Тема 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ


КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
1. Экономический либерализм Ж.Б.Сэя.
2. Теория народонаселения Т.Р.Мальтуса.
3. Экономический романтизм С.Сисмонди.
4. Мелкобуржуазный социализм П.Ж.Прудона.

На рубеже XVIII и XIX столетий появился ряд оригинальных экономических работ, авторы которых оставили значительный след в истории экономических учений. К числу этих авторов относился и Жан Батист Сэй.

1. Экономический либерализм Ж.Б.Сэя.
Выходец из купеческой семьи, преуспевающий фабрикант Жан Батист Сэй (1767-1832 гг.) известен прежде всего как автор “Трактата политической экономии” и шеститомного “Курса политической экономии” (1828-1830 гг.). В “Трактате...” Сэй противопоставляет трудовой теории стоимости “теорию полезности”. Сформулировав тезис, что “ценность есть мерило полезности предмета”, Сэй фактически отождествил стоимость и потребительную стоимость.

Тем самым Сэй сделал шаг назад по сравнению с классиками политической экономии, установившими двойственную природу товаров, которые становились соизмеримыми лишь как стоимости, ибо как потребительные стоимости обмениваемые товары качественно различны и потому количественно не сравнимы.
Рассматривая труд, капитал и землю как самостоятельные источники стоимости, Сэй утверждал, что труд создает заработную плату, капитал - процент, земля - земельную ренту.
В марксистской литературе подчеркивается, что “триединая формула” Сэя маскирует отношения эксплуатации, реально существующие в капиталистическом обществе, т.к. заработная плата создает лишь видимость полной оплаты труда.
Утверждения Сэя, что процент является порождением капитала, а предпринимательский доход - это вознаграждение за труд предпринимателя, также не выдерживают критики, поскольку и процент и предпринимательский доход представляют собой превращенные формы прибавочной стоимости. Конечно, здесь следует различать масштабы капиталистического производства. Если речь идет о мелком предприятии, где функции оперативного управления осуществляет собственник средств производства, то его доход включает не только присвоенную им прибавочную стоимость, но и личный трудовой доход.

Однако, когда подвергаются эксплуатации сотни и тысячи наемных рабочих, то подавляющая часть дохода предпринимателя представляет собой неоплаченный труд занятых на данном предприятии работников.
Подчеркивая гармоничность капиталистического производства, Сэй выдвинул тезис о невозможности общих кризисов перепроизводства, т.к. каждый продавец является в то же время и покупателем, следовательно, спрос и предложение уравниваются. Вместе с тем Сэй допускал частичные кризисы, обусловленные перепроизводством в одних отраслях и недопроизводством в других отраслях. Отсюда Сэй делает вывод, что каждый производитель заинтересован в благополучии всех других производителей. “Гармонию интересов” он распространял на все классы и социальные группы, на отношения между странами.

Сэй был сторонником свободной торговли. Однако, трактуя проблемы сбыта при капитализме, он подменил капиталистические отношения отношениями простого товарного производства, когда товар А обменивался на товар Б. Но Сэй не обратил внимание, что если обмен товарами опосредован деньгами, т.е. осуществляется по формуле ТА-Д-ТБ, то в этом случае возникает абстрактная возможность кризиса перепроизводства, поскольку после продажи товара А может не последовать покупка на эти деньги товара Б.
Как известно, кризисы перепроизводства стали реальностью на капиталистической стадии развития общественного производства. Возникнув впервые в Англии в 1825 г., кризисы перепроизводства регулярно повторялись в развитых странах через каждые 8-10 лет на протяжении XIX и ХХ столетий.

2. Теория народонаселения Т.Р.Мальтуса.
Т.Р.Мальтус (1766-1834 гг.) вошел в историю экономических учений прежде всего как автор книги “Опыт о законе народонаселения”, первое издание которой вышло в 1798 г., а затем она несколько раз переиздавалась как в Англии, так и в других странах.
Книга Мальтуса привлекла внимание ученых и публицистов того времени оригинальной трактовкой взаимосвязи численности населения и объемов производства. Используя аналогию с природой, где способность к размножению сдерживается нехваткой пищи, Мальтус утверждал, что “человечеству присуще постоянное стремление к размножению, превышающему средства существования, с другой стороны - эти средства существования являются препятствием к чрезмерному размножению”.11


Показав динамику населения в Соединенных Штатах Америки, “где не обнаруживается недостатка в средствах существования”, и население которых в продолжении 150-ти лет удваивалось менее, чем в двадцать пять лет, Мальтус сформулировал закон народонаселения, согласно которому “если возрастание населения не задерживается какими-либо препятствиями, то это население удваивается через каждые 25 лет и, следовательно, возрастает в каждый последующий двадцатипятилетний период в геометрической прогрессии”.12 В то же время средства существования, - подчеркивает Мальтус, - “при наиболее благоприятных условиях применения человеческого труда никогда не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии”.13
Построив геометрическую прогрессию: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, которая показывает рост численности населения, и арифметическую прогрессию: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, характеризующую рост средств существования, Мальтус сделал вывод, что рост численности населения ограничивается ростом средств существования.
Далее Мальтус рассматривает влияние роста населения на величину реальной заработной платы, падение которой уменьшает численность населения. В этом случае, полагает Мальтус, действительная цена на труд опять повысится, если ничто не приведет ее к прежнему уровню. “Таким образом, - делает вывод Мальтус, - действительная цена труда, а вместе с ней и благосостояние низших классов, будет подвергаться то понижению, то повышению. Хотя нарицательная цена этого труда будет оставаться неизменной”.14 Этот вывод в 60-х гг.

XIX века был назван Ф.Лассалем “железным законом заработной платы”.
Значительное место в книге Мальтуса занимают рассуждения о морали, любви, семейных отношениях, нравственном совершенствовании. Подчеркивая опасность перенаселения, Мальтус рекомендует воздерживаться от брака, не производить детей до тех пор, пока не имеешь средств для их прокормления и воспитания. “...пока бедные не поймут причины своих страданий и пока им не будет внушено, что они сами себя должны винить за испытываемые бедствия, - подчеркивал Мальтус, - до тех пор мы не вправе утверждать, что в деле супружества каждому человеку может быть предоставлен свободный выбор... Из всего сказанного выше вытекает, что сам народ является главнейшим виновником своих страданий”.15
Эти выводы Т.Мальтуса получили неоднозначные оценки современников и представителей последующих поколений. Одни расточали комплименты в адрес оригинального автора, другие подвергали его выводы уничтожающей критике.
Демографический взрыв во второй половине ХХ века, когда население земли действительно удвоилось за 25 лет, оживил идеи Мальтуса.
В работах неомальтузианцев появились призывы к стерилизации населения некоторых стран, а средства массового уничтожения людей, в том числе атомное и водородное оружие, трактовались как панацея от грозящего перенаселения земли.
В 1820 г. Т.Мальтус опубликовал “Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение”. Однако эта кUига не была оригинальной, фактически в ней повторялись основные положения книги Д.Рикардо “Начала политической экономии”, изданной в 1817 г. Вместе с тем Т.Мальтус поставил в “Принципах” вопрос о недостижимости достаточного спроса и полной реализации общественного продукта без участия в этом процессе наряду с производительными классами и непроизводительных классов (военнослужащие, чиновники, служители церкви, лендлорды).

3. Экономический романтизм С.Сисмонди.
Экономическая структура европейских государств в начале XIX века характеризовалась значительным удельным весом мелкотоварного производства, основанного на личном труде товаропроизводителей. В жесточайшей конкуренции с крупными предприятиями, имевшими низкие издержки производства, мелкие производители были вынуждены повышать интенсивность труда и продолжительность рабочего дня, экономить на личном потреблении. Тяжелое положение мелких товаропроизводителей привлекло внимание ряда экономистов, среди которых видное место заняли Симонд де Сисмонди и Пьер Жозеф Прудон.
Симонд де Сисмонди (1773-1842 гг.) родился во французском кантоне Швейцарии. Учился в Парижском университете. В 1819 г. вернулся в Женеву, где написал свой основной труд “Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению”.

Затем опубликовал несколько книг по истории Франции, Рима и Италии.
В “Новых началах политической экономии...” Сисмонди подверг критике свободную конкуренцию с позиции требований вмешательства государства в экономическую жизнь. Если А.Смит и Д.Рикардо рассматривали хозяйственные процессы как естественные, управляемые внутренними законами, то Сисмонди подчеркивал важную экономическую роль государства. Отсюда и политическую экономию он трактовал как науку об управлении богатством.

Интересные записи



Содержание раздела