ХВАЛА И ХУЛА


ХАРИ Hari
Одно из имен Вишну, указывающее на то, что он прощает людские грехи и исправляет их ошибки; имя происходит от глагольного корня, означающего "забирать". Разумеется, только мудрость и любовь, властью своей гармонии, способны исправлять последствия грехов, величайшим из которых, источником всех остальных более мелких, является персональность, или обособленность личности.

Даже плотские грехи представляют собой нарушения гармонии тела, форму эгоизма тела, при которой интерес и возбуждение одной его части превозмогает благополучие всдго организма в целом.
ХАТХА-ЙОГА Hatha-Yoga
Форма йоги, связанная в первую очередь с регуляцией дыхания, а также с другими дисциплинами тренировки и упражнений тела. Обычно считается, что "ха" означает вдох, а "тха" - выдох; они переводятся соответственно как солнечное и лунное дыхание и связываются многими комментаторами с первыми двумя жизненными ветрами, или вайю см. - Прана и Апана. Очень часто хатха-йога рассматривается как необходимое вступление и дальнейшая помощь раджа-йоге, дисциплине воспитания разума.

Хотя справедлив тот факт, что усиленное мышление и особенно сидячий образ жизни обычно нарушает естественные процессы здорового дыхания, но для целей раджа-йоги - концентрации, медитации, и т.д. - человеку необязательно практиковать полную хатха-йогу; достаточно следить, чтобы дыхание было спокойным и равномерным и отделить умственные усилия от любых телесных усилий и напряжений, то есть, другими словами, позаботиться о том, чтобы развитое и используемое благотворное состояние тела не возмущалось старой ошибкой мышления, предполагающей, что физические ощущения, усилия и напряжения могут помочь в медитации.
ХВАЛА И ХУЛА Praise and Blame
Человеку рекомендуется одинаково ровно относиться и воспринимать и похвалу, и упрек. Это не означает, что их следует игнорировать, ибо в них может содержаться полезный урок.

Их эмоциональное отвергание как таковых означает всего лишь подмену одной эмоции другой, относящейся к тому же классу.
ХОЖДЕНИЕ ПО УГЛЯМ Fire-Walking
Его можно увидеть в различных районах Индии. Оно является примером власти разума над телом, и следовательно, связано с йогой, хотя задача йоги - развиваться дальше и добиться власти духа над разумом. Типичный случай хождения по углям однажды продемонстрировал в Англии индус Куда Букс.

В земле были вырыты два углубления, длиной три с половиной метра, шириной два метра и глубиной двадцать сантиметров. Они были наполнены семью тоннами дубового хвороста, тонной дров и облиты тридцатью литрами масла, после чего прогорали в течение нескольких часов, до состояния горячих углей, температура которых была к тому моменту 800 градусов по Фаренгейту. Бакс сначала пощупал угли голыми ступнями, а затем дважды прошел по углублениям без малейшего вреда. Лист бумаги, который ветром занесло на угли, мгновенно вспыхнул и сгорел. Бакс объяснил это явление только искренностью своей веры.

В конечном счете, эту природу, разумеется, имеют все наши способности.
ХУДОЖНИК The Artist
Урок образа Художника заключается в том, что он, стремясь к написанию картины, пытается на самом деле достичь определенного состояния сознания, и таким образом действительно развивает собственное высшее Я, свою чувствительность и способности. Затем урок показывает, что срок существования картины ограничен, так же как сам человек - лишь временный гость в этой жизни, и что на самом деле любая деятельность в этом мире совершается "во имя собственного Я". См.

Символические Образы.
ЦЕЛОМУДРЕННОСТЬ Chaste Conduct
См. Брахмачарья.

ЧАКРЫ The Six Chakras
Чакра означает буквально: "колесо". Также называется падма лотос из-за сходства с этим цветком.

Шесть чакр расположены на уровне различных органов тела вдоль сушумны см., энергетического канала, проходящего по позвоночнку и его аналогу в тонких телах. Чакры имеют следующие имена и положение:
1. Муладхара: основание позвоночника, возле ануса.
2. Свадхиштхана: на уровне половых органов.
3. Манипурака: на уровне пупка.
4. Анахата: на уровне сердце.
5. Вишуддхи: на уровне горла.

6. Аджня: на уровне бровей.
Некоторые современные ученые тесно связывают чакры с важнейшими нервными сплетениями тела; в частности, майор Индийской медицинской службы Б.Д.Базу разъяснил это в удостоенном премии эссе, напечатанном еще в 1889 году в "Гайз Хоспитал Газэтт". Этот замечательный врач и ученый описал это соответствие следующим образом: 1 крестцовое сплетение; 2 простатическое; 3 надчревное; 4 сердечное; 5 горловое; и 6 кавернозное сплетение.
Падмы имеют "лепестки", которые указывают силы чакры, каждая из которых обозначается буквой-слогом алфавита санскрита. В сумме таких лепестков пятьдесят, и они и соответствующие им силы, распределяются по чакрам следующим образом: 1 четыре; 2 шесть; 3 десять; 4 двенадцать; 5 шестнадцать; 6 два.

Как указывает майор Базу, количество лепестков соответствует числу важнейших нервов, исходящих из соответствующего нервного сплетения.
Помимо шести упомянутых, на вершине сушумны располагается "тысячелепестковый лотос" см. Сахасрара Падма.

Майор Базу связывает его с medulla oblongata, продолговатым мозгом, из которого берут начало и в котором соединяются левый и правый симпатические каналы.
Как утверждает учение йоги, вверх по каналу сушумны всегда течет определенное количество энергии кундалини, однако пробуждение большего ее объема приводит чакры к более активному состоянию, что проявляется в усовершенствовании чувствительности органов восприятия и увеличению их силы, благодаря чему можно приобретать способности ясновидения, яснослышания, и так далее; каждая чакра связана с определенными формой материи и органом чувств, а именно: 1 земля, обоняние; 2 вода, вкус; 3 свет, зрение; 4 воздух, осязание; 5 эфир, слух; 6 разум. Кроме того, можно провести сравнение с соответствующими явлениями и сферами человеческой активности: 1 тело; 2 страсти, желания и эмоции; 3 низший, или предметный ум; 4 моральные и этические свойства; 5 воля, и 6 высший разум. Таким образом, первая, вторая и третья чакры образуют низшую триаду, связанную с материальным миром, а четвертая, пятая и шестая чакры - высшую триаду, связанную с внутренним миром человека.

Однако, все эти соответствия и сравнения следует воспринимать в очень широком и свободном смысле, поскольку подобные ответвления и взаимоотношения сложны в той же мере, сколько и сама жизнь, в которой разнообразные органы и способности проявляются в разное время по раному см. также Кундалини; Сахасрара Падма и главы, посвященные отдельным чакрам.
ЧАРАМА-ШЛОКА Charama Shlokas
Завершающие строфы завета Шри Кришны в "Бхагавад-Гите": "Думай обо мне; будь предан мне; обожай меня; поклоняйся мне. Ты придешь ко мне...

Обещаю, ибо люб ты мне. Все отбросив в сторону, ко мне, единому убежищу, приди... Освобожу тебя от всех грехов."
Читая этот фрагмент, изучающий должен вспомнить учение, данное несколькими строками ранее, о том, что Бог есть одно и то же Я, присутствующее во всем, и что сам дух ученика есть часть анша его. Таким образом, это учение завершается выводом о бессмысленности попыток поиска спасения у кого-либо другого.
ЧИНМАТРА Chinmatra
Чистое сознание; "просто чит". Правила благозвучности санскрита требуют изменения "т" в слове чит на "н", если в составном слове за ним следует "м".
ЧИСТОПЛОТНОСТЬ Cleanliness
Требуемый от практикующего йогу один из пяти обрядов ниямы, распространяющийся на всю повседневную жизнь в мире. См.

Шауча.
ЧИСТОТА РАЗУМА Purity of Mind
Патанджали предлагает несколько способов достижения чистоты, то есть четкости и ясности разума читта-прасада:
1 Воспитание дружелюбия по отношению к счастливым, сострадания к страдающим, радости при виде доброго и равнодушия к злому.
2 Несколько глубоких и продолжительных вдохов и выдохов.
ЧИТ Chit
Сознание, или знание, приписываемое единой реальности см. Сат-Чит-Ананда.

Нельзя путать с читтой, низшим умом, четвертым компонентом антахкараны см.. См. также Саччидананда, Сознание.
ЧИТТА Chitta
Низший ум; разум, которым необходимо управлять, точнее, содержимое которого следует контролировать. Читта есть то зеркало, посредством которого мы получаем и видим весь спектр наших ощущений, поступающих от наших органов знания джнянендрийя, см..

В нем эти впечатления удерживаются для дальнейшего использования, подобно мебели в комнате. Вся информация, полученная нами в течение жизни, запасается здесь, доступная для нашего использования обдумывания при условии хорошей памяти смрити, см., то есть когда эта умственная обстановка правильно расположена в комнате разума.
Читта обладает, однако, как динамическим свойством, или качеством движения, так и статичным свойством по отношению к мыслям и обрывкам информации в разуме. Мысли объединяются и следуют непрерывным потоком, то есть одна мысль вызывает другую, которая становится ее преемницей и, в свою очередь, рождает третью, образуя, таким образом, непрерываемый и неуправляемый поток мыслей.

Это течение мыслей нельзя путать с мышлением см. Манас, которое управляет и придает новое расположение этому содержимому низшего ума.

См. также Низший Ум.



Содержание  Назад  Вперед