Применение стандартизированного стиля


Есть и более мягкие формы стандартизированного стиля, которые можно отнести к подходу, ориентированному на личность. Речь идёт, например, о применении психотехник, соответствующих определённому психотипу, половым и возрастным характеристикам, специфическим культурным и социальным ценностям и т.д. Что характерно, здесь акцент внимания направлен не на понимание внутренних интересов индивидуальности, а на выявление и использование функциональных ]арактеристик личности (есть элемент отношения к субъекту как к лабораторной мыши). Грань весьма тонкая и позволяет некоторые мягкие формы стандартизированного стиля интерпретировать, как кооперативный стиль. Этому аспекту следует придать принципиальное значение.

Дело в том, что в стандартизированном стиле первое место занимают методы и технологии, но люди не роботы и личное отношение, как и субъективность в гипнотерапии присутствует обязательно. В лабораторном исследовании изучаемый объект (лабораторную мышь) можно воспринимать как чёрный ящик. Заранее реакция на метод неизвестна, но на то и существует эксперимент, чтобы получить какие-либо данные (факты). Чёрный ящик принципиально неизвестен, происходит своего рода психологическое отчуждение от исследуемого объекта, подразумевающее максимально объективный взгляд со стороны. Такое отчуждение отрицает интенсивное сопереживание и сочувствие.

В итоге, стандартизированный стиль резко уменьшает способность гипнотизёра чувствовать то, что чувствует человек, с которым он гипнотически взаимодействует. Ориентация и моделирование тактики гипнотического воздействия становятся зависимыми от умозрительной, интеллектуальной активности в ущерб чувственному пониманию происходящего с конкретным человеком. В этом смысле стандартизированный стиль оперирует критериями сработало/не сработало, получилось/не получилось.
Многие исследователи считают, что уровень гипнабельности и восприимчивости к внушениям (суггестии) у разных людей разный. Вроде как примерно 15% восприимчивы, 20% невосприимчивы и 65% умеренно восприимчивы. В действительности любой стандартизированный метод не учитывает в полной мере многофакторный контекст личной ситуации конкретного человека и его внутренние интересы, часть которых бессознательны. Именно поэтому стандартизированный стиль даже в практике опытного мастера ограничен в результативности, которая определяется законом вероятности. Опыт и знания, безусловно, повышают степень эффективности, в тоже время, стандартизированный стиль явно органичен в гибкости и плохо уживается с неожиданными и парадоксальными решениями.

Многие гипнотизёры применяют стандартизированный стиль в целях профессиональной безопасности. Результативность гипнотических воздействий непосредственно связанна с профессиональной самооценкой и самоуважением. В свою очередь, стандартизированный стиль даёт возможность свалить ответственность за отсутствие желаемого результата на невосприимчивость субъекта. Получается, что гипнотизёр честно делал всё, что мог, от лица правильного метода терапии, но 100% гарантию был не в силах предоставить из-за естественного фактора вероятности.

Вроде как он тут и ни при чём, так как проблема отсутствия результата – проблема субъекта (клиента), но не его. Что и говорить, позиция удобная, помогает избегать неуверенности в субъективной оценке уровня личного мастерства. Часто гипнотизёры с малым опытом эффективности прячутся за формальными критериями оценки профессиональной компетентности, аппелируя то к морали, то к принципам какой-либо школы, то к позиции неких авторитетов, то ещё к чему-либо. Действуя, рассуждая и чувствуя от лица метода, школы, авторитета гипнотизёр невольно возлагает ответственность на лицо, с помощью которого себя представляет. В этом смысле представлять сугубо себя небезопасно.

Критика беспощадна к профессиональному самоуважению, прежде всего, по отношению к тем, кто ещё не стал матёрым в своём деле.
И всё же стандартизированный стиль обладает весомыми преимуществами, которые делают его важной составляющей профессиональной деятельности. Многие люди бывают, противоречивы, погружены в какие-либо внутренние процессы, что-либо скрывают или что-то не позволяют себе осознавать, проявляют себя не в соответствии с основными чертами характера и т.п. Далеко не каждый гипнотизёр обладает феноменально развитой наблюдательностью, большим жизненным опытом и ёмкими знаниями о человеке. И даже в практике опытных мастеров нередко бывают случаи, когда трудно понять ключевые особенности конкретного человека. На выручку приходят стандартные методы, от результата которых в дальнейшем можно отталкиваться.



В конце концов, бывают обычные типовые ситуации, к которым удобно применять типовые методы, не заморачиваясь на погружении в экзистенциальные глубины ищущей души относительно простого человека в относительно простых случаях. Стандартизированный стиль удобен, полезен и эффективен в ситуациях, когда время взаимодействия с субъектами довольно короткое или, когда задачи ставятся в русле получения статистических результатов. Кроме выше перечисленного важно отметить, что профессиональная деятельность гипнотизёра, как правило, начинается с использования стандартных методов, пока он не наберёт достаточную весовую категорию и опыт, чтобы позволить себе импровизацию. Если внимание гипнотизёра направленно на контролирование правильности использования метода, то главным аспектом деятельности становится метод, а уж потом всё остальное.

Стандартизированный стиль, пожалуй, составляет основу обучения и мастерства, с него всё начинается.
 
Примеры:
 
1. Стандартизированный стиль бывает удобен и полезен в начале работы, когда внутренняя ситуация клиента непонятна. Стандартные действия носят характер изучения, исследования ситуации. Сонтанные реакции клиента в таком случае позволяют до какой-то степени увидеть и понять глубоко личные и сокровенные интересы.

Когда становится виден живой, настоящий человек, тогда сочувствие и сопереживание синхронизируются с реальным миром клиента и гипнотические воздействия вызывают интенсивный чувственный отклик.
2. Применение стандартизированного стиля оправдано в основном секторе продаж. В особенности там, где продавец в течение дня взаимодействует с большим количеством потенциальных покупателей. Здесь стандартизированный стиль позволяет увеличить статистические показатели продаж.
3. Стандартизированный стиль является основой большинства направлений, школ и систематизированных методов. Таким образом, какая-либо школа претендует на уникальность, свой стиль, своё лицо, а заодно и на коммерческие перспективы. Школа основывается на конкретной системе и определённых методах.

Где возникает импровизация и появляется готовность пересмотреть систему – школа, с её правилами, отходит на второй план. Поэтому представители школ так часто применяют стандартизированный стиль в своей практике.
4. Элементы стандартизированного стиля удобно и полезно применять в работе с группой. Во многом от того, как тренер создаст настрой, зависит эффективность упражнений. Кстати, применение стандартизированных методов гипносуггестии при оздоровительных массажах, психологических тренингах и комплексах оздоровительных упражнений повышает результативность.
 
Задание:
 
Приведите примеры различных сфер человеческой деятельности, где применение стандартизированных методов гипносуггестивного воздействия привело бы к повышению эффективности.




 
Упражнение:
 
1. Упражнение выполняется в средних и больших группах. Ведущий проговаривает ряд типовых внушений, связанных с ощущениями в определённой части тела. Текст может быть, например, таким:
Сосредоточьте внимание на ощущениях в правой руке. Ощущения в правой руке отличаются от ощущений в левой руке. Ладонь правой руки становится теплее, а сама руки более тяжёлая, чем левая рука.

С каждым мгновением ощущения усиливаются. Через минуту ощущения становятся сильными, чёткими и абсолютно очевидными.
Далее каждый из участников упражнения описывает свои ощущения. Ведущий записывает результаты по четырём категориям; никаких ощущений, еле заметные (будто показалось), более менее заметные ощущения, ощущения яркие и очевидные. Каждый участник, выполнив это упражнение несколько раз, может составить статистику результативности.

Кроме всего прочего, будет полезно задать вопросы представителям отрицательного результата, почему, по их мнению, они не почувствовали соответствующих ощущений.



Содержание раздела