Структура жизненных систем


ливать и понимать повседневные проблемы) и социальный интеллект (т. е. способность осознавать и понимать социальные проблемы). Академическая включает в себя умозрительный интеллект (т. е. способность обдумывать и воспринимать задачи академического, абстрактного характера) и язык (способность понимать и общаться).
В модели Гринспена и Дрискола (Greenspan Driscoll, 1997) учтена идея Кантор и Килстрома (Cantor Kihlstrom) о том, что формы социального интеллекта есть связующее звено между интеллектом и особенностями личности. Тенденция рассматривать личность как источник желаний, а интеллект как источник возможностей побудила многих исследователей трактовать их как отдельные друг от друга конструкты. Модель ГринспенаДрискола устанавливает, что социальные навыки определяются как интеллектуальными, так и неинтеллектуальными компонентами.
Структура жизненных систем
Согласно структуре жизненных систем (LSF), оценивающей функционирование и развитие человека (Ford, 1987, 1994; Ford Ford, 1987), интеллект это действенное стремление к цели в определенных обстоятельствах или в определенной области деятельности (Ford Mayer, 1998). Ключевым аспектом LSF является эпизод поведения, целенаправленная, контекстуально обусловленная модель поведения. Повседневная жизнь состоит из непрерывной цепочки эпизодов поведения. Они могут включать в себя моторную или коммуникативную активность, процесс информационного поиска или процесс обдумывания.

Повторяющиеся эпизоды формируют схему эпизодов поведения (BES), с которой связаны направленность внимания и мышления, чувства и действия. Можно сказать, что ее определяют декларативные и процедурные знания и навыки. Комбинация определенного числа BES ведет к гибкости в отношении различных типов повседневных проблем, что и рассматривается как основной компонент социального и практического интеллекта(Ford,1986).
Ни модель Гринспена, ни модель Форда и Мейера (Ford Mayer, 1998) полностью не охватывают понятия эмоционального интеллекта в том виде, как он определен в работе Мейера и коллег (Mayer et al., in press). Вероятно, Гринспен и Дрискол рассматривают понятие эмоционального интеллекта подобно социальному, т. е. как связывающее понятия личности и интеллекта. Обе эти модели и подходы к исследованию социального и эмоционального интеллекта, обсуждавшиеся в данной главе, указывают на важность неакадемического и нетрадиционного интеллекта, определяющих фактор успеха в жизни.

Этот взгляд лежит в основе теории Стернберга, которая, кстати, была названа теорией интеллекта, направленного на достижение успеха.
Последовательное различение навыков теоретического и повседневного плана, установленное Гринспеном и Дрисколом, соответствует разнице между академическим и практическим интеллектом, на которую указывал Стернберг (Sternberg, 1985а). Вместе с тем концепция практического интеллекта является частью более
обширной теории теории интеллекта, приводящего к достижению успеха, называемой также трехкомпонентной теорией (Sternberg, 1997a). В соответствии с ней интеллект, обеспечивающий успех, это способность человека достигать в жизни успеха, уровня заданных личных стандартов, обусловленного конкретным социально-культурным контекстом. Способность добиваться успеха зависит от умения человека аккумулировать свои сильные качества и корректировать или компенсировать свои слабости посредством равновесия аналитических, творческих и практических способностей, чтобы можно было адаптироваться к окружающей среде, формировать или изменять ее.
Теория интеллекта, позволяющего добиться успеха, служит основой представленных в этой книге работ, касающихся практического интеллекта и неявных знаний. В этой главе мы более детально опишем основные составляющие данной теории. Затем рассмотрим методы оценки этих составляющих, включая способность применять знания в реальной жизни, при решении практических задач.
Субтеории
Стернберг (Sternberg, 1988, 1997а, in press-c) своей теорией пытается объяснить взаимосвязь между интеллектом и:
1) внутренним миром отдельной личности, или механизмами мышления, которые определяют разумное поведение;


2) опытом, или ролью перемен в жизни отдельного человека, выступающих как связующее звено между внутренним и внешним миром;
3) внешним миром отдельной личности, или использованием когнитивных механизмов в повседневной жизни для того, чтобы добиться функциональной адаптации к окружающей обстановке.
Эти три части соответственно субтеория компонентов, субтеория опыта и субтеория контекста.
Компонентная субтеория. Она направлена на объяснение процесса мышления, который определяет разумное поведение. Согласно ей, в обработке информации задействованы три рода компонентов: метакомпоненты, компоненты исполнения и компоненты приобретения знаний.
Метакомпоненты необходимы для организации высокоуровневых исполнительных процессов, чтобы спланировать деятельность, контролировать ее и оценивать сделанное. Эти метакомпоненты означают:
распознавание наличия проблемы;
определение природы проблемы;
отбор ряда процессов низшего уровня, которые помогут решить проблему;
отбор стратегий, чтобы скомбинировать эти компоненты;
отбор умственных представлений, для исполнения которых задействуются стратегия и компоненты;
локализацию умственных ресурсов человека;
контроль индивида за решением проблемы и его реализацией;
оценку решения проблемы после его исполнения.



Содержание раздела