Заключение


Заключение
Более 25 лет назад Мак-Клеланд (McCleland, 1973) исследовал валидность тестирования когнитивных способностей, чтобы спрогнозировать критерий, связанный с реальностью, например выполняемая служебная деятельность. Он приводил доводы в пользу тестов на выявление способностей, которые лучше бы отражали эту деятельность. Проведенный анализ литературы, в которой исследуется обоснованность тестов на уровень интеллекта, свидетельствует о том, что Мак-Клеланд вполне мог быть пессимистически настроен относительно валидности таких измерений. Индивидуальные различия при тестировании интеллекта, определяемые по критерию, связанному с реальностью, например исполняемая служебная деятельность, колеблются в пределах от 4 до 25%. (Barrett Depinet, 1991; Hunter Hunter, 1984; Schmidt Hunter, 1998; Wigdor Garner, 1982).

Тем не менее эти открытия показали, что от 75 до 96% вариаций данного критерия нельзя отнести к индивидуальным различиям, характеризующимся разницей в уровне интеллекта. Появляющаяся литература, посвященная вопросам практического интеллекта и подобных ему конструктов, например таких, как социальный и эмоциональный интеллект, является ответом на призыв Мак-Клеланда найти новые методы для оценки практических способностей. Те научные работы и исследования, которые рассмотрены в данной книге, предоставляют доказательства, подтверждающие различие между академическим и практическим интеллектом.
Во-первых, различие между этими формами уже укоренилось в представлениях об интеллекте, разделяемых как непрофессионалами, так и учеными. Помимо тех аргументов, что приводятся при обращении к имплицитным теориям интеллекта (Sternberg et al., 1981), анализы его природы, проведенные исследователями, наводят на мысль о существенной роли практического интеллекта. Семьдесят лет назад редакторы журнала ournal of Educational Psychology провели симпозиум, на котором выдающихся теоретиков в области психологии просили описать, как они представляют себе интеллект и какие этапы в его изучении наиболее важны в перспективе.

Подобным же образом Стернберг и Деттерман (Sternberg Det-terman, 1986) поставили аналогичные вопросы перед современными ведущими теоретиками. Сравнительный анализ ответов двух групп ученых показал, что теперь в первую очередь их интересуют практические стороны интеллекта (Stern-
-



Содержание раздела