Жизненные интересы устремляются в новое русло.


Например, каждый человек может проявить упорство и целеустремлённость в достижении цели. Так было, когда каждый человек ещё, будучи малышом, учился ходить, копируя взрослых. Это один из сложнейших навыков, требующих чрезвычайного упорства и этот навык есть в той или иной форме в бессознательном каждого человека (один из примеров, который любил приводить М.ЭрPксон). Точно также в каждом человеке есть доброта и сострадание, готовые проявить себя по отношению к любому человеку, а не только к избранным.

Бессознательные ресурсы хранятся в самых разных тайниках, которые вряд ли можно перечислить. Они хранятся в забытом (но не бессознательном уровне) опыте спонтанных действий в критических ситуациях или в образах близких и просто знакомых людей, в которые человек может перевоплотиться в нужной ситуации, как хороший актёр. Большое заблуждение сводить впечатление о человеке к набору узнаваемых и прогнозируемых черт характера и привычек.

Личность человека может настолько измениться, что от прежней и следа не останется. Могут полностью измениться жизненные цели, а с ними черты характера и привычки.
Как происходит трансформация человека? Гипнотизёру очень важно иметь внятное и наглядное представление об этих процессах. От этого зависит эффективность использования специальных техник. Личность человека по большей части представляет собой социальную роль и держится на самооценках.

По сути даже комплимент хорош тогда, когда он подчёркивает атрибут или черту характера желаемой роли (например: приятно иметь дело с целеустремлённым человеком, у вас всегда своё видение ситуации, вы умеете не замечать незаслуженные упрёки и т.п.). Пожалуй, даже большинство покупок производится ради образа самого себя (одежда, мебель, техника и т.д.). Самооценка становится регулятором действий, чувств и мыслей в конкретной роли. Роль – это своего рода программа жизнедеятельности. Роли формируются ещё в детстве и, как правило, их не так много в запасе у каждого отдельно взятого человека.

Родители, общество и окружение с детства прививали ребёнку определённые ценности, которые рано или поздно становились частью внутреннего мира. Ради одобрения и высокой самооценки ребёнок старался поступать хорошо и испытывал тревогу, а то и откровенный страх наказания, когда поступал плохо. Так формировалась базовая конфигурация привычек и черт характера, закреплённая в образе определённой личности.

И, таким образом, формируется программа действий, чувств и мыслей.
Самооценка зависит от интенсивности позитивного чувственного отклика. Человек что-то сделал, подумал, почувствовал и на душе ему делается лучше, он ощущает себя счастливым или просто удовлетворённым. Однако позитивный чувственный отклик можно (самостоятельно или при помощи гипнотизёра) переместить на другие объекты. Тогда система ценностей начинает меняться.

В особенности изменение системы ценностей происходит при изменении сверхзадачи в судьбе конкретного человека. И здесь центральную роль играет чувственный отклик. Человек стремится делать то, что ему по сердцу, что его волнует и, что манит предвкушением счастья. Технически всё зависит от концентрации чувственных, эмоциональных реакций на каких-либо объектах и задачах. Жизненные интересы устремляются в новое русло.

Этот переход представляет собой, прежде всего, чувственный процесс и возможен при активном участии бессознательного.
Гипнотизёру важно войти во взаимодействие с бессознательным субъекта, что достигается в гипнотическом трансе. Синхронизация с глубинными интересами человека открывает доступ к феноменальной эффективности гипнотического взаимодействия. Гипнотизёру, как правило, не надо стремиться дать что-то новое, то есть, пытаться сформировать новые навыки и психологические установки, не связанные с уникальным внутренним опытом субъекта (клиента).

Вместо этого лучше помочь человеку использовать тот потенциал, навыки и ресурсы, которыми он уже обладает.
 
Примеры:
 
1. Один мой знакомый тренер детской футбольной команды, проработавший тренером около 20-ти лет, был вынужден изменить образ жизни и устроиться на другую работу. Так сложилось, что ему пришлось управлять группой сотрудников. Его смущало отсутствие личного опыта управления взрослыми людьми, он был растерян и не знал, что делать. В процессе разговора о его прошлой тренерской деятельности стало очевидным, насколько он тонко чувствовал, как спланировать командную игру, кто на какую роль более других подходит и, какие мотивационные методы лучше всего применять к тому или другому ребёнку.

Этот опыт удачно применился на новом месте. Кажется, подчинённым ему сотрудникам даже понравилось немного чувствовать себя детьми. Тренерские навыки не просто пригодились, они позволили быстро перестроиться в эффективного управленца среднего звена.
2. Молодая женщина 23-х лет, окончившая школу с золотой медалью и получившая высшее образование с красным дипломом, устроилась на работу по специальности в крупное производственное предприятие. Ей было свойственно подчиняться авторитетам, производить положительное впечатление и непременно быть лучшей. Тем не менее, на новом месте её часто охватывало чувство тревоги. С одной стороны она производила впечатление уверенного в себе человека, с другой стороны накал амбиций изнутри заставлял быть вновь лучшей.

Дело было даже не в большом объёме реальных задач, этого она не боялась, а в том, что ей надо было для самой себя держать максимальную планку. Помог ещё школьный и институтский опыт самодисциплины (помочь сформировать соответствующую психологическую установку, было не сложно). Вечером, после работы, она продолжала изучать предмет в русле профессиональных задач.

Постоянная занятость проглотила приступы тревоги и в течение нескольких лет она сделала блестящую карьеру, став превосходным специалистом.
3. Автор данной книги с благодарностью вспоминает одного своего хорошего знакомого, с кем по воле судьбы довелось несколько лет заниматься одним и тем же бизнесом. У нас были собственные маленькие торговые фирмы. Мой знакомый очень упорно шёл к цели сквозь естественные сложности и препятствия. Много раз казалось, что он не справится.

Однако годы спустя его доходы превысили планку в ежемесячный миллион долларов. Память об этом человеке сохранилась позитивным и очень полезным образом. Когда я начал развивать собственное дело, к которому постепенно, но упорно стремился многие годы, его образ стал важным ориентиром.

Я как будто частично перевоплотился в него, действуя в сложных ситуациях так, как действовал бы он и также терпеливо воспринимал естественные сложности на пути развития. Прошлый опыт общения оказался в настоящем очень ценным и нужным ресурсом.
 
Задание:
 
Приведите собственные примеры, когда опыт прошлого оказался незаменимым в будущем. Какие навыки и умения, сформировавшиеся в одном деле, пригодились в другом.




 
Упражнение:
 
1. Упражнение выполняется в малых группах. Участники упражнения садятся в круг и по очереди рассказывают о сложных периодах жизни из своего опыта, когда, по их мнению, им не везло и, всё было, как будто против них. После того, как очередной рассказчик закончил повествование, слушатели (также по очереди) высказываются о том, какой важный опыт, навыки и умения рассказчик вынес из того периода жизни, даже если сам того не знал.

Упражнение считается выполненным, когда в сложном или негативном опыте найден позитивный, полезный ресурс, принятый рассказчиком.
2. Упражнение выполняется в малых группах. На листочках бумаги записываются разные виды деятельности (ферма по выращиванию грибов, снять короткометражный художественный фильм, построить собственный дом, научиться управлять яхтой или маленьким самолётом, серьёзно заняться бодибилдингом, фитнесом и т.д. и т.п.). Листочки раздаются участникам упражнения наугад.

Далее, по очереди, каждый участник упражнения рассказывает, какие есть у него знания, умения и навыки из прошлого, которые можно очень эффективно применить в данном деле. Остальные могут расспрашивать и задавать уточняющие вопросы, на предмет использования конкретных навыков в конкретном деле (Как это поможет, в чём именно польза?), чтобы избежать расплывчатых ответов.
 
12. В гипнотическом трансе человеку свойственно искать более успешные пути решения задач, а не исправлять, отрицать или удалять ошибки.



Содержание  Назад  Вперед