Компоненты приобретения знаний


Компоненты исполнения характеризуют процессы низшего уровня, которые реализуют установки и планы, сформированные метакомпонентами Число последних, включенных в решение различных задач, относительно ограничено, число же компонентов исполнения значительно больше, и многие из них являются специфическими, рассчитанными на узкий диапазон задач (Sternberg, 1985a). Индуктивное осмысление задач их представление в виде моделей, аналогий, рядов и классификаций обеспечивает потенциальное проникновение в природу генерального фактора интеллекта. Такого рода индукция проблем показывает высочайшую нагрузку на генеральный фактор интеллекта, или g (ensen, 1980; Snow Lehman, 1984; Sternberg Gardner, 1982).

Основными компонентами процесса индуктивного осмысления являются кодирование, составление предположений, планирование, применение, сравнение, оценка и отклик.
Компоненты приобретения знаний позволяют понять, каким образом следует исполнить то, что в конечном счете осуществляют метакомпоненты и компоненты исполнения. Три составляющие приобретения знаний являются главными в интеллектуальном функционировании: выборочное кодирование, выборочное комбинирование и выборочное сравнение.
Выборочное кодирование предполагает отделение значимой информации от незначимой. Когда появляется новая информация, значимая для определенных целей, то она погружена в большой объем незначимой. Критической задачей становится "отделение зерна от плевел", распознавание среди полученной информации значимой для достижения цели (Schank, 1990).
Выборочное комбинирование представляет собой сочетание выборочно закодированной информации для формирования интегрированной правдоподобной цельности. Чтобы сформировать структуру новых знаний, недостаточно простого отделения значимой информации от незначимой. Человек должен знать, как скомбинировать разные части информации, чтобы получить взаимосвязанное целое (Mayer Greeno, 1972).
Выборочное сравнение это соотнесение новой информации со старой, которая уже хранится в памяти. Недостаточно просто закодировать и скомбинировать информацию, она должна быть связана с какой-либо уже существующей базой знаний. Процессы удачного выборочного сравнения позволяют понять, каким образом существующие знания послужат в настоящей ситуации, в то время как неудовлетворительное сравнение не дает увидеть взаимосвязь между существующей и новой информацией.

Например, квалифицированный юрист обращается к прошлым прецедентам, а опытный врач анализирует прежние заболевания, какие способны пролить свет на новые.
Различные компоненты интеллекта действуют совместно. Метакомпоненты активизируют компоненты исполнения и накопления знаний, которые, в свою очередь, обеспечивают обратную связь с первыми. Если в условиях эксперимента человек способен отделить разного рода компоненты обработки информации от задач исполнения, то на практике все составляющие функционируют вместе, тесно взаимодействуя, и непосредственно не вычленяются. Таким образом, как при диагностировании, так и при инструктивном вмешательстве следует учитывать
все три типа компонентов в их взаимосвязи, а не рассматривать каждый по отдельности. Однако понимание природы компонентов интеллекта не является само по себе достаточным для понимания природы собственно интеллекта, поскольку тот больше, чем просто ряд процессов, задействованных в обработке информации. Человек едва ли поймет, принимая во внимание только оценки компонентов обработки информации (например, тестирование интеллекта), что делает одного из людей более интеллектуальным, чем другого.

Иные аспекты трехкомпонентной теории соотносятся с другими аспектами интеллекта, способствующими индивидуальным отличиям в исполнении, как вовне тестовых ситуаций, так и в их рамках.
Субтеория опыта. Компоненты процесса обработки информации всегда при-ложимы к задачам и ситуациям, применительно к которым человек уже владеет предварительным опытом различного рода, с каким и связаны эти внутренние механизмы. Согласно субтеории опыта, компоненты не могут одинаково хорошо измерить интеллект на любом этапе жизненного опыта.



При оценке интеллекта требуется рассматривать не только компоненты, но также уровень опыта, к которому они применимы.
По положениям данной субтеории, уровень интеллекта лучше всего оценивать, рассматривая те области общности опыта, что включает, с одной стороны, задачи или ситуации, являющиеся относительно новыми, а с другой те, решение которых становится автоматичным.
Несколько доказательств основано на представлении о способностях, которые проявляются при решении относительно новых задач, и это хороший способ оценить уровень интеллекта. Дэвидсон и Стернберг (Davidson Sternberg, 1984) установили, что одаренные дети лучше справлются с решением новых задач, чем неодаренные. Исследования текучего интеллекта, определяющего поведение в новых ситуациях (Cattell, 1971), исходят из того, что результаты тестирования, измеряющего способность разбираться в новой ситуации, относительно близки к тем, что получены в результате оценки основного фактора интеллекта (Snow Lohman, 1984).
Также существует ряд доказательств, подтверждающих автоматизацию способностей, которая является ключевым аспектом интеллекта. Стернберг (Stern-berg, 1977) установил, что соотношение между действиями, предпринимаемыми при решении аналогичных проблем, и результатами измерения основного интеллекта возрастает с практикой. Первая ступень в модели автоматических действий, предложенной в работах Акермана (Ackerman, 1987), Кафнера и Акермана (Kafner Ackerman, 1989), также связана с уровнем интеллекта. Йенсен (ensen, 1982) и Хант (Hunt, 1978) объясняли корреляцию между такими задачами, как выбор времени реакции и подбор соответствующих букв, взаимосвязью скорости обработки информации и интеллекта.

Альтернативное объяснение утверждение, что некоторые виды корреляции возникают благодаря эффекту автоматизации процессов информационной обработки.
Способность решать относительно новые задачи и способность автоматически обрабатывать информацию взаимосвязаны. Если человек хорошо осуществляет второе, то это значит, что он располагает большими ресурсами, какие требуются,



Содержание раздела