Аналитика-фигуральный тест


Аналитика-фигуральный тест (матрицы). Студенты видят фигуральную матрицу, где внизу справа пропущено число, они должны сказать, какие из возможных вариантов можно поставить на это место.
Аналитическое эссе. От студентов требуется проанализировать преимущества и недостатки полицейской охраны или охранной службы в здании школы.
Раздел STAT, касающийся творчества, состоит из четырех субтестов (вербального, количественного, фигурального и эссе). Вопросы креативно-вербального характера предполагают рассуждения, противоположные фактам, и оценку способности размышлять в относительно новом направлении. При креативно-количественных заданиях используются символы на месте определенных чисел и от испытуемого требуется произвести необходимую замену.

При креативно-фигуральном тестировании нужно завершить последовательности в указанной области, отделить ту, которая является завершением правила. Четыре креативных субтеста представляют собой:
Креативно-вербалътый тест (новые аналогии). Студентам предлагают вербальные аналогии, имеющие парадоксальные предпосылки (например, падение денег с деревьев), и они должны решить задания на аналогии так, как будто бы их предпосылки были правдивыми.
Креативно-количественный тест (действия с новыми числами). Студенты сталкиваются с правилами операций новых чисел (например, правило flix, при котором нумерологические манипуляции построены на математической зависимости, когда одно из двух исходных чисел больше, равно или меньше второго). Студенты должны воспользоваться операциями с новыми числами, чтобы решить поставленную перед ними математическую задачу.
Креативно-фигуральный тест (завершение новыхрядов). Студентам сначала дают ряды цифр, включающие одну или две трансформации. Затем они должны применить правило исходных последовательностей к новым, различая их вид, чтобы составить из них ряды.
Творческое эссе. От студентов требуется описать, как бы они реформировали систему их школы, чтобы достичь идеала.
И наконец, раздел теста STAT, измеряющий практическую область. Он был разработан для того, чтобы оценить способность применять свои знания при решении задач практического характера. Практико-вербальный раздел требует от респондента решить проблемы, подлежащие дедуктивному обоснованию. Практико-количественный раздел тестирования требует от респондента количественного обоснования повседневных проблем такого типа, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни.

Разделы, посвященные практико-фигуральному тестированию, позволяют определить способность рационально планировать предстоящие действия исходя из информации, которая представлена респонденту в виде карты или диаграммы. Четыре субтеста, проверяющих практические способности, это:
Практика-вербальный тест {повседневноерассуждение). Студенты должны решить серию повседневных проблем из жизни молодого человека (например, как быть с другом, с которым плохо обошлись).
Практика-количественный тест (повседневная математика). Студенты должны решить математические задачи на основе требований, обусловливающих применение математики в повседневной жизни (например, покупка билетов на футбол или приготовление домашнего печенья).
Практика-фигуральный тест (планирование пути). Респондентов знакомят с картой местности (например, парка). Затем они должны сказать, как эффективнее передвигаться, чтобы попасть в обозначенное на карте место.
Практическое эссе. Студентов просят точно определить проблему, существующую в их жизни, и предложить возможные практические пути ее решения.
Вопросы, предполагающие выбор из различных вариантов, оценивались при помощи специального ключа, разработанного для этих целей. Эссе оценивались по коэффициентам обученности, что отражало уровень аналитического, творческого и практического мышления. С использованием теста STAT (Sternberg Clinkenbeard, 1995) у 64 участников были определены различные способности. Другие тесты, которыми пользовались для этих целей, стали тест Термана на владение понятиями (определение способностей к кристаллизации информации), оценка критического мышления ВатсонаГлезера (вербальный тест на уровень критического мышления), тест g-показателя культуры Кэттелла (на определение уровня текучих способностей) и тест, определяющий наличие внутренних проблем (адаптированный тест Стернберга (Sternberg, 1986)). Корреляция итогов STATc результатами этих тестов была следующей: для аналитических способностей 0,43; 0,53; 0,55 и 0,47 (во всех случаях существенная), для творческих способностей соответственно 0,43; 0,53; 0,55 и 0,59 (во всех случаях существенная), практических 0,21; 0,32; 0,36 и 0,21 (можно говорить о существенной корреляции во втором и третьем случаях).



Из измерения трех процессуальных сфер посредством STAT уровень практических способностей наименее коррелировал с традиционным измерением общего интеллекта.
Впоследствии (Sternberg, Ferrari, Clinkenbeard, Grigorenko, 1996; Sternberg, Grigorenko, Ferrari, Clinkenbeard, 1999) STAT-тестированию подверглись 324 учащихся, считавшихся в своих школах одаренными, причем это были школьники как из США, так и некоторых других стран, отобранные в рамках летней психологической программы Йельского университета (на уровне колледжа). По результатам тестирования их причислили к одной из пяти групп: с высокими аналитическими способностями, с высокими творческими способностями, с высокими практическими способностями, группа со сбалансированными способностями (высокий уровень всех трех видов способностей) и группа с недостаточно сбалансированными способностями (низкий уровень трех способностей). Учащиеся, приехавшие в Йель, были там разделены на четыре учебные группы.

Во всех четырех они пользовались одними и теми же учебными психологическими руководствами (версия книги Стернберга (Sternberg, 1995b)). Они слушали одни и те
OO



Содержание раздела