Субстантивный аспект


Первичным этапом в решении данной задачи оказывается идентификация при интервьюировании ряда руководителей, представляющих различные направления деятельности в пределах рассматриваемой области. Например, армейские командиры, занимающие одну и ту же должность (например, командир взвода), могут внести пояснения к одному из многих родов войск (пехота или инженерные войска). Поэтому мы рассматривали интервью с офицерами, представляющими различные рода войск, чтобы обеспечить высокую репрезентативность отмеченных знаний. Второй ступенью служит фаза отбора.

На этом этапе участников просят оценить, как часто может возникнуть ситуация, служащая примером получения неявных знаний. Примеры, оцененные в среднем достаточно низко и обладающие слабой вариативностью, можно считать случаями, которые большинство руководителей относит к маловероятным или практически не происходящим в их сфере деятельности. Поэтому они не репрезентируют неявные знания в данной профессиональной области. Категории, выявленные в результате кластерного анализа, также подтверждают репрезентативность конструкта.

Примеры выбираются, чтобы отразить каждую категорию неявных знаний из большого их числа, чем достигается оптимальный объем конструкта. И наконец, на некоторых ступенях разработки тестов учитываются экспертные заключения относительно конструкционной репрезентативности предлагаемых примеров. После первичного списка потенциальных разделов неявных знаний, полученного на основе интервью, экспертов просят критически оценить репрезентативность каждого из них, а также исключить те примеры, которые, на их взгляд, имеют очень узкую или слишком техническую направленность (например, как сохранить запасы химического оружия).

Их просят исключить и те примеры знаний, что лишь в незначительной степени имеют отношение к их руководящей работе (например, как избежать стрессов на работе, если ты родитель-одиночка). Экспертов снова просят оценить репрезентативность предложенных примеров, после разработки предварительных вопросов теста.
Субстантивный аспект
Под субстантивным аспектом валидности понимают теоретическую сущность неявных знаний и ее связь в выполнением задания (или теста). Шагом в достижении субстантивной валидности являются наша когнитивная модель и характеристика неявных знаний, изложенные в шестой главе. Модель показывает, как приобретаются неявные процедурные знания и как их можно применить в решении повседневных проблем.

Модель позволяет показать, как обладание ими благоприятствует (по сравнению с приобретением явных процедурных знаний) способности реагировать на контекстуально обусловленные проблемы реальной сложности. Характерные признаки неявных знаний (полученных в результате личного опыта, имеющих процедурный характер и обладающих ценностью инструментария) потенциально соотносятся с успешной деятельностью. Их когнитивная модель, на основе которой происходит идентификация и измерение этих знаний, теоретически обусловливает исполнение теста.

Следовательно, она напрямую служит обеспечению субстантивной валидности. Последняя может быть подкреплена также выявлением (благодаря эмпирическим исследованиям) меры, в которой
Определение валидности опросника "
участники полагались на свой личный опыт, а не на полученные знания при выполнении повседневных задач реального характера.
Структурный аспект
Структурный аспект валидности относится к степени соответствия внутренней структуры теста и внутренней структуры конструкта. Это связано со спорными вопросами относительно репрезентативности конструкта. Первым этапом обеспечения структурной валидности является сбор интервью и определение знаний руководящих работников во всех областях, репрезентирующих сферу их деятельности. Например, исследуя деятельность армейских офицеров, мы брали интервью с военными трех основных родов войск, существующих в армии (пехота, артиллерия и войска инженерно-технического обеспечения).

Структурная валид-ность также достигается путем контроля методики измерения (например, ИНЗ). Используя примеры, предложенные руководителями, надо избежать того, чтобы наши анализы и разработки тестов соответствовали лишь ограниченному подмножеству неявных знаний. Конечно, структурный аспект валидности скорее относится к статистическим приемам, таким как кластерный анализ и многомерное ранжирование, которые выявляют внутреннюю структуру предлагаемых примеров. Исследуя ее, мы получаем более широкую схему выборки примеров неявных знаний.

Таким образом, оправдываются пути в разработке тестов, отражающих структуру конструкта (области практических, ориентированных на действия знаний, которые люди получают посредством собственного опыта).
Обобщающий аспект
Он свидетельствует о той степени, в какой множество свойств и интерпретаций являются общими для всех групп, условий и задач. Обобщающий аспект включает в себя элементы, которые обычно характеризуют достоверность. В контексте разработки теста на неявные знания данный аспект валидности предполагает определение такого множества этих знаний, которое было бы общезначимым в организации, применении теста и его альтернативных форм.

Разрабатывая тест, мы стремились учесть содержательный, субстантивный, структурный и обобщающий аспекты валидности. Выявляя отличительные признаки конструкта и оценивая его, а не только исследуя соотношение с внешними критериями, мы смогли достичь большей валидности числа интерпретаций нашего теста на неявные знания.
Внешний аспект
Внешний аспект связан с критериями валидности. Это означает подтверждение того, что тесты соотносятся с внешними критериями. Целью оказывается получение подтверждения конвергентной и дискриминантной валидности.

Определение последней показывает, что подсчет в рамках теста на неявные знания больше коррелирует (конвергирует) с теоретически соотносимым конструктом, таким как исполняемая деятельность, и слабее (дивергенция) с теоретически отличным, таким как генеральный интеллект или формальные служебные знания.
Разработка теста позволяет детально описать и оценить конструкт неявных знаний и выбрать критерии валидности. Например, руководителей просили ука-



Содержание  Назад  Вперед