ТЫСЯЧЕЛЕПЕСТКОВЫЙ ЛОТОС


В распространенном смысле турья означает четвертое состояние сознания помимо трех обычных состояний бодрствования, сновидения и глубокого сна. В первом из них наблюдаются объекты внешнего мира и разума, во втором - только объекты, существующие в разуме, а в третьем не существует ни внешних, ни внутренних объектов.
ТЫСЯЧЕЛЕПЕСТКОВЫЙ ЛОТОС Thousand-Petalled Lotus
См. Сахасрара Падма; Чакры.
ТЬЯГА Tyaga
Отказ от обладания предметами и деятельности в мире. Человек, отрекшийся от мира, называется "тьяги". Полный смысл такого отречения см.

Санньяса.
УГРАСАНА Ugrasana
"Поза Власти": ноги вытянуты вперед и немного раздвинуты; голова склонена, и лоб касается колен; руки сложены на голове или удерживают носки ног.
УДАНА Udana
Вьяю см., жизненный ветер, приписываемый горловому центру см. Вишуддхи Чакра, который связан с горловым сплетением и, по-видимому, отвечает за работу мышц груди, осуществляющих дыхательные движения, и за деятельность легких.

Этот ветер имеет бледно-голубой цвет.
УДДИЯНА Uddiyana
Упражнения мышц брюшного отдела см. Мудра.
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ Contentment
См. Сантоша.
УДОВОЛЬСТВИЕ И СТРАДАНИЕ Pleasure and Pain
См. Сукха-Духкха.
УЗЛЫ Knots
См. Грантхи.
УМЕРЕННОСТЬ Temperateness
В "Бхагавад-Гите" говорится: "Йога недоступна ни ненасытному, ни избегающему пищи; ни чрезмерно спящему, ни истощенному бессонницей. Йога есть избавление от страданий лишь для того, чье питание и отдых умеренны, чьи усилия соразмерны деяниям, чей сон и бодрствование уравновешены".
УМЕРЩВЛЕНИЕ ПЛОТИ Mortification
Умерщвление плоти не поддерживается ни одним из классических текстов по раджа-йоги и хатха-йоги. Наоборот, в них часто превозносятся совершенство и красота тела.

См. Совершенства Тела; Тапас; Умеренность.
УНМАНИ Unmani
Состояние транса, или абстрагирование, отстранение от тела; результат кечари мудра см. Мудра и подобных ей практик.

Унмани иногда называется "сном йоги".
УПАДАНА The Upadana
Неизменная субстанция, или материал, из которого состоят все предметы подобно тому, как все горшки сделаны из глины, а украшения - из золотого слитка и которое есть ничто иное, как сам Брахман.
УПАДХИ Upadhis
В философии понятие "упадхи" означает отличительную особенность. По отношению к человеку это подразумевает любые следы его пребывания в различных сферах жизни, его тело с точки зрения его выражений, внешности и тех признаков, по которым человека знают и узнают.

Человек обладает тремя такими телами, или состояниями бытия: причинным, или каузальным карана упадхи, тонким сукшма упадхи и грубым, или плотным стхула упадхи. Эти тела называют также шарирами см. или дехами см., и в этом значении все три понятия синонимичны.
Рассматривая типы отличительных свойств, на которые разделяются все проявления человека для внешнего мира, можно выделить четыре основных формы: саньджня состояние разума в самом глубоком смысле; гуны качества человека; его крийя действия, поступки; и джати статус относительно множества разнообразных условий жизни. Последнее джати является проявлением кармы см. человека; крийя представляют собой его текущие действия, совершаемые посредством физического тела стхула; гуны являют собой качества, определяющие тонкое тело сукшма, а саньджня есть его существо, состояние бытия, то, что современным языком можно назвать эволюционным статусом человека, а на языке древности - степенью пробужденности, завершенности пути, совершенства.
"УПАНИШАДЫ" Upanishads
Составляющие часть "Вед" тексты, которые в основном посвящены наиболее мистическим учениям - природе Брахмана и отношениям человека и Брахмана.
УПАРАТИ Uparati
Исчезновение личных желаний, одно из шести достижений см. Шатсампатти.
УПОРЯДОЧЕННОСТЬ Orderliness
См. Саттва.
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ РАЗУМА Evenness of Mind
См. Саматва.
УСПЕХ И НЕУДАЧА Success and Failure
Человеку рекомендуется одинаково ровно и спокойно, без восторга и угнетенности воспринимать и успехи, и неудачи. В конце концов, они представляют собой всего лишь предельные формы всех тех явлений, которые происходят в любой момент времени, а человек всегда должен быть бдителен не только по отношению к необычным или крайним формам событиям. Йог учится также тому, что с точки зрения и горизонтальной эволюции тела и разума, и вертикальной эволюции сознания успехи и неудачи одинаково важны. Из собственных и чужих ошибок можно извлечь - и на практике извлекается - не меньше, чем из успехов. Проигрыши и ошибки - наши уроки, и единственным преимуществом успехов являются вызываемые ими ободрение и воодушевление.

Однако йог обладает внутренним источником побуждений, поэтому неудачи не подавляют его и не мешают ему извлечь всю пользу из полученного урока. Важным, разумеется, является только то, что мы делаем, но не сам результат.

Даже в школе или институте ученик или студент, заинтересованный в изучаемом предмете, достигнет необходимых знаний; мысли об отметках, успехах и неудачах, будут для него только препятствиями и источниками беспокойства. Шри Кришна говорил Арджуне: "Заботься только о том, что делаешь сейчас, но не об успехе завершения."
УЧЕНИК Pupil
Существуют три уровня учеников гуру, или учителя: высший уттама, средний мадхьяма и низший атхама. К высшему типу принадлежат теученики, которые понимают намерения учителя и полностью выполняют их; к среднему уровню отностся ученики, испрашивающие и исполняющие специальные указания учителя, а ученики низшего ранга еще не способны в полной мере выполнять все указания своего учителя см. также Шишья и Гуру.
УЧИТЕЛЬ Teacher
См. Гуру.
ФАНТАЗИЯ Fancy
См. Воображение; Викальпа.
ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО The Physical Body
См. Тело; Деха; Шарира; Упадхи; Город Девяти Врат; Совершенства Тела; Умерщвление Плоти.
ФИКСАЦИЯ РАЗУМА The Mind-Poise
Действия разума, сосредотачивающие его внимание на каком-либо объекте или мысли, при котором все его силы собираются воедино и направляются к этому объекту. Оно начинается с концентрации и достигает своей вершины в созерцании.

См. также Самьяма; Высшая Самьяма.
ФИЛОСОФИЯ Philosophy
См. Даршана; Философия Йоги; Санкхья; Веданта.
ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ Yoga Philosophy
Философия йоги духовна; она ориентирована на индивидуальное раскрытие и постижение бытия путем осознания независимого, самосущего, имеющего свой источник в самом себе Духа пуруша человека.
Философия йоги этична; эта система, состоящая из восьми аспектов, или ступеней, начинается с пяти добродетелей, первой из которых является ненасилие.
Философия йоги интеллектуальна; ее методы медитации являют собой использование сил разума, а философские труды обосновывают все ее афоризмы.
Философия йоги эмоциональна; она предписывает дружелюбие, любовь и другие добрые чувства.
Это практическая философия; она связана с управлением и регуляцией тела со стороны его обитателя, человека.
Существует множество различных школ и учителей, которые уделяют особое внимание отдельным частям этого учения, но все они опираются на "Йога Сутру" Патанджали см., великого и почитаемого толкователя системы раджа-йоги.
ФОРМА Form
См. Намарупа.
ХАЛАСАНА Halasana
"Поза плуга". Человек ложится на спину с вытянутыми вдоль тела руками, обращенными ладонями вниз, поднимает ноги вверх и переносит их за голову, пока носки не коснутся пола.

Корпус тела поднимается как можно выше, а руки переносятся за голову и охватывают ее.
ХАНСА Hansa
Буквально: "лебедь". Этот символ используется во многих образах. Как титул, которым награждаются развитые йоги, он связан с поэтическим образом этой птицы, летящей в сезон муссонов к озеру Манасаровара в сердце Гималайских гор, к месту великих паломничеств отважных монахов санньясинов; этот обрах усиливается также тем фактом, что высшую чакру человека или ее часть тоже называют манасароварой.

Существует, кроме того, поэтическое и мистическое верование, что эта птица способна отделить и выпить только молоко из смеси молока с водой, которое согласуется с идеей о том, что мудрый йог способен увидеть и извлечь пользу из любого жизненного опыта.
В некоторых школах лебедя называют "птицей времени", созданием, живущим "на лету". Это тоже согласуется с качеством мудрого йога, полностью осознающего, что наше материальное существование есть "жизнь на лету", жизнь момента, и она дана человеку не для того, чтобы он навсегда привязывался к чему-то или оставался в одном и том же доме, месте, или состоянии.

Йог осознает, что жизнь есть книга перемен и она состоит из различных глав; приучая настроение своего разума к этой истине, он одинаково ровно и спокойно встречает любые обстоятельства и использует их для укрепления своих крыльев. См. также Парамаханса.
ХАРАКТЕР Character
Правильные качества характера человека, которые ведут к освобождению мокша, см., даются в "Бхагавад-Гите" в следующем перечислении: смелость, чистота жизни, решительная и постоянная практика раджа-йоги, великодушие, самоконтроль, жертвенность, усердие, самодисциплина, прямота, безвредность, правдивость, отсутствие гнева, отрешенность, миролюбие, воздержание от клеветы, сострадание к живому, щедрость, мягкость, скромность, упорство, героизм, прощение, твердость, чистоплотность, отсутствие злобы, и не слишком большая гордость.



Содержание  Назад  Вперед