Разработка опросника неявных знаний


Обзор литературы
Интервью
Отбраковка/
кодирование
примеров
неявных знаний
Сортировка
примеров
неявных знаний
"Накопление"
примеров неявных знаний
Разработка
исследования
неявных знаний
(ИНЗ)
Применение ИНЗ
Анализ данных опросника
Выводы и расшифровка
Распределение по категориям"
Статистика примеров
Отбот примеров неявных знаний
Разработка
предварительных
опросников
"Обратная связь" от экспертов
Изучение фокуса группы
Дальнейшая
проверка
опросников
Примеры неявных знаний
Опросники для измерения неявных знаний
2. Разработка опросника для измерения неявных знаний. Стадии действия и источник информации
тивных знаний в этой области. Особенно это касается этапов, целью которых является отбор содержания, наиболее перспективного в плане оценки и в измерении индивидуального объема неявных знаний.
Термин перспективный применяется для обозначения подмножества неявных знаний, наиболее способствующих получению результата, и тех из них, которые предполагается использовать при составлении вопросов для тестирования. Взятые вместе, они служат валидизации оценки неявных знаний респондентов, имеющих отношение к данной области деятельности. Эта последовательность шагов выработана в результате проведения различных исследовательских проектов и применима для идентификации и измерения неявных знаний в любой области деятельности.

Мы изложим содержание каждой стадии этого процесса: от идентификации примеров неявных знаний до создания окончательного варианта опросника.
Идентификация знаний
Как показано на 2, мы, как правило, начинаем с литературы, относящейся к определенной служебной области (например, справочники о продажах, армейские профессиональные публикации), чтобы определить начальный уровень неявных знаний, обусловленный опытом, для соответствующей профессии (например, продавец или офицер армии). Эти обзоры литературы дают полезную информацию для составления опросника по неявным знаниям и помогают составить начальное представление о системе организации знаний, или структуре категорий. Например, исследуя деятельность менеджеров, Вагнер и Стернберг (Wagner Sternberg, 1986) предложили структуру практического интеллектуального поведения, которая включала неявные знания о том, как управлять собой, людьми и как делать карьеру.
Обычно обзор литературы не предоставляет существенное число примеров, на основе которых можно выработать критерий оценки или которые содержали бы достаточное количество деталей, благодаря которым можно определить неявные знания в том виде, как это представляется нам. Мы обнаружили, что практические советы, содержащиеся в профессиональной литературе, часто оторваны от контекста и являются преобразованными в семантические знания. Нам также представляется, что в издаваемой профессиональной литературе умалчивают некоторые неявные знания, например противоречащие принятой теории. Таким образом, следующий этап это опросы тех, кто уже какое-то время с успехом работает в данной области.

Интервью с ними позволяют накопить огромный объем информации, на основе которой можно разрабатывать опросник по неявным знаниям. Опишем метод для проведения таких интервью.
Метод извлечения неявных знаний. Отбирая участников интервью, нужно определить, кто мог бы послужить эталоном, обладателем несомненных неявных знаний. Мы искали людей, которые имеют опыт работы в конкретной области и добились в ней успеха. Индивиды, добившиеся больших достижений, очевидно, обладают более ценными неявными знаниями, чем другие.

Более того, люди, занятые в практической области интересующей нас сферы, имеют больше неявных знаний, чем занимающие другие должности (например, руководители) или ранее бывшие на других постах. Вполне возможно, что эти индивиды оценивают иные знания, которые оказываются существенными в рамках совершенно других перспектив. Как только будет определен резерв практикующих специалистов, устанавливаются эксперты в заданной области. Это происходит формальным образом (на основе мнений коллег или руководителей) или путем отбора по критериям их деятельности (таким, как профессиональный рост, зарплата). Стернберг и его коллеги (Hedlund et al., 1999; Sternberg et al., 1993; Sternberg et al., 1995; Wagner, 1987) интервьюировали университетских психологов.

Критерием их успешной работы являлись занимаемые ими в течение длительного времени должности и членство в научных организациях (например, профессора Йельского университета). Кроме того, опрашивали бизнес-менеджеров, определив тех, кто достиг успеха на основе занимаемого ими положения в компании. Когда речь шла о продавцах, их уровень оценивался по результатам деятельности в области продаж. Успешно



Содержание  Назад  Вперед