Детские игры с привидениями.


 
Примеры:
 
1. Возрастная регрессия может начаться с простых воспоминаний: друзей по детским играм; местности, где прошло детство; запомнившегося дня рождения; радости от подаренной игрушки; поездки с родителями на семейный отдых и т.д. Чем глубже погружение в воспоминание, тем интенсивнее переживания. В какой-то момент человек даже может перейти полностью в то время и те события.

В практике случаются и такие крайние формы возрастной регрессии.
2. Находясь на волне фантазирования и проигрывания различных образов в своём представлении, практически любой человек может настолько заиграться, что в какой-то момент вымысел воспринять за реальность. Достаточно вспомнить детские игры с привидениями. Галлюцинаторные переживания видений, ощущений, звуков, запахов и других психофизических проявлений могут непроизвольно возникать у любого самого здравомыслящего человека.
3. Почти каждый человек может вспомнить моменты в своей жизни, когда он чувствовал необычайную лёгкость в своём теле или каких-либо частях тела (например, в руке). Тело двигалось легко, как бы само собой, будто в невесомости. Этот феномен называется гипнотической левитацией.
 
Задание:
 
Приведите другие примеры обычных житейских состояний, действий или переживаний, являющихся мостиком к опыту феноменов гипнотического траса, таких как каталепсия (застывание всего тела или части тела), амнезия (забывание), возрастная прогрессия (перемещение в будущее), автоматические действия.




 
Упражнение:
 
1. Возьмите за основу такие феномены гипнотического транса, как возрастная регрессия и прогрессия, амнезия, каталепсия, левитация, автоматические действия и т.д. Ваша задача, в парах или малых группах, подготовить клиентов к соответствующим феноменам (к каждому по отдельности) предварительными беседами или рассказами, настроить их на определённую волну.
2. Расспросите друг друга, в парах, о самых разных гипнотических феноменах, которые происходили сами собой в тех или иных жизненных обстоятельствах. Желательно чтобы каждый клиент вспомнил не менее 7-8 эпизодов.
 
9. Гипнотический транс – это, прежде всего,
 
чувственный опыт.
 
Гипнотическое внушение становится эффективным тогда, когда активизирует идеи или представления уже присутствующие во внутреннем мире субъекта (клиента). Важно знать и понимать, что идеи и представления во внутреннем мире могут проживаться в самых разных формах и модальностях. Они могут быть выражены в виде ощущений, образов, понятий, убеждений, знаний, двигательных актов и т.д.

Так или иначе, чувственно задействуется всё тело с разницей в определённых акцентах. В гипнотической практике следует всемерно направлять внимание субъекта на процессы, идущие внутри него самого, на его собственные чувственные ощущения, воспоминания, эмоции, мысли, чувства, идеи, прежние знания и прежний опыт. Хорошие гипнотические техники, выстроенные таким образом, могут дать поразительный результат даже в тех случаях, когда, казалось бы, эффективная коммуникация невозможна.

Слова и действия служат всего лишь средствами, инструментами стимулирования ресурсов субъективного личного опыта, приобретённого отчасти сознательно, а отчасти бессознательным путём.
 
Развитие гипнотического транса представляет собой передачу идей, которые вызывают у субъекта цепочку мыслей, переживаний, ассоциаций, приводящих к поведенческим изменениям (смене установок, мировоззренческих моделей, чувств и т.д.) Взаимодействие гипнотизёра и субъекта проживается субъектом, прежде всего, на уровне чувственных процессов и лишь в малой степени отражается на уроне абстрактного размышления. Именно поэтому логика внутренних изменений субъекта подчиняется логике чувственных процессов, в свою очередь, логика чувственных процессов подчиняется законам движения психической энергии (см. главу 4).
Рациональное понимание причинно-следственных связей практически не имеет никакого отношения к логике чувственных процессов. Последняя полностью зависит от баланса напряжения и разрядки. Начальник наорал на подчинённого, тот, по приходу домой, дал пинка своему верному другу, псу по кличке Позитив. А ведь могло достаться жене и детям. Справедливости, как видите, нет никакой.

Если есть напряжение, то оно должно быть сброшено, а повод – дело второстепенное. Закономерность такова: напряжение ищет сброс. Другими словами, по данному примеру, как только появилась возможность на что-либо разозлиться, тут же пошёл выплеск с эмоциональным накалом общей разрядки.

Влюбляются порой также. На душе накопилась потребность в романтических отношениях (напряжение) и, в итоге, первому встречному достаётся цунами экзальтированной любви (разрядка). Логика чувственных процессов полностью иррациональна и находится вне морали и условностей хорошо/плохо, правильно/неправильно, справедливо/несправедливо. В переполненном резервуаре вода ищет первый попавшийся выход, а не обусловленный некими правилами.

В поведении человека определённая склонность к накоплению напряжения и спонтанный, первый, попавшийся в своё время, способ сброса напряжения (в силу стечения обстоятельств) могут ассоциативно (рефлекторно) закрепиться и сосуществовать вместе. Так может возникнуть проблемная привычка (курить, пить, переедать, играть в автоматы, раздражаться по пустякам и т.п.). Копать рациональную причину бывает попросту бесполезно, а вот гипнотерапия здесь может оказаться очень эффективной.
Вода является удачным символом чувственности. Она также текуча и сама по себе не имеет определённой формы, как биохимический баланс организма. В кровь выбрасывается колоссально большое разнообразие различных веществ, гормонов и т.п. Организм можно сравнить с гигантской биохимической фабрикой, где вырабатывается фантастически разнообразная палитра всевозможной продукции на все случаи жизнедеятельности.

Тем ни менее, бесконечно текучий процесс производства химических соединений не хаотичен. Сложнейший (и пока ещё не изученный) баланс веществ часто нарушается и тогда организм начинает испытывать голод по определённой продукции. Химический перекос требует компенсации.
Например, некая молодая женщина с детства привыкла подчиняться требованиям строгой и даже деспотичной матери. Стремясь завоевать её нежность и любовь, она подавляла в себе раздражение и, тем самым, заставляла голодать свой организм по гормонам (или другим веществам) активности и агрессии, так необходимым в жизни. В один прекрасный день, организм в целях выживания дал команду химической фабрике компенсировать голод. В итоге, четверо санитаров не могли удержать молоденькую и хрупкую женщину, чтобы надеть на неё смирительную рубашку, настолько сильная была абреакция. Психотический эпизод продолжался пока организм не насытился компенсаторными веществами.

Далее потребовался продолжительный курс психотерапии, чтобы помочь женщине перестроить свою мировоззренческую систему координат на более адекватную её биохимии.
Можно с уверенностью сказать так, что в основе всех наших поведенческих актов, мыслей и чувств находится биохимическая фабрика организма. По сути, мы работаем на неё в прямом и переносном смысле. Мозаику химических элементов мы воспринимаем, как некое эмоциональное переживание. Другими словами, химия и эмоции в данном случае одно и то же.

К.Юнг отнёс эмоции к сфере коллективного бессознательного, определив их как типовые реакции организма, а значит одинаковые для каждого человека. Важно эмоции отличать от чувств. Эмоции могут быть похожи, но чувства разные и, наоборот, чувство одно и тоже, а эмоциональное проживание разное.

Эмоциональное проживание, пожалуй, почти никогда не бывает похожим одно на другое (текуче как вода), за редким случаем ситуаций, когда возникает ощущение дежавю (в основе этого переживания редкое эмоциональное совпадение, сопровождаемое идеей, что нечто уже было наяву или во сне).
Львиную долю чувственного опыта составляют эмоции. Именно эмоции являются регуляторами нашей деятельности. Если в организме не хватает каких-либо веществ, то эмоциональные переживания сигналят некомфортным состоянием.

В этом случае любая деятельность является формальным способом химической (эмоциональной) регуляции. Каждая идея, чувство, действие проживаются чувственно, эмоционально. Можно даже сказать так, что какая бы ни была форма деятельности, главная её задача – спровоцировать (ассоциативно, рефлекторно) химический отклик и, тем самым, произвести биохимическую регуляцию. Сознательный выбор деятельности из возможных вариантов становится главным регулирующим инструментом принятия ситуативных и судьбоносных решений.

Критерием оценки является чувственное, эмоциональное (химическое) предвкушение. Предвкушение как бы делает отмашку, даёт добро на деятельность.



Содержание  Назад  Вперед