Результаты тестирования с применением staт


же лекции по психологии. Различались лишь дискуссионные секции, определенные для этих групп. Они были распределены адекватно условиям обучения, в соответствии с аспектами памяти, либо аналитических, либо творческих или практических способностей.

Например, там, где большое внимание уделялось памяти, детей просили описать принципы основной теории депрессии. Там, где делался упор на аналитические способности, их просили сравнить две теории депрессии и выявить их различия. В группе детей с творческими способностями предлагали сформулировать их собственную теорию депрессии.

А учащиеся с выраженными практическими способностями обсуждали, как можно применить их знания о депрессии, если им потребуется помочь другу, находящемуся в угнетенном состоянии.
Учащиеся всех четырех групп были оценены по результатам выполнения домашней работы, промежуточных и итогового экзаменов и на основе самостоятельного плана. Работа каждой группы оценивалась с точки зрения уровня памяти, аналитических, творческих и практических способностей. Следовательно, все обучавшиеся оценивались равно адекватным образом.
Стернберг и его коллеги (Sternberg et al., 1996) провели факторный анализ принципиальных компонентов и обнаружили слабый основной фактор. Эти результаты дают возможность предположить, что генеральный фактор интеллекта, возможно, является существенным только в том случае, когда оценивается сравнительно узкий диапазон способностей, на что сориентированы привычные тесты. Исследователи обнаружили, что параметры тестирования существенно влияют на результаты: тесты с многовариантными решениями коррелировали с другими такими же измерениями, причем соотношение отмечалось вне зависимости от того, что оценивалось этими заданиями. Однако результаты тестов-эссе показали весьма слабую корреляцию с заданиями, предполагавшими различные варианты ответов.

После того как исследователи стали следить за модальностью тестирования (задания с выбором ответа противопоставлялись эссе), корреляция между оценками аналитического, творческого и практического сегментов была незначительной, показывая относительную независимость трех разных областей. Все три теста на определение аналитических, творческих или практических способностей существенно предсказывают направленность действий опрашиваемого. Когда был применен анализ методом мультипликативной регрессии, то ученые установили, что как минимум два из трех измерений способностей показательно связаны с предсказанием измерений на достижение успеха.

Вероятно, отражая сложность аналитического способа обучения, уровень аналитических способностей является существенным фактором при составлении прогнозов. Важно отметить, что он соотносится со способностью обработки информации, благодаря чему учащиеся, которым были созданы условия, соответствующие модели их способностей, превосходили по результатам тех, кому эти условия не подходили. Другими словами, когда способ обучения учащихся соответствует стилю их мышления, они добиваются лучших результатов в школе.

Дети с творческими и практическими способностями, не имевшие возможности учиться в условиях, адекватных модели их мышления, испытывали затруднения на дальнейших стадиях обучении.
Таким образом, результаты тестирования с применением STAТ показывают, что теория интеллекта, направленного на достижение успеха, оправдана не толь-
ко в отдельных частях, но и в целом. Более того, данная теория может быть применима не только для лабораторного тестирования, но и в школьной практике.
Совсем недавно трехкомпонентная теория была проверена на взрослых, у которых отличным от вопросов STA Т образом определялся уровень аналитического, творческого и практического интеллекта. Григоренко и Стернберг (Grigorenko Sternberg, in press) проводили оценку аналитического, практического и творческого интеллекта среди 452 женщин и 293 мужчин в возрасте от 26 до 60 лет в большом промышленном городе России. Условия жизни в России характеризуются финансовой, политической и социальной неопределенностью и нестабильностью.

Исследователи предположили, что в таких условиях для успешной адаптации к постоянно меняющемуся социальному контексту практический и творческий интеллект должен играть не меньшую, а, возможно, большую роль, чем аналитический.

Григоренко и Стернберг оценивали аналитические способности, используя субтесты рядов и матриц из Теста, определяющего g. Для измерений текучих способностей они применили тесты Показатель культуры и Уровень II. Оценка кристаллизованного интеллекта осуществлялась при помощи традиционных тестов, применяемых в России. В их основе лежит принцип аналогий и указания синонимов или антонимов для заданных слов.

При определении уровня творческого интеллекта участников тестирования просили описать мир, как он видится глазами насекомых, и описать, кто может жить и что может происходить на вымышленной планете под названием "Примула". В ответах респондентов оценивались новизна, высокое качество и сложность исполнения. Тестируя практический интеллект, респондентов просили рассказать об их практических знаниях и навыках в социальной области (т. е. оценить, насколько эффективно и успешно происходит их взаимодействие с другими людьми), в семейной сфере (т. е. умение вести домашнее хозяйство, планировать, семейный бюджет), а также оценить эффективность решения ими внезапно возникающих проблем (т. е. умение организовать что-либо, превращающееся в хаос). Участников также просили отозваться о четырех изображениях, основанных на следующих темах:
как сохранить накопления;
как быть, если человек, сделав покупку, обнаруживает ее неисправность;
как найти медицинскую помощь, когда она нужна;
как распорядиться премией, которую человек получил за выдающуюся работу.
Участников тестирования просили из пяти вариантов ответа, предлагаемых для каждого эпизода, выбрать, на их взгляд, лучший. Наиболее частотный ответ принимали в качестве ключевого. И наконец, использовали оценку состояния здоровья и умственных способностей, которую давал каждый участник опроса сам себе.

Опрашиваемые получали отчет о своем здоровье, составленный на основе полученных анализов, историй болезни или на основе сведений об их хронических заболеваниях. Исследователи применили шкалу беспокойства Бека (BAS) (Beck, Epsten, Brown Steer, 1988), опросник депрессии Бека (БОГ) (Beck, Ward, Men-delson, Mock, Erbaugh, 1961), столь же показательные, как и предложенные пять
02



Содержание  Назад  Вперед