы государства. Конфуцианство. Три главных принципа Сюнь-цзы.

Легизм. Экономические реформы. Государственное регулирование хозяйства.

Даосизм. Античное рабство. Разделение труда. Хрематистика и экономика.

Латифундии. Колонат. Феодализм.

Ереси.


Контрольные вопросы
1. Почему экономическая мысль древнего мира не была обособлена от политико-правовой и религиозной идеологии?
2. Чем можно объяснить сходство основных идей, изложенных в “Поучении гераклепольского царя своему сыну” (XXII век до н.э.) и “Речении Ипувера” (XVIII века до н.э.), разделенных во времени четырьмя веками?
3. Какие законы царя Хаммурапи и почему произвели на Вас наиболее сильное впечатление?
4. Сформулируйте принципиальное отличие “Артхашастры” от более ранних памятников экономической мысли древнего мира.
5. Объясните поразительную жизнестойкость идей конфуцианства, которое было господствующей идеологией в течение двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911 г.) и которое сохранило свое влияние в современную эпоху?
6. Почему даосизм, выступающий по форме идеологией угнетенных, по существу являлся реакционным учением?

Литература к вопросам 1-6
История экономических учений. Ч.1. Изд.

МГУ, 1989. - Гл.2.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч.1. - М., 1980. - С.32-34, 39-48, 152-161.
Артхашастра. - М., 1959.
Книга правителя области Шан. - М., 1968.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М., 1996. - С.14-20.

7. В чем особенности взглядов на рабство мыслителей Древней Греции и Древнего Рима?
8. Какие новые формы аграрных отношений появились в результате кризиса рабовладельческого строя? Почему эти новые формы были рекомендованы в сочинениях Колумеллы?
9. Проанализируйте следующее утверждение Ф.Энгельса: “Рабство перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство стало невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства.

Вывести из этого состояния могла только коренная революция”. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.21. - С.149).
Сформулируйте аргументированные ответы на следующие вопросы:
Почему рабство перестало окупать себя?
Какой общественный строй пришел на смену рабовладельческим отношениям?
Был ли этот новый строй более прогрессивным по сравUению с рабовладельческим строем?
10. Прочитав рекомендованную литературу, назовите общие черты феодализма, характерные для различных стран Европы.

Литература к вопросам 7-10
История экономических учений. Ч.1. Изд. МГУ, 1989. - Гл.4, 5, 6.
Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т.4. - М., 1985. - С.270-275.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Гл.7, 8.
Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западно-европейского средневековья. - М., 1960.
Островитянов К.В. Докапиталистические формации. - М., 1945.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М., 1996. - С.14-20.


Интересные записи



Содержание  Назад  Вперед