Навыки получения неявных знаний в сфере менеджмента


Три эти процесса не рассматриваются как независимые. Более того, при оптимальном познании они взаимодействуют. В каждой конкретной ситуации человек сталкивается с огромным объемом информации и должен не только решить, на какую ее часть стоит обратить внимание, но и понять, как ее воспринимать.

Чтобы определить, как же разрешить возникшую ситуацию, человек в определенной степени должен полагаться на свои прошлые знания, но имеющие отношение к возникшей ситуации, дабы среагировать на нее нужным образом и в срок.
Мы часто можем идентифицировать указанные процессы в рассказах индивидов об их практическом опыте. Приведенная ниже история о влиянии на поведение подчиненных, сообщенная военным командиром, помогает проиллюстрировать эти процессы.
У меня был начальник, который постоянно оставался в офисе после 19.00. Его непосредственные подчиненные также задерживались после 19.00, пока у него в кабинете не выключался свет. Однажды, будучи на дежурстве, я остановился у кабинета начальника и увидел его.

Он сидел, закинув ноги на стол, читал газету и смотрел новости по телевизору. Поскольку у меня были хорошие отношения с этим человеком, я спросил у него, что он делает. Начальник ответил: "У меня дома шестеро детей. Это мой шанс отдохнуть после всего, что случилось за день, и посмотреть новости". Я посадил его в свой джип, провез по части и показал, что все его подчиненные тоже оставались на работе, поскольку он до сих пор не ушел домой.

После этого он объяснил свое поведение на собрании, сказав, что все его подчиненные могут по окончании рабочего дня спокойно уходить домой в положенное время.
Во-первых, командир батальона заметил, что все оставались после 19.00 на своих рабочих местах. Он также заметил, что у начальника в кабинет в то же самое время горит свет (селективное кодирование). Он связал вместе два события и пришел к выводу, что все подчиненные ждали момента, когда их начальник пойдет домой (селективное сочетание). Затем обнаружил, что начальник сидит, положив ноги на стол, читает газету и смотрит телевизор (селективное кодирование). Он понял, что все это вместе показывает, что его босс больше не работает (селективная комбинация).

Основываясь на прежних случаях своего общения с этим человеком, рассказчик решился спросить его, почему он так поступает. Таким образом он узнал, что поведение начальника может существенно влиять на поведение его подчиненных.
Важность этих трех когнитивных процессов (селективного кодирования, селективной комбинации и селективного сравнения) для успешной деятельности подтверждается примерами из литературы о различиях в поведении экспертов и новичков. Исследования приобретенного мастерства выявили, что эксперты в отличие от новичков больше времени уделяют анализу новой проблемы, прежде чем приступить к ее решению. Кроме того, специалисты быстрее новичков воспринимают паттерны информации, а также в большей степени, чем вторые, полагаются на свой прежний опыт (Chi, Glaser Farr, 1988; Sternberg, 1996).

Более Того, столкнувшись с незнакомыми проблемами, опытные практики отыскивают и определяют предварительную значимую информацию (селективное кодирование), способы сочетания информации (селективная комбинация) и связь между их предшествующими знаниями и проблемной ситуацией (селективное сравнение) (Davidson Sternberg, 1998).
ТАБЛИЦА
Образцы вопросов, позволяющих оценить навыки получения неявных знаний
Навыки получения неявных знаний в сфере менеджмента
Вы занимаете должность вице-президента по маркетингу в компании "Шерман Электронике" (Sherman Electronics), которая продает аудио- и видеотехнику. Вы работаете в этой компании с момента окончания колледжа, уже 13 лет руководите людьми. После завершения административной программы (МВА) 2 года назад вам было предложено занять пост вице-президента по маркетингу в "Шерман Электронике". В первую очередь вы отвечаете за то, чтобы компания сохраняла свой сегмент рынка и успешно справлялась с конкуренцией. "Шерман" сдавала свои позиции на рынке аудио- и видеотехники в течение последних 5 лет. Раньше она была сильна тем, что опережала своих конкурентов с предложениями на рынке новых товаров.



Но в условиях быстроменяющегося рынка компания стала на несколько шагов отставать от лидирующих в этой области фирм. Поскольку вы перед этим главным образом руководили людьми, ваши знания о последних разработках в области аудио- и видеоэлектроники и новейших технологий весьма ограничены. У вас очень плотный график работы, но вы можете потерять эту работу, если вы или ваша компания будете действовать неэффективно.
Формат А: Дайте письменный ответ, что бы вы сделали в такой ситуации и почему.
Формат В: Ответьте на следующие вопросы, касающиеся данной ситуации.
Какую проблему вы видите в данной ситуации (распознавание и определение проблемы)?
Что бы вы сделали для решения этой проблемы (формулировка стратегии)!
Какую информацию вы бы использовали для того, чтобы сформулировать стратегию относительно этой проблемы (представление информации):
а) представленную выше (селективное кодирование);
б) известную вам из вашего прошлого опыта столкновения с подобными ситуациями (селективное сравнение);
в) пожалуйста, оцените по шкале от 1 (низший уровень) до 3 (высший уровень) важность каждого фрагмента информации, представленной в пунктах аи б(селективное сочетание)?
Какие дополнительные человеческие и/или материальные ресурсы понадобятся вам для решения проблемы, и понадобятся ли они вообще (распределение ресурсов)?
Как вы узнаете, что предлагаемая вами стратегия ведет к успеху (контроль и оценка стратегии)?
Сейчас мы разрабатываем методы тестирования этих процессов, задействованных в сфере военного руководства и бизнес-менеджмента. Тесты представляют собой глубокие и обширные исследования, построенные на оценке поведения людей, получивших определенные указания в форме входящих документов. Людям предлагают решить имитированные проблемы.

Опрашиваемым дают либо одиночные подсказки, прося их выработать решение проблемы, либо предлагают ряд вопросов, которые побуждают применить метакогнитивные навыки и полученные знания. Ответы респондентов оцениваются в зависимости от того,
96



Содержание раздела