Третье доказательство


berg Berg, 1986). Например, из 42 важнейших этапов перспективных исследований, которые были названы этими теоретиками, изучение вопроса о проявлении интеллекта в реальной жизни упоминалось чаще всего. Это признание как современных ученых, так и некоторых респондентов.

Различия между академическими и практическими аспектами интеллекта также подтверждаются тем, что пожилые люди ощущают возрастные изменения своих способностей думать и решать проблемы (Williams, Denney Schadler, 1983). Три четверти людей преклонного возраста одинаково полагали, что их способности решать практические проблемы с возрастом увеличились, несмотря на то что их деятельность при решении заданий академического плана ухудшается.
Второе очевидное доказательство различий между академическим и практическим интеллектом дают исследования, в которых респондентов оценивают по тому, как они решают задания теоретического и практического характера. Эти эксперименты выявили несущественную корреляцию действий при выполнении двух видов задач или ее отсутствие. Результаты тестирования IQ и других подобных методов определения уровня интеллекта, как оказалось, не имели никакой связи с процессом обработки информации, например той, что продемонстрировали рабочие при заполнении тары на молокозаводе (Scribner, 1986), или сложным и эффективным алгоритмом, использованным жокеями (Ceci Liker, 1986,1988).

Они также не были связаны со стратегией, применяемой в ролевой компьютерной имитации, например главы городского правления (Dorner Kreuzig, 1983; Dorner et al., 1983), или точностью, с которой покупатели бакалейного отдела выбирают товар с лучшим соотношением цены и веса (Lave et al., 1984; Murtaugh, 1985). Эти исследования показали, что действия и детей, и взрослых обусловливаются тем контекстом, в котором происходит оценка их способностей. Когда задания не выходят из рамок знакомого контекста, например школьного или служебного, участники тестирования проявляют больший уровень интеллекта (Саг-raheretal., 1985; Roazzi, 1987).
Третье доказательство важности практических способностей исходит из теории управленческой деятельности. Рациональные теории, основанные на представлениях о том, как люди решают проблемы (Kepner Tregoe, 1965; Plimkett Hale, 1982), все же не воспроизводят точно разрешение таковых опытными и успешно работающими менеджерами. Сделанные наблюдения позволили исследователям описать решение управленческих задач как нелинейную, развивающуюся по спирали и ориентированную на действия деятельность (McCall Caplan, 1985; Mintzberg et al., 1976).

Такого рода знания можно определить как неявные, они становятся осознанными только благодаря рефлексии (Schon, 1983). Понимание того, что рациональная модель решения управленческих задач не объясняет поведение успешно работающих людей, означает, что для идентификации практических способностей, обусловливающих успех деятельности, требуются другие подходы.
И наконец, рассмотренные в этой книге исследования неявных знаний дают представление о новых подходах к пониманию практического интеллекта. Проведя серию исследований с университетскими психологами (Wagner, 1987; Wagner Sternberg, 1985), бизнес-менеджерами (Wagner Sternberg, 1990), про-



Содержание  Назад  Вперед