Идентификация и измерение неявных знаний


Предложенная модель помогает проиллюстрировать характерные особенности неявных знаний. Они являются подмножеством процедурных знаний, которые получают на основе собственного опыта (представлены либо линией Л,, либо линией С,). Их не всегда можно выразить словами, и они прямо воздействуют на поведение. В соответствии с этой моделью знания, полученные тем путем, что обозначен линией А1 или Ct, являются знаниями, приобретенными в личном опыте.

Более того, они формируют знания об образе действия и направляют поведение, оставаясь недоступными осознанному самоанализу человека. И наконец, знания, получение которых отражают на рисунке линии А1 и С1,, вероятнее всего, являются знаниями, которые направляют действия на достижение личных целей, поскольку они возникают в целенаправленной деятельности. С другой стороны, знания, полученные путем, который показывают линии В и С2, не вытекают из личного опыта.

Они возникают благодаря взаимосвязи с обобщенными знаниями, основанными на опыте кого-либо другого. Поскольку знания, обозначенные линиями В и Су должны быть сформулированы в целях сообщения, они имеют такую форму, что их можно легко выразить словами. Они могут варьироваться в зависимости от целей, важных для конкретного человека, и в зависимости от того, насколько они сходны с наставлениями.
Знания, которые получены путем, обозначенным на рисунке линиями А1 и С1 (т. е. неявные), вероятно, дают преимущества в действии тому, кто ими обладает. Во-первых, поскольку неявные знания в процессе их получения ничем прямо не подкрепляются, то некоторые люди не смогут ими овладеть. Во-вторых, знания, полученные на основе личного опыта, скорее всего, включают информацию об условиях, касающихся типов проблем или ситуаций, с которыми и связаны данные знания. Когда линия "поведениедействие", представленная на 1, является ответом на реальную, контекстуально обусловленную проблему, знания, несущие в себе эту контекстуальную информацию, вероятнее всего, будут более полезны, чем в том случае, когда ее нет.

И наконец, в сравнении опыта двух людей и выявлении того, что в большей степени предсказывает последующий опыт человека, могут быть более полезны знания, приобретаемые по тому направлению, что представлено линиями А1нС1 чем знания, полученные в соответствии с линиями В или С2.
Идентификация и измерение неявных знаний
Измерение неявных знаний учитывает их реальные, контекстуально обусловленные свойства. Реакции на реальные проблемные ситуации используются как показатели наличия у конкретного человека неявных знаний. Вагнер и Стернберг (Wagner Sternberg, 1985) разработали метод представления индивидам различных сценариев, воспроизводящих описание типов проблем, с которыми люди сталкиваются в различного рода деятельности.

Эти сценарии отражают типы ситуаций, в которых признанные эксперты получали знания, характеризуемые как неявные. Поскольку их не всегда можно выразить словами, мы полагаемся на такие показатели, как ответ на сценарий, чтобы оценить, обладает ли конкретный человек неявными знаниями и как он может их применить в контролируемой си-
Описание неявных знаний как различных уровней абстракции 1 -| туации. Ответы отражают способность отдельных людей распознавать ситуации и действовать в конкретной обстановке, а также процедурные знания этих людей.
Полученная из таких сценариев информация заставляет усомниться в том, что неявные знания экспертов могут быть каким-либо образом идентифицированы. Сфера экспертов подходящий источник для идентификации неявных знаний, поскольку для того, чтобы достичь уровня экспертов в конкретной сфере, надо приобрести такие знания, которых нет у других (т. е. знания, не подкрепленные чем-то извне). Как подмножество процедурных знаний, которые не всегда можно объяснить словами, неявные знания не могут быть приобретены непосредственно от других людей. Однако поскольку неявные знания основаны на личном опыте, мы попытаемся идентифицировать именно знания о прошлом опыте индивидов.

Другими словами, когда человеку трудно выразить знания, ориентированные на действие, мы попытаемся извлечь воспоминания о практических эпизодах, которые послужили предпосылкой для возникновения этих знаний.


В седьмой главе описываются методы, привлекаемые для выявления неявных знаний, свойственных специалистам, и разработанный инструментарий оценки приобретения и использования неявных знаний в определенных сферах. Методы, которые применяли в конкретных областях (от образования до командования армией), были выведены в ходе изучения неявных знаний, результатом чего явилась усовершенствованная и детализированная методология для выявления и измерения неявных знаний. Мы посвятили седьмую главу описанию этой методологии, поскольку она играет важную роль в понимании открытий, связанных с неявными знаниями, и раскрывает инструменты для изучения неявных знаний в каждой из сфер.



Содержание раздела