Есть и более мягкие формы стандартизированного стиля, которые можно отнести к подходу, ориентированному на личность. Речь идёт, например, о применении психотехник, соответствующих определённому психотипу, половым и возрастным характеристикам, специфическим культурным и социальным ценностям и т.д. Что характерно, здесь акцент внимания направлен не на понимание внутренних интересов индивидуальности, а на выявление и использование функциональных ]арактеристик личности (есть элемент отношения к субъекту как к лабораторной мыши). Грань весьма тонкая и позволяет некоторые мягкие формы стандартизированного стиля интерпретировать, как кооперативный стиль. Этому аспекту следует придать принципиальное значение.
Дело в том, что в стандартизированном стиле первое место занимают методы и технологии, но люди не роботы и личное отношение, как и субъективность в гипнотерапии присутствует обязательно. В лабораторном исследовании изучаемый объект (лабораторную мышь) можно воспринимать как чёрный ящик. Заранее реакция на метод неизвестна, но на то и существует эксперимент, чтобы получить какие-либо данные (факты). Чёрный ящик принципиально неизвестен, происходит своего рода психологическое отчуждение от исследуемого объекта, подразумевающее максимально объективный взгляд со стороны. Такое отчуждение отрицает интенсивное сопереживание и сочувствие.
В итоге, стандартизированный стиль резко уменьшает способность гипнотизёра чувствовать то, что чувствует человек, с которым он гипнотически взаимодействует. Ориентация и моделирование тактики гипнотического воздействия становятся зависимыми от умозрительной, интеллектуальной активности в ущерб чувственному пониманию происходящего с конкретным человеком. В этом смысле стандартизированный стиль оперирует критериями сработало/не сработало, получилось/не получилось.
Многие исследователи считают, что уровень гипнабельности и восприимчивости к внушениям (суггестии) у разных людей разный. Вроде как примерно 15% восприимчивы, 20% невосприимчивы и 65% умеренно восприимчивы. В действительности любой стандартизированный метод не учитывает в полной мере многофакторный контекст личной ситуации конкретного человека и его внутренние интересы, часть которых бессознательны. Именно поэтому стандартизированный стиль даже в практике опытного мастера ограничен в результативности, которая определяется законом вероятности. Опыт и знания, безусловно, повышают степень эффективности, в тоже время, стандартизированный стиль явно органичен в гибкости и плохо уживается с неожиданными и парадоксальными решениями.
Многие гипнотизёры применяют стандартизированный стиль в целях профессиональной безопасности. Результативность гипнотических воздействий непосредственно связанна с профессиональной самооценкой и самоуважением. В свою очередь, стандартизированный стиль даёт возможность свалить ответственность за отсутствие желаемого результата на невосприимчивость субъекта. Получается, что гипнотизёр честно делал всё, что мог, от лица правильного метода терапии, но 100% гарантию был не в силах предоставить из-за естественного фактора вероятности.
Вроде как он тут и ни при чём, так как проблема отсутствия результата – проблема субъекта (клиента), но не его. Что и говорить, позиция удобная, помогает избегать неуверенности в субъективной оценке уровня личного мастерства. Часто гипнотизёры с малым опытом эффективности прячутся за формальными критериями оценки профессиональной компетентности, аппелируя то к морали, то к принципам какой-либо школы, то к позиции неких авторитетов, то ещё к чему-либо. Действуя, рассуждая и чувствуя от лица метода, школы, авторитета гипнотизёр невольно возлагает ответственность на лицо, с помощью которого себя представляет. В этом смысле представлять сугубо себя небезопасно.
Критика беспощадна к профессиональному самоуважению, прежде всего, по отношению к тем, кто ещё не стал матёрым в своём деле.
И всё же стандартизированный стиль обладает весомыми преимуществами, которые делают его важной составляющей профессиональной деятельности. Многие люди бывают, противоречивы, погружены в какие-либо внутренние процессы, что-либо скрывают или что-то не позволяют себе осознавать, проявляют себя не в соответствии с основными чертами характера и т.п. Далеко не каждый гипнотизёр обладает феноменально развитой наблюдательностью, большим жизненным опытом и ёмкими знаниями о человеке. И даже в практике опытных мастеров нередко бывают случаи, когда трудно понять ключевые особенности конкретного человека. На выручку приходят стандартные методы, от результата которых в дальнейшем можно отталкиваться.
В конце концов, бывают обычные типовые ситуации, к которым удобно применять типовые методы, не заморачиваясь на погружении в экзистенциальные глубины ищущей души относительно простого человека в относительно простых случаях. Стандартизированный стиль удобен, полезен и эффективен в ситуациях, когда время взаимодействия с субъектами довольно короткое или, когда задачи ставятся в русле получения статистических результатов. Кроме выше перечисленного важно отметить, что профессиональная деятельность гипнотизёра, как правило, начинается с использования стандартных методов, пока он не наберёт достаточную весовую категорию и опыт, чтобы позволить себе импровизацию. Если внимание гипнотизёра направленно на контролирование правильности использования метода, то главным аспектом деятельности становится метод, а уж потом всё остальное.
Стандартизированный стиль, пожалуй, составляет основу обучения и мастерства, с него всё начинается.
Примеры:
1. Стандартизированный стиль бывает удобен и полезен в начале работы, когда внутренняя ситуация клиента непонятна. Стандартные действия носят характер изучения, исследования ситуации. Сонтанные реакции клиента в таком случае позволяют до какой-то степени увидеть и понять глубоко личные и сокровенные интересы.
Когда становится виден живой, настоящий человек, тогда сочувствие и сопереживание синхронизируются с реальным миром клиента и гипнотические воздействия вызывают интенсивный чувственный отклик.
2. Применение стандартизированного стиля оправдано в основном секторе продаж. В особенности там, где продавец в течение дня взаимодействует с большим количеством потенциальных покупателей. Здесь стандартизированный стиль позволяет увеличить статистические показатели продаж.
3. Стандартизированный стиль является основой большинства направлений, школ и систематизированных методов. Таким образом, какая-либо школа претендует на уникальность, свой стиль, своё лицо, а заодно и на коммерческие перспективы. Школа основывается на конкретной системе и определённых методах.
Где возникает импровизация и появляется готовность пересмотреть систему – школа, с её правилами, отходит на второй план. Поэтому представители школ так часто применяют стандартизированный стиль в своей практике.
4. Элементы стандартизированного стиля удобно и полезно применять в работе с группой. Во многом от того, как тренер создаст настрой, зависит эффективность упражнений. Кстати, применение стандартизированных методов гипносуггестии при оздоровительных массажах, психологических тренингах и комплексах оздоровительных упражнений повышает результативность.
Задание:
Приведите примеры различных сфер человеческой деятельности, где применение стандартизированных методов гипносуггестивного воздействия привело бы к повышению эффективности.
Упражнение:
1. Упражнение выполняется в средних и больших группах. Ведущий проговаривает ряд типовых внушений, связанных с ощущениями в определённой части тела. Текст может быть, например, таким:
Сосредоточьте внимание на ощущениях в правой руке. Ощущения в правой руке отличаются от ощущений в левой руке. Ладонь правой руки становится теплее, а сама руки более тяжёлая, чем левая рука.
С каждым мгновением ощущения усиливаются. Через минуту ощущения становятся сильными, чёткими и абсолютно очевидными.
Далее каждый из участников упражнения описывает свои ощущения. Ведущий записывает результаты по четырём категориям; никаких ощущений, еле заметные (будто показалось), более менее заметные ощущения, ощущения яркие и очевидные. Каждый участник, выполнив это упражнение несколько раз, может составить статистику результативности.
Кроме всего прочего, будет полезно задать вопросы представителям отрицательного результата, почему, по их мнению, они не почувствовали соответствующих ощущений.