Результирующий аспект


зать важные уроки, полученные ими в процессе своей работы, а не те знания, которые они приобрели в школе. Эти требования увеличивают вероятность того, что примеры неявных знаний будут связаны с критериями деятельности, о которой идет речь, и отличаться от официально полученных знаний. Исследование, проведенное на стадии отбора, означало тщательную оценку связи предлагаемых примеров с внешним критерием.

Этот шаг помог идентифицировать примеры неявных знаний, являющиеся показательными для успешной деятельности.
Помимо таких усилий, предпринятых в процессе разработки теста, дополнительным шагом становится подтверждение конвергентной и дискриминантной валидности. В случае с тестами на неявные знания вероятным дискриминантным подтверждением может быть то, что уменьшается воздействие генерального интеллекта, способность истолковывать и значение официально полученных знаний. Достижение конвергентной валидности означает корреляцию подсчетов в рамках тестов на неявные знания с такими величинами, как ощутимая эффективность работы, степень карьерного роста и его оценка, действия при выполнении служебных заданий. Чтобы получить эти доказательства, требуется исследовать подтверждение валидности, при этом измерения указанных величин либо контролируются индивидом, либо получены от него самого.

Например, проводя исследования менеджеров и военных руководителей, мы использовали опросник неявных знаний наряду со способами измерения генерального интеллекта и связанных с ним конструктов. Мы обнаружили различные критерии исполнения служебных обязанностей, например рейтинги руководителей, зарплата и продуктивность. Для определения конвергентной и дискриминантной валидности использованы корреляционный и иерархический регрессивный анализ. Конвергентная валидность подкрепляется тем, что существует значимая взаимосвязь между подсчетами по тестам на неявные знания и критериями деятельности (например, оценкой начальства).

Дискриминантная валидность подтверждалась нулевой или очень слабой корреляцией с такими измерениями, как уровень генерального интеллекта и основные должностные знания, а также возрастающей валидностью подсчетов по тестам на неявные знания вне этих измерений.
Результирующий аспект
Им называется оценка предполагаемого множества интерпретаций как основы для действий. Поскольку тесты на неявные знания могут быть полезны для оценки работников, важно рассмотреть, какие знания, подразумеваемые в вопросах теста, совпадают с культурой и правилами организации. Например, если их пример отвечает всем критериям неявных знаний, упомянутых нами (например, соответствует определению "неявный", демонстрирует существенную позитивную корреляцию с эффективной деятельностью), но противоречит культуре, господствующей в организации (например, предположение о том, что у женщин меньше ответственности, чем у мужчин), или фиксирует неповиновение имеющимся предписаниям (например, предположение о том, что финансовые результаты могут быть подделаны), тогда он не годится для включения в тест.

Обращение к экспертам, просматривающим примеры неявных знаний во время разработки теста, помогает убедиться в том, что выводы, связанные с результирующим аспектом валидности, имеют адресный характер.
Цель выработки теста, схематически представленного в этой главе, заключается в том, чтобы установить конструкцию валидного измерения неявных знаний. Наша теоретическая модель, описанная в шестой главе, является, как мы надеемся, шагом в направлении достижения данной цели. Уточним, что, рассматривая неявные знания на теоретическом уровне, мы определяем стадию, на которой более детально рассматривается содержание примеров, стадию отбора.

Таким образом, мы увеличиваем субстантивную валидность наших тестов. Анализ рейтингов примеров и данных о деятельности представляет собой второй этап измерения конструкта. Определяя те примеры, которые наиболее связаны с критерием действия, мы точнее отберем примеры и соответственно вопросы для нашего теста, ярче всего демонстрирующие, что обладание неявными знаниями является важным преимуществом в процессе человеческой деятельности.

Анализ основной структуры, производимый путем распределения предложенных примеров по категориям, представляет собой третий этап на пути разработки теста. Оценивая структуру области неявных знаний (на основе данных из приводимых нами примеров), мы можем принимать более обоснованные решения о распределении содержания разделов в нашем тесте и таким образом увеличить структурную и обобщающую валидность интерпретаций. И наконец, проведя исследования валидности, мы убеждаемся в том, что неявные знания являются важными для понимания деятельности в рассматриваемых нами областях, а также демонстрируют, что это понимание находится за пределами традиционных показателей деятельности.

В восьмой и девятой главах мы рассмотрим вопросы разработки тестов, измеряющих неявные знания как в гражданской, так и в военной сфере, и вопросы определения валидности этих тестов.



Содержание  Назад  Вперед