Отбор примера


ствиями (утверждениями в форме ТОГДА) и краткими объяснениями (утверждениями ПОЧЕМУ). Логические операции И/ИЛИ используются для кодирования отношений конъюнкции и дизъюнкции. Оператор ИНАЧЕ (ELSE) оператор альтернативного выбора задействуется при кодировании для того, чтобы замкнуть цепь "условиедействие", связывая их в более сложные процедуры. Каждый индивидуальный образец неявных знаний переписывается в процедурном виде.

Это кодирование позволяет исследователям проанализировать содержание изучаемых знаний для идентификации их категорий и выбора тех образцов, которые могут быть оценены как разделы в перечне неявных знаний. Результатом этой фазы является ряд закодированных образцов неявных знаний.
Затем такие примеры подвергаются сортировке для того, чтобы идентифицировать основные категории неявных знаний. Эту сортировку можно провести, попросив группу экспертов определить самим требуемые разделы. Результаты такого независимого пересмотра могут быть проанализированы с применением иерархического или кластерного анализа тех приемов, которые помогают раскрыть естественные группировки в ряде данных (Hartigan, 1975).

Этот тип анализа дает иерархически организованные кластеры разделов, какие можно представить в виде дерева. Эти кластеры интерпретируются экспертами и наделяются "ярлыками", соответствующими различным категориям неявных знаний. Категории являются показателями основных областей знаний, которые встречаются в соответствующей сфере деятельности конкретного человека.

Структура категорий также способствует выбору разделов тестирования, что обеспечивает широкое представление областей человеческой деятельности.
Отбор примера
Хотя можно разработать вопросы для теста на основе примеров неявных знаний, извлеченных из интервью, по ряду причин бывает необходим процесс дальнейшего отбора. Во-первых, анализ интервью подчас предоставляет слишком много примеров неявных знаний, какие могут быть включены в опросник, однако тот должен иметь объем, соответствующий тому контексту, в котором данный тест применяется. Во-вторых, нельзя только на основе интервью определить, какие из неявных знаний являются показателями опыта человека или предсказывают его деятельность в данной области, и наоборот, какие не отвечают таким критериям. Например, менеджеры могут усвоить, что подчиненные станут чаще обращаться к ним, если они всегда готовы их принять.

Однако насколько подобная практика способствует успеху менеджера, остается не вполне ясным. Если менеджер готов принять у себя любого человека, он может столкнуться с тем, что к нему будут обращаться с любыми проблемами. В том числе ему придется разбираться с вопросами, за которые отвечают другие менеджеры, сохраняющие дистанцию в отношениях с подчиненными.

В-третьих, результатов предварительной сортировки данных, полученных с помощью интервью, может быть недостаточно для определения внутренней структуры конструкта неявных знаний, характерных для этой области. Значит, чтобы создать тест, необходимы другие обоснования структуры деятельности в данной области, дабы убедиться, что ее разделы представляют собой типичные случаи. По этой причине требуется дополнительный этап, чтобы
ТАБЛИЦА
Пример вопроса из ИНЗ Исследование неявных знаний
Военные командиры
Если учебное мероприятие, определенное командиром вашего батальона, противоречит тому, что приказал исполнить ваш непосредственный начальник, и если последнее потенциально более значимо с учебной точки зрения, то рискните и посчитайте приоритетным то мероприятие, что запланировано вашим непосредственным командиром. Рискнув и предоставив вашим солдатам лучший вариант обучения, вы завоюете больше доверия с их стороны.
1. Насколько хорош этот совет для командиров рот?
1234567 Очень плох Ни плох, ни хорош
2. Насколько общеизвестен этот совет командирам рот?
12345 Почти всем неизвестен Его знают некоторые
3. Насколько часто командиры рот сталкиваются с подобной ситуацией?
1 2 3 4 5 ' 6
Почти никогда Иногда Почти всегда
4. В какой степени этот совет совпадает с вашей концепцией командования?


1
Совсем не совпадает В чем-то совпадает Во многом совпадает
Очень хорош
6
Известен почти всем
уменьшить общее число позиций, на основе которых в дальнейшем будут созданы вопросы для тестирования.
Следующее звено в процессе отбора примеров для выработки инструментария имеет скорее количественное, чем качественное значение. Оно предполагает обзор должностей, чтобы оценить каждый образец неявных знаний. Чтобы разработать анкету, адресованную тем, кто занимает руководящие должности, надо эти образцы представить в концентрированной, сжатой форме. Например, если мы хотим, чтобы профессионалы оценили 100 примеров проявления неявных знаний, не надо просить их прочитать все 100 историй, аналогичных по форме той, что представлена в табл.

1. Нужно сделать выжимку и дать их в сокращенном виде. Такого рода концентрация предполагает извлечение только наиболее важной информации. Можно также сделать ее более понятной для прочтения, но сохранить смысл, который вкладывал в свой рассказ опрашиваемый, когда описывал полученные знания.

На примере "сжатых" образцов неявных знаний, какие связаны с опытом военного руководства (табл. 2), можно показать, что процедурная структура, будучи характеристикой неявных знаний, предстает в переработанном виде.
Отобранные ("сжатые") примеры неявных знаний составили исследование, которое мы представляем как ИНЗ исследование неявных знаний (Tacit Knowledge Survey, TKS) (табл. 2). Оно отличается от опросника неявных знаний,
"130



Содержание раздела