Практическая значимость


Практическая значимость
Конечной целью изучения неявных знаний является совершенствование нашего представления о том, что же необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Мы обращались к различным областям; последние наши работы связаны с исследованием военачальников. Каждый раз мы получали все больше подтверждений мысли о важности неявных знаний, а также новые представления о самом их конструкте.

Ценность данной работы заключается и в том, что она потенциально применима к различным результатам реального жизненного опыта. Рассмотрение вопроса о практической значимости рассматриваемого явления предполагает три направления: идентификацию, разработку и оценку.
Идентификация
Одной из главных задач, оказавшихся побудительной причиной большинства наших исследований, стало выявление отличия людей, добившихся успеха в конкретной сфере, от тех, кто не имеет подобных достижений. Во многих областях чрезвычайно важно определить людей, обладающих неявными знаниями о том, как надлежит действовать при решении различных повседневных задач. Так, если кому-то нужно добраться до больницы во время снежной бури, то он, скорее всего, попросит помощи у друга из Вермонта, а не из Техаса, хотя они оба имеют одинаковые водительские права.

Такой выбор основан на предположении, что друг из Вермонта извлек из своего опыта поведения в аналогичных ситуациях еще какие-то уроки относительно поездок в снежную бурю.
Или другой, менее "экстремальный" пример: когда военная организация хочет продвинуть своих лучших командующих на более высокие должности, потребуется установить, кто из них имеет необходимые знания, навыки и способности. Часто в таких организациях людей отбирают после разного рода тестирования интеллекта и тестов, определяющих их профессиональные знания. Это значит, что различия индивидуальных знаний, уточняемые на основе таких измерений, могут быть минимальны. Деятельность же подчас разнится существенно. Это те вариации, что обусловлены получением неявных, связанных с опытом, знаний.

Другими словами, неявные знания объясняют развитие навыков, приобретаемых благодаря действительному повседневному опыту.
Тесты на неявные знания
Чтобы оценить индивидуальные особенности и различия в обладании неявными знаниями, надо использовать те типы тестирования, какие описаны в нашей книге. Они оценивают объем неявных знаний, которые получены человеком, и способность индивида применять их в решении проблем, с которыми тот часто сталкивается по роду своей деятельности.
В седьмой главе мы предложили методологию для разработки тестов, определяющих неявные знания, применимую для оценки практически любой области человеческой деятельности. Идентификацию этих знаний, свойственных конкретной области, облегчают обзоры соответствующей литературы и интервью с экспертами в данной сфере деятельности. При разработке теста важно установить критерий, на основе которого определяется, что можно классифицировать как неявные знания, а что ими не является.

В процессе разработки приходится обращаться к специалистам за подтверждением, отвечает ли конкретный пример заданному критерию или нет. Дополнительным этапом оказывается отбор образцов, которые бы с большей вероятностью позволили измерить неявные знания, характеризующие успешную работу людей в конкретной сфере деятельности. Конечно, перед тем как использовать тест для выявления людей, имеющих больший по сравнению с остальными объем неявных знаний, надо установить строгую валид-ность конструкта.

Нужно показать, что наивысшие результаты при тестировании характеризуют более успешную деятельность человека в заданной области.
Мы разработали тест на неявные знания для определенных сфер деятельности, включая бизнес-менеджмент, продажи, армейское командование. Тесты продемонстрировали надлежащую валидность конструкта. Методы, которые были использованы для разработки тестов на неявные знания, могут быть применены и для оценки иных областей деятельности, например работы полицейских, в лечебных учреждениях, в бригаде.
Навыки приобретения неявных знаний

Вторым способом выявления людей, обладающих практическими способностями, которые помогают им преуспеть в своей сфере, является оценка их склонности к получению и дальнейшему использованию неявных знаний. Если прибегать к определениям более общего плана, то можно сказать, что мы стремимся оценить способности определенных людей решать проблемы практического характера.
Для этого, как отмечалось в третьей главе, важны семь метакогнитивных навыков, или метакомпонентов (Sternberg, 1985a, 1986). Они позволяют человеку планировать его деятельность, проверять то, что он делает в настоящий момент, и оценивать сделанное. Эти метакогнитивные навыки дают возможность выявить существование проблемы и выяснить ее характер, а также выбрать стратегию решения, проследить за ним и оценить результат после разрешения проблемы.
Стернберг (Sternberg, 1985a, 1997а) также указал на три когнитивных процесса, о чем шла речь в шестой главе, которые являются основой получения неявных знаний. Ими являются селективное кодирование, селективная комбинация и селективное сравнение.



Содержание  Назад  Вперед