САХИТА


1. САХИТА, 2. СУРЬЯБХЕДА, 3. УДДЖАЙН, 4. СИТАЛИ, 5. БХАСТРИКА,
6. БХРАМАРИ, 7. МУРЧХА, 8. КЕВАЛИ. Вместо последнего вида некоторые тексты разъясняют так называемый ПЛАВИНИ “плавающий”, потому что человек, пользуясь этим дыханием, без всякого движения может держаться на воде сколько угодно долго.

Начнем прямо этим ПЛАВИНИ.
В нормальных условиях человеческое тело худое плавает в соленой воде морей, океанов и т. п., но тонет в пресной реках или озерах, даже если оно имеет некоторое жировае покрытие. Толстых людей вода в известной мере “носит”.

Каким же образом может худой человек, выполняющий это дыхательное упражнение, не утонуть в прес-ной воде, как единогласно утверждают индийские тексты? Как гласит предписание: на-полните живот воздухом и оставайтесь без движения лежать, сидеть или стоять в воде в любой позе, пока голова наверху. Так как правильная техника давным-давно забыта, некоторые хатха-йогины пытаются добиться того же результата тем, что просто глота-ют воздух и наполняют им желудок отвратительная процедура, так как этот воздух позже должен быть извергнут. При всем этом правильная техника предельно проста нужно дышать диафрагмой, только и всего! Даже разговор не помеха при этом способе дыхания, при условии, что за грудобрюшной преградой всегда будет оставаться доста-точно много воздуха.

Тем самым этот ПЛАВИНИ как способ дахания, является безо-шибочным контролем правильного диафрагменного полного дыхания, потому что это полное дыхание является единственно правильным способом дыхания. Значит, если кто-либо вам попытается демонстрировать диафрагменное дыхание и при этом сам уйдет под воду, не верьте ему, он говорит бессмыслицу.
Взгляните на скелет грудной клетки попристальнее. Мы убеждаемся, что ребра при-креплены с обеих сторон, спереди к грудине, сзади к позвоночнику. Разденемся до поя-са и сядем перед зеркалом.

Теперь попытаемся, продолжая дышать спокойно, развести руки вверх и в стороны. Проделаем это же без дыхания.

Во всех случаях мы убеждаем-ся, что дыханию это движение не мешает и не влияет на него никоим образом. Даже не-которое растяжение грудной улетки в нижней ее части там, чде имеются четыре “фальшивых” ребра натянутыми мышцами рук дельтовидной мышцей, это растяже-ние едва ли можно заметить. Отсюда мы делаем вывод, что, во-первых, дыхание неза-висимо от этих движений рук и, что, во-вторых, верхушки легких находящихся под первой, самой верхней парой ребер этим незначительным растяжением нижней отк-рытой группой грудной клетки никоим образом не растягиваются.

Кому придет в го-лову надувать камеру шины тем, что он будет растягивать саму камеру? Но многие “эксперты по дыханию” верят в эту бессмыслицу, ибо они рекомендуют при вдохе под-нимать и руки, благодаря чему, по их мнению, воздух достигнет и верхушки легких. Это еще не все, они даже утверждают, что это и есть диафрагменное дыхание. Но при этом диафрагма, которая всегда более или менее работает вместе с грудной клеткой, задействована в самой малой степени.

А чему учит практический опыт врача-легочни-ка? Что именно те пациенты чаще всего имеют катар верха легких или даже туберкулез легких, которые дышат грудной клеткой, причем почти исключительно поднимают грудную клетку вверх техника, которая встречается не только у большинства жен-щин, но и спортсменов и даже нужна им. Они измеряют объем легких, к сожалению, не количеством вдохнутого воздуха, а только и единственно объемом груди.

А при этом нашим единственным дыхательным инструментом является диафрагма, а не грудная клетка, как это определенно доказывает вышеописанный ПЛАВИНИ-феномен. Точно так же, как поршни воздушного насоса всасывают воздух, так действует и наша диаф-рагма при дыхании вопрос лишь как нужно двигать эти поршни нашего тела?
На это индийская ЙОГА дает как достойный внимания, так и практический ответ посредством определенного положения языка. Оно называется НАБХО-МУДРА и сос-тоит в следующем. Корень языка не кончик языка! кладется на мягкое небо малень-кий язычок, как для произнесения носового “н” в слове “ланге” или как при дыхании носом открытым ртом. Если при этом проделать легкое нажатие языком на зев и так вдохнуть, возникает легкий храпящий звук и тотчас почувствуешь характерное давле-ние на область анального отверстия, связанного с дыханием включена диафрагма.



Позже в этом искуственном средстве нужда отпадает, но положение языка имеет еще и другие преимущества и потому очень рекомендуется йогинами. Другая помощь это уже известное сильное подтягивание после последовательного выдоха УДДИЯНА БАНДХА.

Если диафрагма, благодаря постепенному упражнению, достаточно опус-кается вниз, чем и объясняется ПЛАВИНИ-феномен не в охвате груди, а в объеме диафрагмы заключается весь секрет.
Есть еще одно дыхательное упражнение, дающее более легкое изучение диафрагмен-ного дыхания, а именно т. н. “воздуходувный мех” БХАСТРИКА, которое нормаль-ным образом должно проделываться диафрагмой, иначе оно легко причиняет чувство головокружения, знак, что дыхание неправильное. Но при этом мы были бы уже пос-реди практики, а нам еще приходится рассматривать нечто теоретическое. Что проис-ходит, например, если мы стараемся, но дышим все-же грудной клеткой, а должно быть диафрагменное дыхание? Пока мы делаем обычные глубокие вдохи при простой дыха-тельной гимнастике, не должно, с точки зрения уже объясненного несовершенного ды-хания, возникать дальнейших осложнений, пока мы не переступили обычных границ. Но кто может сказать, где эти границы лежат, при условии, что грудное дыхание уже само по себе ненормально?

Любая активизация и интенсификация этого ненормального дыхания гимнастики и особенно спорта, атлетики и т. п., таит в себе растущую опас-ность чрезмерного растяжения легочной ткани, которое неизменно возрастает, если упражняться в дыхании по ЙОГЕ этим способом.
Только подумайте, любое индийское дыхательное упражнение преследует целью сильное растяжение вдохов постоянно растянутым затаиванием дыхания как мы сей-час увидим, это затаивание дыхания длится при каждом вдохе около 1,5 минут от 48 до 144 секунд и такие вдохи по индийским предписаниям нужно делать четырежды в день по 80, а всего 320, если хочешь удовлетворить эти условия. Это соответствует затаиванию дыхания около 8 часов ежедневно. Чудо ли, что человек этим безрассуд-ным растяжением чрезвычайно нежной легочной ткани причинит себе непременно эм-физему легких, астму или еще что-либо похуже? Практика АСАН показала, что неос-торожное перенапряжение эластичной и прочной мышечной ткани может привести к болям, длящимся днями насколько же страшнее должен быть вред, если более нежная легочная ткань будет подвержена такому постоянному избыточному растяжению! Эта опасность исключена, если растягивать вместо этого диафрагму, т. е. дышать диафраг-мой, и при этом еще после каждого выдоха ее крепко подтягивать УДДИЯНА-БАНДХА, благодаря чему в легких возникает “отрицательное давление” вакуум, так что легочная ткань то вздувается, то сжимается и поэтому остается эластичной.

Иначе бы ни один самый опытный йогин не переносил бы это упражнение без вреда.
Но есть еще одна бессмыслица, которая широко распространена на Западе и даже рекомендуется специалистами по дыханию я имею ввиду выдох через рот. Привер-женцы этого метода могут говорить все что угодно, но они должны признать следую-щее:
1. Природа дала нам для дыхания нос, а не рот. Если мы должны, как многократно говорится, выдыхать через рот, чтобы достичь совершенно полного выдоха, то мать-природа наверняка снабдила бы нас в этом смысле.
2. Задачей слизистой носа является, между прочим, согревание вдыхаемого наружного воз-духа, собственно в мороз холодный воздух в носу нагревается настолько, что вдыхается без вреда для легких. Если этот дополнительно подогретый в легких воздух выдыхать через нос, то нос длительное время остается теплым.

Если же наоборот, выдыхать его через рот, нос вновь вдыхаемым холодным воздухом скоро так охладится, что начнет просто-таки болеть и невольно заставит и вдыхать через рот, что совершенно и полностью неприемлемо.
3. Главнейшей задачей слизистой носа является сбор частиц пыли и уничтожение бацилл. Последнему помогает выдыхание двуокиси углерода использованного воздуха через нос. И это тем действеннее, чем основательнее и глубже делается каждый вдох, как это имеет место в слу-чае дыхательных упражнений.

При выдохе через рот это действие совершенно выпадает.
4. Каждый орган развивается в деятельности и хиреет от длительного покоя. При выдохе через рот слизистая носа выполняет лишь половину работы, кроме того недостаточно закаляется и легко застужается и закупоривается.

Следствием является катар слизистой носа.
5. Выдох и особенно полюбившееся выталкивание воздуха через рот с “ссс”, “ффф” и “фю” и другими надуманными на Западе бессмыслицами производит усиленное давление на нежные легочные пузырьки и надолго делает астматиком или подверженным астме по меньшей мере. Это неоднократно подтверждает пример музыкантов духовых инструментов и не в последнюю очередь пловцов кролем.

Этот факт подкрепляется тем, что выталкивание воздуха через нос и предусмотренное время само по себе излечивает многолетнюю астму.



Содержание раздела