Семантическая память


Семантическая память
1. Структуры памяти и схематическое изображение путей получения знаний в когнитивной модели неявных знаний
умственный процесс, восприимчивый к ковариантнои структуре окружающей обстановки к тому, что с чем сосуществует в жизни. Эти процессы, определяемые по-разному как индукция, абстрагирование или извлечение инвариантов, обособляют признаки и/или структуры эпизодов и создают абстрактное или общее представление об этой делимой структуре. Таким образом, линия А может быть рассмотрена как один из путей, по которому информация о личном опыте, непосредственном или опосредованном, благодаря последующему кодированию поступает в процедурную или семантическую память.
Линия В соответствует процессу, благодаря которому основные знания о мире приобретаются прямо, чаще всего в процессе официального обучения. Например, гражданский исследователь, не имея личного опыта общения с солдатами, узнает, прочитав армейский устав, какое дисциплинарное взыскание вытекает из определенного проступка. Такие знания в соответствии с нашей моделью оформляются как общепринятые знания, которые более или менее прямо поступают в семантическую память.
Линия С соответствует процессу, благодаря которому знания, полученные непосредственно или посредством собственного опыта, поступают на хранение в процедурную память. Это знания об определенном поведении и выполнении задач. Например, армейский устав шаг за шагом расписывает процесс воспитания солдат, которые не выполняют приказы.

Иными словами, части информации, становясь эксплицитными, поэтапно фиксируются в памяти, и офицер подберет подходящее дисциплинарное взыскание, не обдумывая каждый шаг. И наоборот, знания о дисциплинарных действиях могут быть получены на основе собственного
Описание неявных знаний как различных уровней абстракции ]
опыта. Например, офицер может выбрать такую воспитательную тактику, которая неизвестна солдатам и, следовательно, оказывает большее влияние на их поведение, чем знакомая и ожидаемая.
Знания, находящиеся в процедурной памяти, могут также быть получены из эпизодической памяти (линия А г). Это значит, что информация о различном опыте кодируется в виде ряда комплексных процедурных правил, определяющих реагирование на различные ситуации. Например, после нескольких стычек с недисциплинированными солдатами офицер может выработать ряд правил о том, какое дисциплинарное взыскание следует применить в зависимости от ситуации. Информация, хранящаяся в процедурной памяти, также может быть в дальнейшем закодирована и переведена в основные знания (линия С3).

Знания офицера о дисциплинарном взыскании могут быть выражены в обобщенном правиле, согласно которому лишение привилегий более действенная мера, чем наказание дополнительными физическими нагрузками.
Модель учитывает и прямое, и непрямое воздействие процесса получения знаний на поведение. Знания, обретенные в результате личного опыта, оказывают прямое воздействие на поведение благодаря размещению информации о полученных знаниях в процедурной или эпизодической памяти. Также знания такого рода, поскольку опыт кодируется сначала в эпизодической памяти, могут опосредованным образом влиять на поведение, так как потом информация об этих знаниях переносится в процедурную или семантическую память.

Полученные знания оказывают воздействие на поведение благодаря тому, что они кодируются в процедурной или семантической памяти. Например, офицеры могут наказывать солдат за неповиновение, поскольку они полагают, что игнорирование случаев непослушания подрывает их авторитет.
В основном люди способны сформулировать скорее основные знания, хранящиеся в семантической памяти, чем те, что хранятся в эпизодической или процедурной. Но поведение, демонстрируемое этими людьми, отражает нечто большее, чем просто обладание основными знаниями. Исследователи показали, что даже когда память о конкретных эпизодах кажется утраченной, информация об этих эпизодах все равно влияет на поведение человека (acoby, 1983; Schacter, 1987).

Наиболее прямая связь была обнаружена при исследованиях имплицитной памяти, когда участники знали, что в списке появилось слово, и при этом не могли вспомнить, чтобы изучали этот список (Gardiner, 1988; Tulving, 1985).


Процедурные знания, как было показано выше, управляют поведением, и вовсе нет необходимости в их осознании. Офицеры знают, как реагировать на неповиновение солдат, но, вероятно, они не смогут объяснить, откуда им известно, когда именно стоит предпринимать ответные действия. Знания, полученные путем, который обозначен линией Су связаны непосредственно с источником их получения, в котором информация предварительно представляется в виде ряда определенных процедур и поступает непосредственно к отдельному человеку.

Знания, приобретенные в личном опыте ( Сг), не так легко проследить, поскольку обработка информации производится самим человеком. Индивид является единственным источником тех или иных знаний, но он, скорее всего, не сможет объяснить, что именно он знает.
| 14



Содержание раздела