Валидизационное исследование


гом с точки зрения эффективности их деятельности. Этот шаг позволил нам сузить совокупность примеров для различения руководителей по опытности и эффективности руководства.
Результаты интервью и валидизация содержательного аспекта создали базу для разработки и подтверждения валидности НЗВР. Целью измерения была оценка (с привлечением новой выборки командиров) приобретения и применения неявных знаний в решении проблем командования. При разработке сценариев и вариантов ответов, предлагаемых опросником, привлекались выводы из оригинальных интервью, статистически обработанные примеры, примеры по ИНЗ, предложения военных экспертов. Это обеспечило репрезентативность содержания и значимость модели включенных в опросник примеров.

Были определены как ряд описаний ситуаций, так и множество вариантов реагирования на них, причем учитывался каждый из трех рассматриваемых уровней командования. В результате появились три версии НЗВР.
Валидизационное исследование. На окончательном этапе мы обратились к определению строгой валидности конструкта НЗВР. Мы подключили измерения вербальной способности, опыта и неявных знаний менеджеров наряду с оценкой эффективности командования, чтобы получить доказательства дискриминантной и конвергентной валидности.
Военачальники всех трех уровней, получившие более высокие баллы в рамках НЗВР, оценивались вышестоящими командирами как наиболее эффективно действующие. В случае с командирами взвода и батальона мы выявили, что с оценками эффективности коррелировали общие подсчеты по НЗВР, тогда как на уровне командиров рот с оценками вышестоящих руководителей коррелировали баллы по субшкале вопросов, связанных с областью отношений с начальником. Подтверждение того, что командиры, имеющие более высокие баллы по НЗВР, оцениваются начальниками как более эффективные руководители, не противоречит методам, используемым для подсчета баллов в рамках НЗВР.

Ответы в границах данного теста подсчитывались исходя из их близости к экспертным оценкам, а командиров в качестве экспертов указывали их начальники. Следовательно, ответы, наиболее сходные с экспертными, вероятно, имеют прямое отношение к позитивному восприятию эффективности вышестоящими руководителями.
На уровне роты мы получили оценки от равных по служебному положению, вышестоящих и подчиненных командиров и обнаружили связи между подсчетами в границах НЗВР и эффективностью командования, что было свойственно всем трем группам, дававшим оценки. Командиры, получившие более высокие общие баллы по НЗВР, оценивались как более эффективные руководители со стороны равных им по должности. Те, кто получил более высокие баллы по субшкале НЗВР, связанной с аспектами мотивации и содействия подчиненным в их развитии, оценивались как более эффективные командиры со стороны подчиненных.

Наконец, те, кто получил высокие баллы по субшкале НЗВР, выявляющей взаимодействие с начальником, оценивались как более эффективные руководители их командирами. Эти результаты соответствовали нашей характеристике проблем, связанных с командованием на уровне роты. Командир роты находится "посередине" и должен научиться стимулировать деятельность и развитие под-
чиненных, сотрудничать с равными себе по положению и одновременно действовать как часть сложной организации (батальона). Неявные знания, связанные с каждым из этих аспектов, судя по всему, наиболее релевантны восприятию тех людей, которые наиболее подвержены их влиянию. Хотя мы получили значимые корреляции НЗВР с оценками эффективности командных навыков, все еще остается под вопросом степень вклада НЗВР в понимание феномена командования.

Используя регрессивно-иерархический анализ, мы проверили возрастающую ва-лидность НЗВР по сравнению с традиционными тестами способностей, СМТ и НЗМ. В каждом случае, когда отмечалась значимая полная корреляция между НЗВР и оценками эффективности, мы обнаружили, что подсчеты по НЗВР значимо возрастают по сравнению с баллами, отмечаемыми в рамках НЗМ, что является дополнительным подтверждением специфичности области неявных знаний.

Рассматривая все собранные нами данные, мы доказали, что военачальники действительно имеют знания, соответствующие определению неявных, которые можно измерить, и что обладание ими важно для понимания эффективности командования.
Значение понимания руководства. Наши исследования, помимо того что можно лучше понять сферу военного командования, помогают также проникнуть в существо руководства вообще. На абстрактном уровне можно определить, какие типы поведения характерны для эффективных руководителей.

Они предполагают стимулирование деятельности и развития подчиненных, установление коммуникативности, признание успехов и вознаграждение за них, установление отношений доверия. Степень важности и проявление этих видов поведения, однако, зависит от контекста. Знание общих правил, например того, что "хороший руководитель мотивирует деятельность своих подчиненных", имеет ограниченную ценность, если руководитель не знает, как применять эти правила в жизни. Неявные знания о мотивации подчиненных, например, позволяют определиться, когда следует возлагать ответственность на солдат и вознаграждать их за выполнение заданий, чтобы поощрить их инициативу. Разница между осведомленностью в общих правилах и умениями их применять подтверждается тем, что знания армейских руководителей, отражающие специфику данной области, коррелировали с оценками эффективности руководителей (исключая уровень батальона), тогда как неявные знания менеджеров нет.

Хотя абстрактные категории поведения или неявных знаний способствуют пониманию сходства и различия руководителей, знание о том, что следует сделать в конкретной ситуации, оказывается более важным для понимания эффективности руководства.
Значение развития руководства. В процессе идентификации и оценки неявных знаний был получен ряд "информационных продуктов". Это и рассказы о специфике руководства, и советы, закодированные примеры неявных знаний и структура категорий, НЗВР и связанные с ответами данные. Все эти продукты потенциально значимы для развития эффективных руководителей. Хотя конкретные результаты исследования применимы главным образом к сфере армейского командования, они могут использоваться в любой области, неявные знания о которой рассматриваются.

Поэтому кратко опишем полученные информационные продукты.
90



Содержание  Назад  Вперед