Использование внушений


 
4. Таблица различий и комментарии к смешанному стилю.
 
 
Таблица
 
 

  Общий тип стиля
  авторитарный
стандартизованный
кооперативный, (сотрудничество)
Контекст
применения


  Цель коммуникации




  Основное звено коммуникации




  Способы воздействий гипнотизёра




  Предполагаемая роль субъекта, характер его участия


  Длительность
сеанса


  Интерпретация
неудачи







  Основной акцент практики, ключевые данные


  Ключевое профессиональное качество
демонстрация возможностей; шоу; обучающие тренинги; гипнотерапия
  быстрое воздействие; сильное впечатление




  личность гипнотизёра





  уверенные, авторитетные, прямые и повелительные команды



  подчинённость командам; потрясение и впечатлительность; странное и необычное поведение
  обычно незначительная


  субъект сопротивляется, не желает подчиниться






  реакция субъекта; имиджевые и ролевые компоненты личности гипнотизёра;
  харизматичность; авторитет
экспериментальная лаборатория; обучающие тренинги; психотерапия
  исследование конкретных феноменов и характерных проявлений;
отработка стандартной схемы
  метод; психотехника





  стандартизованные схемы (алгоритмы) внушений; внешняя форма подачи может быть разной
 
 
  следование указаниям гипнотизёра; выполнение конкретных задач


  обычно незначительная, но зависящая от определённой схемы и задачи
  субъект невосприимчив к гипнозу; метод не подошёл; определённая психотехника не сработала; не учтены стереотипы личности субъекта; субъект в данный момент не готов к работе над собой и т.д.
  типовые проявления субъектов; увеличение арсенала стандартных схем (на все случаи жизни)
  наблюдательность; гибкость; точность действий
психотерапия; обучение



  максимальная эффективность; стремление использовать все возможности


  взаимное сотрудничество на основе активного участия сторон, как на уровне личности, так и на уровне индивидуальности
  творческий подход; импровизация; воздействия часто явно нестандартны и парадоксальны; внешняя форма подачи может быть разной;
  максимальная внутренняя вовлечённость во взаимодействие; открытое проявление внутренних особенностей
  неопределённая; зависит от многих факторов, возникающих уже в процессе сеанса
  не удалось проникнуть во внутренний мир субъекта; субъект проявил осторожность и недоверие к гипнотизёру; гипнотизёр не уловил реальную проблему субъекта
  глубина и интенсивность чувственного отклика; степень вовлечённости; характер взаимодействия
  сопереживание; глубокое понимание сокровенных интересов человека;

 
 
Гипнотическая коммуникация происходит далеко не всегда в определённом ситуационном контексте. Во-первых, не все люди одинаково относятся к гипнозу. Во-вторых, любой человек в конкретный момент времени находится в каком-то особом состоянии. В-третьих, влияют усталость, бодрость, желание избавиться или нет от проблемы и т.д. Если в лабораторных условиях ещё можно соблюсти определённые условия гипнотического сеанса, то в полевых условиях терапевтической практики однородный контекст невозможен.

Часто приходится импровизировать и неожиданно даже для самого себя менять тактику.
 
Практическое применение разных стилей помогает лучше понимать выгодные аспекты каждого из стилей. Кроме того, применение разных стилей необходимо с точки зрения гибкой профессиональной самооценки. Важно и умение менять стили в течение сеанса и, порой, много раз.

Такой подход помогает избавиться от фиксированных представлений о себе в русле профессиональной самооценки и развивает творческий настрой.

 
Часть II
 
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНУШЕНИЙ
 
 
Внушение (суггестия) это процесс передачи идей непосредственно в область чувственных бессознательных процессов. Внушение отличается от просьбы тем, что просьба подразумевает право выбора за человеком, в то время как внушение этим правом отчасти пренебрегает. Внушение является явным проникновением во внутренний мир и личное пространство другого человека.

Воздействие, оказываемое внушением, может распространяться на мыслительные процессы, психологические установки, восприятие, поведение и чувства. Внушённая идея, обычно, воспринимается как собственная, когда проходит фильтр пригодности. Другими словами, когда она подходит внутренней конфигурации интересов конкретного человека, то воспринимается как собственная. Данный механизм подчёркивает роль гипнотизёра (гипнотерапевта, гипносуггестолога), прежде всего, как катализатора и регулятора внутренних процессов в человеке, а не как самовольного создателя этих же процессов. Это важно внятно понимать, так как критерием пригодности внушения является соответствие идеи внушения индивидуальным интересам человека (клиента).

Эффективность внушения в целом зависит от особенностей конкретного человека, от содержания воздействия и от совокупной ситуации, в которой оно произведено.
Технически задача внушения состоит в возбуждении идеей. Другими словами, чувственно возбуждающая идея становится правительницей интересов человека. Человек вообще склонен делать то, что его возбуждает, что имеет для него особый смысл. И если идея подхватывает чувственные процессы, то такая идея становится чувственно выгодной и потому стремится к реализации всеми возможными способами, которые зависят от характера отношений конкретного человека с объективной, не зависящей от него реальностью.

Феномен внушения идей и здравый смысл любого человека склонны к прохладным отношениям. Внушённая идея обслуживает субъективные желания и интересы, а здравый смысл адаптирует идею к объективной реальности.
Внушение – банальное явление в нашей жизни, но умение делать внушения имеет огромное значение в практике гипнотизёра. Внушения оказывают прямое, косвенное (обходное, обманное) или метафорическое (многоуровневое) воздействие. Попробуем их классифицировать.
 
Обозначения (рекомендации автора по использованию речи в примерах):
1) .. (а также точка и запятая)– небольшая смысловая пауза,
2) быть решительным – выделение другим шрифтом подразумевает интонационное усиление, энергетически более мощную подачу слова (слов).
 
Комментарии к примерам в главах:
 
а) ситуации и фразы берутся произвольно, в их комбинации необязательно искать какие-то особые правила;
б) в практике обычно производится бомбардировка внушениями, условно от 50 до 150 за один сеанс, в иных ситуациях можно удачно выстрелить и одним внушением, но это довольно сложно;
в) в чистом виде определённый вид внушений не так часто встречается, так как в одной фразе может быть переплетено несколько видов;
г) огромную роль играет умение эмоционально насыщенно, грамотно, и вкусно говорить;
д) гипнотизёру важно чётко понимать задачу внушения (отдавать себе отчёт в том, что он делает) и лично хотеть говорить то, что он говорит;
ж) примерные варианты фраз являются только штрихами к тактическим уловкам специалиста;
з) внушения могут произноситься в авторитарном (сделайте так-то и так-то) или мягком, разрешающем стиле (вы можете сделать то-то и то-то), выбор стиля зависит от характера ситуации и индивидуальных особенностей клиента.
 
КЛАССИФИКАЦИЯ ВНУШЕНИЙ
 
 
Внимание!
 
Данная классификация внушений не окончательная и предполагает дальнейшее развитие. Автор искренне выражает благодарность каждому, кто внесёт заметный вклад в развитие суггестивных технологий.
 
Открытые внушения.
 
 
Открытые внушения характеризуются открытым использованием внушаемых идей. Внушаемая идея в той или иной степени специально выделяется. Открытые внушения, в частности, удобно использовать в фазе глубокого гипнотического транса.

В данной фазе открытые внушения использовать намного экономичнее, эффективнее и проще (принцип буквализма). Открытые внушения также эффективны в любой ситуации.
 
 
1. Явное прямое внушение.
 
 
Гипнотизёр точно и ясно указывает конкретную идею, чего он хочет добиться или, что должно произойти. Клиенту (субъекту) остаётся только принять внушённую идею, как само собой разумеющийся факт. Явное прямое внушение исключает возможность выбора и сомнений, чем и полезно в конкретных эпизодах взаимодействия. Произносится внушение довольно громко, авторитетно, уверенно, внятно, чётко и, как правило, спокойно. Сопровождается явное прямое внушение положением тела, подчёркивающим уверенность гипнотизёра в том, что он делает.

Суетливость, неуверенность в голосе резко снижают возможную эффективность воздействия. Интонации внушения могут быть разными, всё зависит от особенностей ситуации и настроя клиента.
 
Эффект явного прямого внушения непосредственно связан со степенью непосредственной эмоциональной реакции и полнотой реагирования органов рецепции (восприятия). Должно возникнуть специфическое потрясение, пусть даже и не осознанное. В качестве примера можно привести энергетически заряженную команду мамы, обращённую расшалившемуся ребёнку. Очень активный ребёнок может не услышать спокойную просьбу.

Потребуется команда, которая непроизвольно и мощно проникает сквозь барьер увлечённости игрой. Не меньшим примером может служить приказ генерала или какое-либо требование доктора во время врачебного осмотра.



Содержание  Назад  Вперед