Измерение неявных знаний


Измерение неявных знаний
Наше исследование преследовало цель показать, что неявные знания способствуют успешной деятельности в различных областях. Таким образом, мы стремимся установить степень взаимосвязи между обладанием неявными знаниями и деятельностью человека. Но как создать тест, который бы оценил уровень неявных знаний? Эта глава посвящена разработке способов, позволяющих измерить неявные знания, получаемые человеком в различных сферах деятельности. Мы представим некоторые подходы к оценке приобретенной в опыте компетентности, которые связаны с действиями индивида в процессе решения реальных задач, а также со способами измерения, применяемыми при оценке основных знаний.

Затем укажем, какие тесты по определению неявных знаний следует использовать, и отметим основные позиции в разработке и валидизации этих тестов.
Методы измерения реальных способностей
Подход к рассмотрению практического интеллекта с учетом неявных знаний базируется на нескольких методах оценки реальных способностей. Они предполагают использование методов критической ситуации (critical incident technique), имитационных тестов (simulation) и тестов на оценку ситуации (situational udgment tests). Вкратце рассмотрим каждый из этих методов, а затем обсудим, какие аспекты этих методов подходят для измерения неявных знаний.
Метод критической ситуации
Это способ, определяющий поведение человека, которое можно охарактеризовать как эффективную деятельность. В соответствии с концепцией Фленегана (Flanagan, 1954), критические ситуации описывают поведение, обстановку, в которой реализуется это поведение, и его последствия. Критические ситуации создаются следующим образом.

Людей как правило, это специалисты в данной области просят привести примеры эффективного и неэффективного поведения. То есть специалистов опрашивают либо в процессе интервью, либо задавая вопросы, не имеющие завершения, в результате чего им предлагается описать несколько критических ситуаций, в которых эти эксперты или другие люди выбирали правиль-
Методы измерения реальных способностей -| \~{
ную линию поведения, чтобы разрешить возникшую проблему. Также они рассказывают об эпизодах, в которых кто-либо повел себя, с их точки зрения, абсолютно неверно (Flanagan, 1954; McClelland, 1976). Боязис (Boyatzis, 1982) использовал различные приемы критических ситуаций, называемые интервью об эпизодах поведения (behavioral event interview). На их основе он выделил критические ситуации, ранее оцениваемые индивидами как имеющие высокую, среднюю или низкую степень эффективности.

Затем этот ученый оценил критические события, предложенные той или иной группой опрашиваемых, чтобы идентифицировать характерные признаки и навыки, определяющие различие эффективно и неэффективно работающих менеджеров.
Критические ситуации, извлеченные в процессе наблюдений, опросов или интервью, были проанализированы, чтобы выявить природу способностей, значимых для успешного решения задачи в заданной области. Критические эпизоды сгруппировали на основе схожести элементов поведения. Например, эпизод, относящийся к назначению задания подчиненным, и эпизод, связанный с контролем над его выполнением, могут быть отнесены к одной категории ситуаций -управления подчиненными.

Эти категории применяются, чтобы дать заключение о поведении, которое характеризует эффективные и неэффективные действия.
Ограничивает сферу рассматриваемых приемов предположение о том, что люди предлагают события, являющиеся решающими для описания успеха в их собственной служебной деятельности, и о том, что качественный анализ вполне достаточен для определения основных способностей компетентности. Однако ценность приема критической ситуации заключается в том, что он помогает идентифицировать стратегии различных людей, применяемые в выполнении разного рода задач и для оценки специфических, ситуативно значимых аспектов поведения. Эти приемы оказываются весьма подходящими для создания инструментов оценки служебной деятельности, включая рейтинговые шкалы, основанные на поведенческих "якорях" (behaviorally anchored rating scales BARS) (Smith Kendall, 1963), и тесты на оценку ситуации (situationaludgment tests STs) (Mo-towidlo, Dunnette Carter, 1990).



Последние более детально описаны в соответствии с имитационными тестами.
Имитационные тесты
Имитационные тесты применимы как инструмент оценки и как метод обучения. Они нацелены на непосредственную оценку поведения на рабочем месте. Они предполагают наблюдение за людьми в эпизодах, которые созданы, чтобы имитировать аспекты действительной рабочей ситуации.

Считается, что реагирование на них соответствует реальной реакции, проявляемой человеком в самой жизни. Имитационные тесты могут представлять собой тесты, которые называются "папка руководителя" (basket test), ситуационные интервью, групповые дискуссии, тесты на оценку ситуации (STs), а также они могут проводиться в специально предназначенных для этого центрах по оценки. Мотовидло и др. (Motowidlo et al., 1990) выделили имитационные тесты большей и меньшей точности. В первом случае респондентам предъявляются такие стимулы, которые копируют действи-
| 18



Содержание раздела