Безумие и творчество


 

БЕЗУМИЕ И ТВОРЧЕСТВО
Для меня подсознание и его внутренняя реальность это чудесная, творческая, динамичная и волнующая область. Уже высказывалась мысль о том, что бессознательный процесс сходен с шизофреническим. Я уверен, однако, что так называемый шизофренический процесс направленный на решение проблем, и открытие чегото нового это творческий процесс.

Тот же самый процесс, но направленный на создание ограничений и страхов может быть назван безумием. Перефразируя Джорджа Сантаяну, можно сказать: "Творчество это всего навсего безумие, направленное на пользу". Еще одна история поможет прояснить этот процесс. Много лет назад мы жили на втором этаже двухэтажного дома.

У моей дочери, которой в то время было три года, появилась привычка прыгать по несколько раз с кровати, играя в какуюто игру, понятную ей одной. Однажды вечером наш сосед с нижнего этажа поднялся к нам и пожаловался на шум. Моя жена пошла к дочери и сказала ей: "Больше так не делай, дядя снизу очень сердится".

Позже этой ночью дочь была беспокойной. Когда мы попытались успокоить ее, она сказала нам, что дядя, живущий в ковре, очень сердится на нее и собирается ее обидеть. Мы попытались ей объяснить понятие сверху/снизу в отношении этажей, но она была слишком мала, чтобы понять это. Мы даже водили ее на нижний этаж, чтобы показать, где живет дядя снизу. Все, что она смогла понять так это то, что дядя, живущий в ковре, очень на нее рассердился за то, что она прыгает.

Мы, взрослые, знаем, что это просто смешно. Мы, взрослые, думающие логически, знаем, что человек не может жить в ковре. Мы, логичные взрослые, которые плюют через левое плечо, стучат по дереву, наступают на трещины, знаем, что эта маленькая детская вера к нам совершенно не относится. (Поэтому в нашей книге не будет 13 главы, 13 страницы… Реальность… реальна?)
 

ОБРАЗЫ РЕАЛЬНОСТИ
Как уже утверждалось, когда пациент приходит в кабинет терапевта, он приносит с собой свои внутренние системы веры: приобретенные навыки, знания, переживания и индивидуальные реальности. Этот человек живет в основном в той же самой внешней реальности, что и терапевт, и имеет многие из тех же возможностей. Однако внутренняя реальность этого человека может быть устроена так, что он блокируется от видения доступных возможностей.

Реально получается, что он загипнотизирован, или гипнотизирует себя сам, таким образом, что видит то, что уже видел, слышит то, что уже слышал, и чувствует то, что уже чувствовал.
"Давайте вспомним. Мы никогда не имеем дела с реальностью, как таковой, но скорее с образцами реальности т.е. с описаниями. Хотя число потенциально возможных описаний очень велико, наш образ мира позволяет нам видеть только одну возможную, приемлемую и разрешенную точку зрения.

Более того, это единственное описание также предполагает только одно возможное, приемлемое и разрешенное решение, и если у нас не получается, мы пытаемся снова и снова, или, другими словами, мы применяем рецепт.делать больше то же самое"".
(Вацлавик, 1978, стр. 119)
Терапевт, настаивающий на прямой атаке на системы веры пациента, использует молоток в качестве единственного инструмента и в результате лечит пациента так, как будто он гвоздь. Так как запросто может существовать внутренняя реальность, с которой прыгают с кровати и сердят человека, живущего в ковре, прямая атака на системы веры пациента не приносит пользу. Она может даже обидеть и привести к… СОПРОТИВЛЕНИЮ. Придумать бессознательный процесс, использующий то же самое творчество, которое породило проблему, для решения проблемы было бы куда более эффективным методом.

К тому же это гораздо интересней, как для терапевта, так и для пациента.

ГИПНОТИЧЕСКИЙ МОНСТР
Ко мне за помощью обратилась женщина, страдающая приступами сильной тревоги при взаимоотношениях с мужчинами. Она описала свою реакцию как чувство, что она тонет или задыхается, и утверждала, что испытывает это физически. Эта женщина боролась со своей проблемой около двух лет и, по ее мнению, достигла большого прогресса: "поняла" динамику, стала проницательной и почувствовала свою силу в контроле над"плохими" чувствами. Она верила, что теперь готова избавиться от своей проблемы раз и навсегда, и признавала, что ее проблема не имеет никакого "логического" смысла.



Она усиленно читала литературу по психологии, терапии и межличностным взаимоотношениям. Но несмотря на все свои усилия, она опять почувствовала себя в тупике и сказала: "Я начинаю терять надежду". Во время второго сеанса я помог ей войти в состояние, которого не существует… гипноз.

Я попросил ее "вернуться" к тому времени, когда она впервые почувствовала эти дурные чувства, дать мне сигнал поднятием большого пальца левой руки. И как только сможет их действительно почувствовать. После того, как она просигналила и явно почувствовала дискомфорт, я велел ей позволить своей творческой части создать ужасное чудовище, ясно увидеть его и почувствовать весь страх, как будто оно собирается уничтожить ее. Затем я попросил ее вообразить, что безопасного пути бегства не существует. Через несколько мгновений появились явные признаки усиливающегося дискомфорта: ритм дыхания сильно увеличился, на лбу и над верхней губой выступил пот.

Она явно испытывала сильное возбуждение. В этот момент я сказал ей следующее: "Сейчас самое время вам решить: победить ли вашего монстра одним ударом, или сморщить нос и прогнать его, или захлопать ушами и просто улететь, оставив монстра там, где ему полагается быть… в прошлом. Сейчас не торопитесь, потому что ваше бессознательное может выбрать комбинацию из этих возможностей или придумать лучшие варианты". Сейчас мы уже знаем, что ни одна из этих инструкций не имела логического смысла, но все же, несмотря на чепуху, чтото стало происходить. Через несколько мгновений она несколько раз глубоко вздохнула и очень медленно выдохнула, ее тело начало расслабляться, и она стала хихикать.

Через пять минут она открыла глаза и улыбнулась своей очаровательной улыбкой. Она сказала мне, что почемуто знает, что теперь может больше не бояться, что какимто образом, когда появилось чудовище, она почувствовала в себе силу и какимто образом сумела от него избавиться.
 

СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК РЕАЛЬНОСТЬ
Когда моей дочери было около четырех лет, мы с женой впервые взяли ее посмотреть на снег. Она захотела слепить снежного человека, и мы помогли ей. В результате получился "малыш" размером около 2,5 футов в высоту.

Дочка была очень возбуждена и довольна своим произведением. Когда, возвращаясь с гор, мы ехали обратно, дочь увидела своих друзей. Она попросила меня остановиться, чтобы рассказать им о снежном человечке. Она выбралась из машины и возбужденно начала рассказывать. При его описании она рисовала жестами картину, по которой выходило, что человек был ростом около 4 футов.

Она почти удвоила его высоту. Через два дня мы все пошли позавтракать к моим родителям. Наша дочь начала рассказывать о своем снежном человечке и сказала: "Дедушка, я сделала снежного человечка больше чем ты". Мой отец в это время был 5 футов 10 дюймов ростом и обладал более, чем излишним весом.

Это заставило меня поду мать о том, как работает наше воображение: для ребенка, если он не имеет возможности видеть реальный объект, снежный человек становится все больше и больше. И если это может быть со снежным человечком, то что же говорить о чудищах, которых мы создавали, когда были детьми? Они вначале были не больше 6 дюймов ростом, но пока все эти годы мы убегали от них, бьюсь об заклад, наша внутренняя реальность вырастила их до сорока семи футов высотой и очень, очень страшными. Т.к. наша творческая часть бессознательного сделала наших монстров такими большими, то она знает и то, как нам сморщить нос, чтобы уменьшить их размеры.

Но это совсем другая реальность… реальная!

XII
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПРОТИВ СОЗНАНИЯ
Среди множества моих "любимых мозолей" выделяется одна: многие люди, использующие гипноз, так же как и терапевты всех мастей почти не используют существование так называемого бессознательного. Они обсуждают бессознательные процессы, бессознательные проблемы и бессознательные конфликты. И все же, когда дело доходит до терапии, они действуют так, как будто бессознательного не существует. Можно с уверенностью сказать, что они не сознают бессознательных процессов.

Они попытаются объяснить своим пациентам особыми логическими приемами, в чем состоит их проблема и ее решение, и их пациент, если только он не с другой планеты, наверняка, услышит любые логические советы. Более того, пациент, вероятно, уже слышал "ответ" много раз, но если бы это было решением, я уверен, что он уже давно решил бы свою проблему.
"Однажды в одном месте молодые мужчина и женщина ползали на четвереньках. Казалось они настойчиво чтото ищут. Мимо проходил добрый и мудрый странник и спросил их: „Что вы ищите?" Они ответили: „Мы ищем очень важные ключи, которые должны открыть в нашей жизни очень важные двери". Странник сказал: „Это действительно важно!

Давайте я вам помогу". Он опустился на колени и тоже начал искать затерявшиеся ключи. После долгих поисков странник сказал: „Я не могу здесь найти никаких ключей… А где вы их потеряли?" „В сотне миль отсюда в чистом поле", ответила пара. Странник сказал: „Но если вы потеряли их в поле в сотне миль отсюда, почему же вы ищите здесь?" „Ну, сказала пара, здесь очень хорошее освещение, и эта местность для нас очень хорошо знакома"."



Содержание раздела