Менеджеры различного уровня


Менеджеры различного уровня
Исследуя развитие неявных знаний в карьере менеджеров, Уильяме и Стернберг (Williams Sternberg, in press) разработали измерения неявных знаний как общего, так и специфического характера. Они получили от руководителей описания менеджеров, которых те считали выдающимися или посредственными для низшего, среднего и высшего уровней управления в четырех высокотехнологичных производственных компаниях. Подход с помощью оценки знаний, имеющихся у экспертов каждого уровня, и отсутствия таковых у коллег, не показывающих заметных достижений, позволил схематично отобразить специфическое содержание неявных знаний для каждого уровня управления (низшего, среднего и высшего).
Уильяме и Стернберг в результате обнаружили, что эти знания дифференцированно соотносятся с достижением успеха. Данные выводы были получены путем сравнения ответов преуспевающих и посредственных менеджеров, задействованных на разных уровнях управления. Респонденты оценивались на основе перечня неявных знаний, специально составленного с учетом специфики каждого менеджерского уровня. Из сферы, связанной с самой личностью индивида, осведомленность о том, как искать, творить и получать удовольствие, намного важнее для руководителей высшего уровня, чем среднего и низшего звена. Умение поддерживать соответствующий масштаб контроля более значимо на высших уровнях менеджмента.

Знания же о самомотивации, самоуправлении, самосознании и самоорганизации сравнимы по важности относительно низшего и среднего уровней и заметно более значимы применительно к высшему. Наконец, знания о том, как можно исполнить определенную задачу, и об эффективной работе в сфере бизнеса оказываются важнее для менеджеров высшего звена по сравнению со специалистами среднего уровня и заметно более значимыми для последних в сопоставлении с низшим управленческим звеном. Если рассмотреть сферу неявных знаний, связанных с межличностными отношениями, то умение влиять на других и управление ими необходимо всем менеджерам, особенно высшего уровня.

Способность поддерживать, сотрудничать и понимать других чрезвычайно значима для руководителей высшего звена, существенна для руководителей среднего и достаточно важна для низшего.
Кроме того, Уильяме и Стернберг проверили соотношение неявных знаний с несколькими критериями. Они обнаружили, что первые связаны со следующими измерениями успеха менеджера: вознаграждением (г= 0,39,р 0,001), вознаграждением в зависимости от возраста (г = 0,38,р 0,001) и занимаемым положением (г = 0,36, р 0,001). Эти корреляции были высчитаны после проверки квалификации и уровня обучения.

Неявные знания умеренно соотносятся с ростом удовлетворения, получаемого от работы (г = 0,23, р 0,05).
Исследователи также выяснили, что возраст, годы управления и годы, проведенные на занимаемой должности, не связаны с неявными знаниями. Недостаточная корреляции с годами управления означает, что играет роль не только опыт сам по себе, но, по всей вероятности, и то, что менеджер вынес из своего опыта. Продолжительность работы в одной компании негативно соотносится с неявными знаниями (г = 0,29, р 0,01), возможно, это свидетельствует о том, что неэффек-
Студенты университета
тивно действующие менеджеры остаются на одном месте дольше, чем их более успешные коллеги. Число компаний, в которых работал менеджер, позитивно коррелирует с подсчетами в рамках тестов на неявные знания (г = 0,35, р 0,001). Также с ними напрямую связаны количество лет обучения в высших учебных заведениях (г = 0,37, р 0,001), самооценка школьных успехах (г - 0,26, р 0,01) и уровень обучения в колледже (г = 0,34, р 0,01).

Эти результаты вкупе с фактором автономности неявных знаний и IQ, позволяют предположить, что тестирование неявных знаний отчасти перекрывает те измерения, которые не прогнозируются IQ.
Уильяме и Стернберг применили иерархически регрессивный анализ, чтобы проверить, содержат ли неявные знания независимую информацию, связанную с достижением успеха и отличную от квалификации или опыта. Паттерны результатов оказались сходными в анализах различного рода. В анализе регрессии, прогнозирующей максимальное вознаграждение, первой переменной, введенной в уравнение, стали годы, затраченные на получение образования, что объясняет 19% дисперсии (р 0,001).

Вторая переменная годы менеджерского опыта, обусловливающие дополнительных 13% дисперсии (р 0,001). Третья и итоговая переменная неявные знания, дающие дополнительные 4% дисперсии (р 0,04) и увеличивающие общие изменения до 36%. В регрессии, прогнозирующей максимальное вознаграждение в зависимости от возраста, сначала в уравнение вводилось число лет, отведенных на обучение, показывая 27% дисперсии (р 0,001), а затем переменная неявных знаний, объясняя дополнительные 5% изменений (р 0,03).

Эта регрессия демонстрирует значимость неявных знаний для деятельности менеджеров, которые работают весьма успешно для своего возраста.
Студенты университета
Уильяме и Стернберг (цит. по: Sternberg et al., 1993) опросили 50 студентов Йель-ского университета, задавая вопрос: "Что незнакомое вам по учебникам оказалось необходимым для достижения успеха в Йельском университете?" Предложенные ответы послужили для разработки перечня неявных знаний студентов университета. Он состоял из описания 14 ситуаций; респондентам надо было оценить несколько опций ответа по шкале от 1 до 9. Например, одна ситуация содержала рассказ о студенте, записавшемся на большой вводный курс лекций. Требования этого курса обучения предполагали три зачета и выпускной экзамен.

Респондентов просили оценить в качестве характеристики поведения, как бы они распределили время, учитывая различного рода деятельность: регулярное посещение занятий, факультативное посещение (раз в неделю с товарищем по учебе), добросовестное чтение заданных глав из учебника, ведение подробных конспектов занятий и собеседование с профессором как во время, так и после занятий.
Критериями были выбраны академический индекс и индекс приспособленности. Первый составлен на основе вычисления среднего балла (GPA) для высшей школы, а также колледжа, баллов в рамках SAT и подсчетов по тесту достижений Совета колледжа (College Board achievement test). Индекс приспособленности базировался на измерении счастья от пребывания в колледже, осознания успеха
48



Содержание  Назад  Вперед