Увеличение полученных неявных знаний


насколько хорошо каждым из них демонстрируется процесс решения проблемы. И в то же время оценивается и качество самого решения. Эти оценки можно сравнить с показателями традиционного тестирования неявных знаний, чтобы понять, на самом ли деле те из опрашиваемых, кто имеет высокие показатели неявных знаний, наиболее эффективно решают проблемы.

Краткий пример вопросов указан в табл. 9.
Разработка
В дополнение к идентификации людей, которые либо обладают неявными знаниями, либо стремятся их получать, можно сконцентрировать наши усилия на развитии таких знаний. Это значит, что следует сосредоточиться на деятельности, увеличивая объем неявных знаний, находящихся в распоряжении человека. Эти усилия предполагают непосредственную передачу тех уроков, которые в свое время получили наиболее опытные и удачливые практики в той или иной области, или помощь людям в развитии их навыков, которые можно усовершенствовать, если эффективнее использовать свой собственный опыт (Wagner, 1997).
Знания могут быть переданы посредством некоего "импульса" или "усилия". Под первым подразумевается процесс, когда знания передаются в структурированном виде от одного источника (например, инструктора или наставника) к другому (например, к студенту или учащемуся). Они обычно предварительно обрабатываются учителем и имеют тот вид, в каком их легче передать. На данной форме основано традиционное школьное обучение, поскольку это позволяет удостовериться в том, что был передан определенный объем знаний. Способы их получения при помощи определенных усилий, напротив, предполагают, что учащиеся сами извлекают знания из окружающей обстановки и самостоятельно их обрабатывают.

Мы рассмотрим два таких метода "импульса" и "усилия" в связи с развитием неявных знаний.
Увеличение полученных неявных знаний
Одним из объектов исследования являются сами неявные знания, влияние которых на достижение успеха по большей части недооценивается. Они могут быть слиты с действиями в процессе обучения или совершенствования, чтобы человек мог поделиться своим опытом с другими. Неявные знания, которые уже выявлены, могут быть сообщены другим людям (например, их можно получить, знакомясь с историей из опыта какого-либо человека) или они могут быть задействованы в помощи другим индивидам или же для ориентации людей на те типы ситуаций, которые благоприятствуют получению значимых неявных знаний.

Мы различаем типичные учебные программы, которые обычно имеют определенные временные ограничения и далеки от реальной деятельности; действия, направленные на совершенствование знаний, которые обычно тесно связаны с реально выполняемой деятельностью; самостоятельную деятельность индивидов, направленную на их самосовершенствование.
Учебные программы. Это целый перечень от краткосрочных семинаров до длительных курсов, проводимых в учебном заведении, например университете или образовательном центре. Многие учреждения при повышении квалификации
персонала полагаются на официальные образовательные программы. Важность такого формализованного обучения признается и многими работодателями, которые хотят, чтобы их служащие имели должный уровень официально полученного образования. Большинство учебных программ создаются для того, чтобы улучшить общие знания и навыки.

Их содержание обычно представляет набор широко известных и доступных знаний. Однако эти программы могут быть полезны в плане приобретения не столь легко передаваемых неявных знаний, которые характеризуют успешную деятельность людей в рамках конкретной области.
Есть все основания считать, что неявные знания, заложенные в учебные программы, увеличивают их эффективность. Рекомендации для разработки действенных обучающих программ предполагают применение таких методов, как принятие решений на основе прежнего личного опыта учащихся, привлечение значимых и конкретных примеров, помощь учащимся в истолковании их опыта, создание благоприятных условий для реализации основных принципов и обеспечение обратной связи (Campbell, 1988; Howell Cooke, 1989). Неявные знания, которые можно почерпнуть из определенной области человеческой деятельности, отвечают многим из этих целей.

Чтобы использовать не отдельные конкретные образцы, а более общие принципы, следует обратиться к специальным примерам неявных знаний. Соответствующие рассказы, подобранные экспертами, помогут людям выразить их собственный опыт. Неявные знания также благоприятствуют практическому применению полученных уроков и осуществлению так называемой обратной связи.

Например, учащихся могут попросить решить одну из проблем, представленных в перечне неявных знаний, а затем сравнить с ответом эксперта, чтобы оценить свое предложенное решение.
Способы передачи неявных знаний или навыков, свойственных определенной сфере деятельности, различны. Это и лекции, и дискуссии, и ролевые игры, и имитация ситуаций. Кратко рассмотрим, как в этих случаях применяются неявные знания. Преподаватель может непосредственно на основе личного опыта дать своим ученикам надлежащие уроки.

При использовании сценариев приобретения неявных знаний резонно использовать практические способы обучения, например сравнение выбранного индивидом решения с решением эксперта. Скажем, в ситуации, когда начальник требует от своих подчиненных продолжить выполнение необдуманного задания, эксперты, вероятно, посчитают хорошим выходом объяснение начальнику, что исполнение данного задания требует привлечения больших, чем имеется в настоящий момент у подчиненного, ресурсов. Эксперты, очевидно, также согласились бы, что худшим решением была бы попытка, несмотря ни на что, выполнить непосильную задачу, чтобы руководитель видел, насколько сильно рвение его подчиненных.

Эта информация подходит для разработки практических правил о том, как поступать в случае с необдуманными поручениями начальства. Таким практическим правилам полезно обучить индивидов, чей опыт в конкретной области деятельности меньше.
Возможности обучения неявным знаниям были продемонстрированы в исследовательской программе, касающейся детей (Gardner, Krechevsky, Sternberg Okagaki, 1994; Sternberg, Okagaki ackson, 1990). Она получила название Проект практического интеллекта для школ (Practicall Intelligence for Schools) и пре-
98



Содержание  Назад  Вперед