Неявные знания и успешная деятельность


Наиболее используемым средством измерения генеральной способности в таких исследованиях был субтест вербального рассуждения DAT. Абсолютные величины корреляций между неявными знаниями и вербальным рассуждением варьировались в диапазоне от 0,04 до 0,16, когда тестировались студенты (Wagner, 1987; Wagner Sternberg, 1985), и 0,14 при тестировании руководителей из сферы бизнеса (Wagner Sternberg, 1990).
Потенциальная локальность этих открытий заключается в том, что они получены на основе узких выборок (например, выпускники Йельского университета, бизнес-менеджеры). Однако подтверждение взаимосвязи между неявными знаниями и g найдено и при более общей выборке, представлявшей солдат военно-воздушных сил, привлеченных для исследования Эдди (Eddy, 1988). Корреляции между оценками по TKIM и шкалами ASVAB были умеренными, и ни один из четырех факторов ASVAB значимо не коррелировал с фактором неявных знаний.
Тестирование последних прогностически более точно, чем измерения личности, когнитивного стиля и межличностной ориентации, что показывают исследования Центра творческого лидерства (Wagner Sternberg, 1990). Стернберг и Григоренко (Sternberg Grigorenko, 1999) недавно разработали тест, устанавливающий степень здравомыслия претендентов на вакантное место (например, как вести себя во время интервью при приеме на работу). Он прогнозирует оценку индивидом своего здравого смысла, но не оценку им различных видов академических способностей, присущих этому индивиду.

Этот тест также прогнозирует контрольные оценки с коэффициентом корреляции около 0,4.
В конечном счете имеются доказательства, что неявные знания могут даже негативно соотноситься с измерениями академического интеллекта и достижений в некоторых областях. Проводя исследования в кенийской деревне, Стернберг и др. (Sternberg et al., in press) разработали тест для выявления неявных знаний, связанных с лечением различных заболеваний травами, у детей. Вызываемые паразитами инфекции эндемичны для данной популяции, и знание таких лекарств и способов их применения важно для адаптации к условиям окружающей среды.

Эти знания, однако, приобретаются не на занятиях в школе, а, скорее, от членов семьи и знахарей общины.
Тест на неявные знания, связанный с лечением травами, состоял из коротких историй, описывающих специфические проявления конкретного заболевания и его варианты (Sternberg et al., in press). Он проводился с детьми от 12 до 15 лет наряду с тестом цветных прогрессивных матриц Равена (Raven Colored Progressive Matrices test) (Raven, 1958), с применением словарной шкалы английского языка Mill Hill (the English Mill Hill Vocabulary Scale), словарной шкалы Долуо (родного языка) и основанных на школьных знаниях измерений успехов в английском языке и математике. Все тесты академического интеллекта существенно и положительно коррелировали друг с другом. Подсчеты же по тесту неявных знаний негативно коррелировали со всеми тестами академического интеллекта, особенно с баллами по словарным тестам, а также с успехом в изучении английского языка.

Стернберг и др. пришли к выводу, что практический интеллект, проявляющийся в неявных знаниях, важный для адаптации к повседневной жизни, может отличаться от академического интеллекта, связанного с успехами в школе. Это нега-
Выводы, полученные в границах программы исследования неявных знаний
тивное соотношение подкрепляет утверждения о том, что компетентность, развившаяся в рамках одних условий (например, школы), может быть ограниченной в рамках других (например, дома или в общественной жизни). Таким образом, возрастает количество аргументов (выведенных из различных парадигм работы, школы, жизни общины), подтверждающих, что неявные знания измеряют конструкт, отличный от генерального академического интеллекта.
Неявные знания как общий конструкт
Хотя виды официального процедурного знания, измеряемые тестами на неявные знания, не соотносятся с традиционным, психометрически определяемым интеллектом, подсчеты первых коррелируют относительно разных областей. Кроме того, структура неявных знаний лучше всего может быть представлена в виде одного общего фактора.

Вагнер (Wagner, 1987) исследовал ее, обратившись к перечню неявных знаний для менеджеров. Он применил два факторных анализа к баллам, полученным в результате этого тестирования. Во-первых, основной компонентный анализ выявил первый главный компонент, объясняющий 44% всей дисперсии и 76% изменений, отмеченных после того, как корреляции между подсчетами были увеличены. 44% дисперсии типичны для анализа, примененного к традиционным субтестам когнитивной способности. Во-вторых, подтверждающий факторный анализ выявил, что модель, состоящая из одного общего фактора, наилучшим образом совпадает с данными.

Результаты этих факторных анализов дают возможность предположить наличие общего фактора неявных знаний.
Подобным анализам подверглись измерения неявных знаний университетских психологов. Как и в предыдущем случае, результаты привели к идее о наличии единственного фактора неявных знаний в области академической психологии. Вагнер (Wagner, 1987) также исследовал генерализацию неявных знаний в различных областях, проведя два вида тестирования (для бизнес-менеджеров и университетских психологов) со студентами. Он обнаружил значимую корреляцию 0,58 между двумя видами баллов, предположив, что, кроме существования генерального фактора неявных знаний в конкретной специфической области, индивидуально различающиеся знания обобщаются применительно к разным сферам деятельности.

Эти открытия подтвердили существование общего фактора, лежащего в основе неявных знаний, фактора, который рассматривается как аспект практического интеллекта.
Неявные знания и успешная деятельность
Итак, мы показали, что измерения неявных знаний прогнозируют успешную деятельность во множестве сфер, коррелируя в диапазоне от 0,2 до 0,5 с такими измерениями, как престиж бизнеса или учреждения, жалованье, моделирование деятельности, количество публикаций. Эти корреляции сравнимы с теми, что получены для IQ, протестированного нами диапазона способностей.
В исследованиях с бизнес-менеджерами баллы по тесту на неявные знания коррелировали в диапазоне от 0,2 до 0,4 с такими критериями, как жалованье, стаж управленческой работы, с местом в компании из списка 500 лучших, упомянутых
52



Содержание  Назад  Вперед