Тесты на специальные, профессиональные, знания


ниваемому человеку предвзято, поскольку, возможно, сами рассчитывали на повышение или хотели продвинуть на это место кого-то другого.
Для оценки деятельности используются такие объективные критерии, как зарплата, продажи или уровень продукции. Не имея отношения к той пристрастности, какую предполагают оценки, они субъективны с точки зрения того, что же такая оценка показывает. Например, тот, кто какое-то время отсутствовал на работе по болезни, мог потом выйти сверхурочно, чтобы наверстать упущенное. Подобным же образом зарплата может зависеть от стажа работы человека в данной организации или от рыночных цен, но совсем не обязательно, что она отражает заслуги человека. Объективные критерии также обычно оценивают очень ограниченный аспект деятельности.

Например, число публикаций, а не качество опубликованных работ.
Тесты, оценивающие исполнение рабочих заданий, характеризуют деятельность индивида при решении одного из подмножеств реальных задач, которые человек выполняет как часть своей повседневной работы. Возможности данного метода также ограничены в первую очередь потому, что так оценивается скорее максимальный, чем обычный масштаб деятельности. Это означает, что этими тестами скорее измеряется то, что человек может делать, чем то, что он будет делать.

Однако они предоставляют возможность непосредственно наблюдать за поведением индивида, что используется в том случае, когда нельзя установить потенциальные рамки рассмотрения, как, например, при оценке человека в качестве специалиста, хорошо знакомого с технологией своего дела. Указанные тесты контрольных заданий чаще используются при оценке эффективности обучения, чем рабочей деятельности (Borman, 1991).
Тесты на специальные, профессиональные, знания обычно оценивают технические, ориентированные на задачу, аспекты деятельности (например, как предоставить гарантию на часть машинного оборудования). Подобно тестам на выполнение рабочих заданий, они чаще применяются при оценке эффективности обучения и в основном рассматриваются как измеряющие скорее максимальный (а не обычный) уровень деятельность.
В отличие от традиционных измерений знаний тесты на определение неявных знаний в большей степени характеризуют типичную, а не максимальную для определенной области деятельность человека. Здесь нет единственно правильного ответа на вопрос, но может быть множество хороших реакций на ситуации. Эти тесты скорее измеряют процедурные, а не декларативные знания, в частности, процедурные знания, имеющие неявный характер. Следовательно, ими оценивается то, что человек принимает за лучший вариант действий в конкретной обстановке, а не его абстрактные знания об общих правилах или процедурах.

Тесты на неявные знания измеряют больше чем просто умения выполнять задания, это оценка эффективности действий с позиций межличностных отношений и самого человека.
В отличие от оценок деятельности, которые могут основываться на ограниченном числе наблюдений, тесты на неявные знания отражают индивидуальную реакцию на различные ситуации, являющиеся типичными для конкретной области деятельности. Некоторые исследователи считают, что тесты, связанные с суждением относительно ситуации, сходные по своему виду и разработке с тестами на
неявные знания, являются имитацией меньшей точности (Motovidlo et al., 1990). В этом смысле последние следует рассматривать как тесты на выполнение рабочего задания с ограниченным действием. Это значит, что тесты на неявные знания оценивают то, как человек поведет себя в ряде реальных ситуаций.
Борман (Borman, 1991) предположил, что критерием деятельности может служить одно или более из ее необходимых условий, что в сочетании с другими критериями должно обеспечить соответствующий охват определенной сферы деятельности. Мы согласны с этим автором в том, что, вероятно, ни одно единичное измерение не сможет охватить всей представленной области деятельности. Однако мы считаем, что тест на неявные знания оценивает важный аспект результата деятельности, основывающиеся на опыте практические знания.

В сочетании с другими измерениями (например, с оценкой начальства) тесты на определение неявных знаний могут более точно оценивать человеческую деятельность. Конечно, исследования позволяют определить значение теста неявных знаний при оценке деятельности.


Исследования, которые мы рассмотрели в предыдущих главах, подтверждают значение тестов неявных знаний для успешной идентификации этих знаний, развития и оценки. Как было показано, тесты, направленные на их выявление, помогают выделить тех людей, которые наиболее успешно работают в своей области, из тех, чья деятельность менее успешна. В настоящее время мы работаем также над определением индивидуальных различий в навыках, которые обеспечиваются благодаря полученным неявным знаниям. Этот существенный аспект деятельности также развивается посредством тренингов и совершенствования деятельности.

Неявные знания в конкретной области позволяют пролить свет на результаты интервью с экспертами в этих сферах и с теми, кто имеет меньший опыт. Неявным знаниям можно научиться либо непосредственно, либо благодаря различным методикам, таким как ролевые игры или имитации, которые являются базой для реальной деятельности. Можно предпринять и попытки увеличить объем собственных неявных знаний исходя из личного опыта. Те из них, что получены человеком безо всякой обеспеченности со стороны, имеют большую значимость для достижения индивидом различных целей и применимы к ситуациям, с которыми этот человек может столкнуться случайно. Для доказательства того, что люди эффективно обучаются в процессе опыта, используются примеры служебных ротаций, специальных заданий, обзоров деятельности и иные косвенные аргументы.

Конечно, системы поддержки не всегда доступны в любой ситуации, и еще много людей, по-прежнему не столь эффективно усваивают те уроки, что преподносит им их собственный опыт. Однако понимание пользы тех навыков, которые способствуют получению неявных знаний, о чем уже шла речь, может привести к новому многообещающему направлению в развитии аспектов практического интеллекта. И наконец, неявные знания могут внести новую составляющую в оценки деятельности людей.

Они позволяют сконцентрироваться на развивающейся компетентности, и показывают, насколько успешной является деятельность человека в той или иной конкретной области.



Содержание раздела