Что он дает с позиций нейрофизиологов?


Многие ученые утверждают, что самоформирование эмоций происходит в подкорковых центрах мозга: гипоталамусе, ретикулярной формации и т.д., то есть в самых древних частях мозга. Но чтобы полностью мобилизовать эмоции, необходимо еще участие коры и реакция всех вегетативных отделов.

Э.Гельгорн придает большое значение еще и соотношению симпатических и парасимпатических реакций при различных эмоциональных проявлениях. Он склонен к выводу, что у двух различных знаков биологически отрицательных (боль, страх, тоска и т.д, ) и биологически положительных (радость, смех и т.д.) эмоций имеется различный химический субстрат для своего проявления, реакции идут при участии совершенно различных ферментов и гормонов.

Они имеют свои отдельные пути для прохождения на периферию, вырабатывают там Свои химические вещества. Длительно воздействующие отрицательные эмоции переделывают весь обменный процесс в организме человека на свой лад. Поскольку основным химическим веществом отрицательных эмоций является адреналин, то избыток его чаще приводит к ишемии сердца, почек, к гипертонической болезни, общему беспокойству и т.д., т.е. идет анатомическое разрушение организма.

Положительные эмоции (в связи с более мягким воздействием) являются предпочтительнее.
При воздействии отрицательных эмоций значительно напрягается весь мышечный корсет организма, что отражается на двигательной и речевой системах человека, сложняет работу внутренних органов, создает боль в атылочных мышцах. По напряжению скелетных мышц можно судить о степени психического возбуждения.

На этой зависимости построен целый ряд лечебных процессов, обучающих людей приемам мышечного расслабления (релаксации), которое снимает возбуждение в корково-подкор-ковых образованиях.
Непременным атрибутом обучения целительству является испытание длительным голодом, молчанием и продолжительной изоляцией от внешнего мира. Не все его выдерживают, но она очень важный элемент обучения. Что он дает с позиций нейрофизиологов? Длительный голод создает состояние гипогликемии (начинает активно выделяться адреналин, который дополнительно раздражает ретикулярную формацию, а затем и все подкорковые образования. Изоляция создает недостаток сенсорных раздражителей, в результате чего возникают слуховые и зрительные галлюцинации, которые воспринимаются обучающимися как вещие голоса и подсказки дальнейшего поведения, косвенно поддерживающие кору в возбужденном состоянии.

Таким образом, возникает замкнутый круг самовозбуждения всей системы. Целитель должен уметь быстро привести свое сознание и подсознание в состояние максимального возбуждения (пусковой механизм), они часто держат его в секрете. Это может быть какое-то образное представление - святое слово, слова-символы, чаще это возбуждение достигается через чтение молитвы. Замечено, что действие молитвы на психику огромно, это и метод психического самовоздейстрия, которое сложилось в результате многовекового человеческого опыта. Правда, воздействие молитвы на психическое состояние не всегда и не у всех одинаково.

9НО зависит не только от времени суток, но и места совершения молитвы, от позы и манеры произносить соответствующие слова и т.д. Постепенно для целителя молитва Приобретает сложную, ритуальную процедуру, которая преследует все ту же цель - создать исходную настройку коре, подкорке и соответствующей периферической нервной системе.
При чрезмерном возбуждении системы гипоталамуса, которое уже нарушает осмысленное действие коры, необходимое для нормальной деятельности, наступает функциональное отключение ее, то есть наступает состояние транса, которое высвобождает подкорковые образования для более активного проявления. Когда уровень возбуждения всей центральной нервной системы достаточно высок, организм готов к мотивационному рывку, к целительной деятельности. Ученые допускают создание вновь образующихся внутрикортикальных связей между отдельными областями коры во время обучения, которые обеспечивают неограниченные возможности возникновения новых форм нервной деятельности, что и определяет филиппинский феномен.

Может быть, и создается новая материальная основа для другой психической деятельности.
Воспитание воли также входит в программу подготовки целителя. Воля - есть выражение состояния активности мозга, или, вернее, активности всей нервной системы. Только благодаря ей человек может сам поддерживать и изменять собственную активность, которая тоже определяется теми же нейрофизиологическими процессами.

Несомненно и то, что в воспитании воли принимают участие и подсознательные процессы. Сознание оказывает влияние на подсознание, а подсознание на сознание. Учеными доказано, что в основе воли лежит не какой-то нематериальный психический процесс, а вполне материальная физиологическая активность.

Воля определяет разум, выражает дух собственного Я, а дух проявляет себя через деятельную волю. Известно, что сфера подсознания активизируется действием наших внутренних потребностей, выражающихся в образных представлениях о чем-либо, желаниях, в мыслях. Целитель тоже очень подвержен воздействию внутренних потребностей и не может приступить к исцелению, если у него нет внутреннего побуждения к этому. Часто они отказывают пациентам в лечении, так как не видят у них заболевания.

В таких случаях у целителя нет побудительной причины лечить, поэтому у них не срабатывает весь вышеописанный механизм. Нет воли к лечению.

Некоторые целители отмечали, что чем тяжелее больной, тем активнее работает эмоциональное сопереживание, возбуждается сознание, целитель активнее генерирует энергию и это происходит (как он говорит) помимо моего сознания.
Вся деятельность высшей нервной системы идет при наличии внутренней энергии. Все психические и физиологические процессы, происходящие в организме, представляют собой лишь разные аспекты одних и тех же физико-химических сдвигов, потребляющих или выделяющих внутреннюю энергию. А выделяет ли психическая деятельность свою энергию? 100% восточных философов и целителей отвечают: да. Современные ученые отвечают так: если признать, что психические процессы вызывают физиологические сдвиги в организме, то приходится признать потребление энергии из ничего.

Если признать, что физиологические процессы (а они материальны) вызывают психические, то приходится допустить возможность исчезновения энергии. Многие ученые утверждают, что эти две группы процессов идут параллельно. Определенные физиологические изменения сопровождаются определенными психическими явлениями и наоборот. Но и в этом вопросе есть много неясных тонкостей.

Не исключена возможность, что в подсознании еще сохранились центры, которые способны воспринимать энергию из внешнего мира. Только наличие энергии внутри человека дает возможность поддерживать возбудимость всех отделов нервной системы и передавать сигналы по всему организму. Вероятно, существующая энергия в организме не однородна, потому что нервные окончания различных систем высокочувствительны только к определенной (своей) форме энергии и передают ее только по определенному, то есть своему, пути.

Они возбуждаются одним видом энергии и если надо - преобразуют ее в другой. Они способны различать интенсивность раздражения (различным числом передаваемых импульсов в единицу времени), то есть кодировать Центральные рефлекторные механизмы на основании получаемой ими количественной и качественной информации кода определяют число, вид и расположение ответных элементов и интенсивность, с которой они должны реагировать. Разве это не передача информации на расстояние?

Как это все напоминает известную азбуку Морзе.
Целители отмечают, что массивное, тотальное возбуждение коры и подкорки переносится ими очень тяжело, особенно психически. Третьим, не менее важным, этапом обучения целительству является умение перейти от общего тяжелого возбуждения к локальному, направленному на определенную функцию. Ученые нейрофизиологи доказали возможность возбуждения определенного участка мозга, идущего как бы в виде определенного пучка на периферию, который выполняет ту же задачу, что и общее возбуждение, организм целителя остается защищенным от побочных вредных воздействий. Это достигается тоже постоянными тренировками и закреплением механизма. Целители отмечают в связи с этим неограниченные возможности специализации в лечении.

Сами целители отмечают, что им удается лечить с успехом не все заболевания. Некоторые лечат лучше зубные заболевания, некоторые охотно лечат желудочно-кишечные заболевания, некоторые предпочитают кожные и т.д.

Эта специализация достигается освоением механизма возбуждения ограниченного определенного участка подкорки. Это зависит от закрепления механизма возбуждения в момент обучения.
Отдельно хочется осветить вопрос - как долго можно быть целителем? Среди целителей распространен страх потерять свои лечебные способности и это делает их очень консервативными в быту. Как можно объяснить это явление с нейрофизиологических позиций? Как я уже говорила, для выработки новых навыков человек заставляет повседневно преодолевать себя и свои желания даже в мелочах. Именно благодаря этому происходит постепенное приобретение нужных навыков для лечения.

Они должны постоянно тренироваться и поддерживаться. Если меняется выработанный стереотип мышления или меняется стереотип жизни, меняется состояние здоровья, приобретается какая-то вредная привычка, исчезает сострадание к больным и появляется корысть, тогда разрушается выработанный годами механизм взаимосвязи коры, подкорки и вегетативной нервной системы.

Иногда у целителя исчезает только один из фрагментов созданной и отработанной схемы. Тогда наступают сбои в способностях генерировать энергию и успешно влиять на пациента, меняется и состав энергии.



Содержание  Назад  Вперед