Разделение вдоха и выдоха.


Перечисление этих неоспоримых фактов могло бы стать достаточным, чтобы усомниться в надуманном положительном действии выдыхания через рот. Но я добавлю к этому дальнейший факт выдох через рот не рекомендуется ни в одном чисто индийском дыхательном упражнении. Тот кто выдает этот идиотский способ выдоха за метод ЙОГИ или просто не в курсе дела, или действует против истинного познания. После этих теоретических выпадов мож-но было бы приступить собственно к нашей практике.

И все же остается сказать еще кое-что на этот раз о примечательных принципах правильного учения индийских авторов книг по ЙОГЕ. Первым требуется при дыхательных упражнениях, так называемое, “очищение нервов” НАДИ-СУДДХИ.

И сразу же, что это за такие НАДИ? Свами Шивананда говорит в своей “КУНДАЛИНИ-ЙОГА” однозначно:”НАДИ это астральные трубки, которые состоят из аст-ральной материи и руководят психологическими потоками”.

И далее:”Если дыхание происте-кает через СУШУМНУ спинно-мозговой канал, принцип мышления стабилизируется. Если НАДИ полны нечистотами, дыхание не может пройти через средний НАДИ. Поэтому для очи-щения НАДИ нужно проделать ПРАНАЯМЫ”.

И Радж Бахудур Шри Чандра Васу считает: ”ВАЙЮ не проходит не может в НАДИ, пока они наполнены нечистотами калом и т. д.”.
Читатель может как угодно размышлять над тем, как, во-первых, “кал и т. д.” попали из пря-мой кишки в спинно-мозговой канал или в какие-либо другие астральные каналы тела, и во-вторых, как осуществить благодаря этим дыхательным упражнениям очищение астральных ка-налов от, необъяснимым образом, попавших туда нечистот. И при этом древний текст говорит довольно недвусмысленно о способе Гхеранды:”Имеется два вида очищения НАДИ САМАНУ с МАНТРОЙ и НИРМАНУ без МАНТРЫ. САМАНУ проделывается с БИДЖА буквально МАНТРОЙ, НИРМАНУ посредством ДХАУТИ очистительными упражнениями.”
В соответствии с этим есть две возможности очищения НАДИ грубоматериальные каналы, тоже называемые НАДИ, очищаются водой и т. д., а тонкоматериальные нервы и др. дыхани-ем. Но есть ли на самом деле дыхание, которое проникает в эти тонкоматериальные каналы? Любой дилетант в анатомии знает, что ноздри сходятся уже за мягким небом, так что дыхание, приходя безразлично по какой, проходит через ту же самую трахею и даже до самого легкого. Как же нужно это дыхание пропускать через ИДА левая часть тела или ПИНГАЛА правая часть тела или даже СУШУМНА средний спинно-мозговой канал с целью “очищения нервов” и в последующем при ПРАНАЯМЕ?

Санскритские тексты, если они говорят об этом обстоя-тельстве, никогда не употребляют выражение “дыхание” СВАСА, а постоянно упоминают понятия “ПРАНА”, “ВАЙЮ” или “МАРУША”, которые столь же мало обозначают дыхание как ПРАНАЯМА “контроль дыхания”. А выражение МАЛА-АКУЛА, которое переводится как “от нечистот освобожденный”, собственно, означает “путаница жидкостей ДОША” тела, как “ве-тер””, “желчь” и “слизь”. Против этой путаницы или нерегулярности помогает наряду с дыха-тельным упражнением СИТАЛИ в первую очередь КАПАЛАБХАТИ, которая является первой ступенью “очищения НАДИ”.

В чем она состоит?
Вдыхают слева, выдыхают справа, затем вдох справа, выдох слева и т. д., благодаря чему “устраняются заболевания слизистой оболочки”, как гласит теория. Высшая ступень этого очищения НАДИ практически не отличается от САХИТЫ, которая включает все виды дыхания через ноздри. Из этого следует, что любое дыхательное упражнение, при котором дышится лишь через одну сторону носа служит очищению НАДИ и потому делает это последнее не нужным в качестве специального упражнения. Из вышесказанного также следует, что без сомнения речь идет о регулировании обеих магнетических потоков СУРЬЯ-СВАРА правой стороны и ЧАНДРА-СВАРА левой стороны.

Если тело состоит в созвучии с природой т. е. здорово, оба эти потока сменяются регулярно через каждые два часа. Если же человек болен, в нем это действие смены нарушено и как следствие этого происходит “путаница жидкостей “ветра”, “слизи” и “желчи”.

Это является объяснением вопроса, каким образом дыхание, во-первых, “очищает нервы” тонкоматериальные каналы обеих сторон тела ИДА и ПИНГАЛА и, во-вторых, может очистить средний канал от “нечистот” неупорядоченности обоих потоков, ибо несколько минут между каждым двухчасовым периодом дыхание происходит через обе ноздри равномерно и ПРАНА проходит через средний канал спинного мозга СУШУМНА.
Это феномен возникает особенно четко при восходах и заходах Солнца, почему и предпи-сывается упражняться в это время, так же как и в полдень и в полночь, если должно наступить это же явление. Если этого не происходит, то должно быть вызвано искусственно. Так это очи-щение нервов преследует двойную цель. Во-первых, достигается общее регулирование и ук-репление магнитных потоков тела, во-вторых, немедленное регулирование, благодаря чему достигается последующее равновесие обоих потоков.

Но первое достигается также хорошо выполнением дыхательного упражнения через отдельную ноздрю, как КАПАЛАБХАТИ, СУРЬЯБХЕДА и САХИТА. Магнитное равновесие же достигается много проще следующим вспомогательным средством.

Ложатся на свободную сторону на которой сторона носа свобод-ная и выжидают 7-10 минут. По истечении этого времени, а возможно и раньше, обе части носа освободятся. Тогда можно делать дыхательные упражнения. Затем следует практика ПРАНА-ЯМЫ.

И об этом также как и об АСАНАХ у Патанджали на первый взгляд не найдешь указа-ний. Более точное исследование объясняет, однако, очень многое. Это практически правильный метод, который существенно отличается от обычных объяснений современных даже индий-ских авторитетов. Что говорит Патанджали?

Его последующее руководящее после АСАН пред-ложение гласит: “Ему т. е. не смущению противными и равным образом не препятствование противным следует ПРАНАЯМА расщепление процесса вдоха и выдоха” “ЙОГА-СУТРА”, II, 49.
В чем состоит это расщепление процесса вдоха и выдоха? Очевидно в разделении вдоха и выдоха.

Так как Патанджали последний вид дыхания, так называемый КЕВАЛИ, при котором не предпочитаются ни вдох, ни выдох относит к четвертому виду “ЙОГА-СУТРА”, II, 51, то, следовательно, имеются в общем четыре возможности: 1. Вдох и выдох одновременно, 2. Вдох, 3. Выдох, 4. Ни вдох, ни выдох. Если мы еще добавим, что слово “ПРАНАЯМА” означает за-тяжку процесса дыхания, отсюда последует необходимость по возможности растянуть по длине соответствующий из четырех указанных процессов.

Это практически проистекает из “ЙОГА-СУТРЫ”, II, 50: “Вид и способ задержки дыхания вне или же внутри тела, характеризуется по месту, длительности и количеству, и является долгим и тонким”.
Пусть читатель возразит, что слово СТАМБХА в оригинале означает “задержка дыхания”, а не “затягивание дыхания” КУМБХАКА. Разница столь же мала, сколь выражение в оригинале ДИРГХА-СУКШМА “или надолго затаить, или коротко” Вивекананда, “РАДЖА-ЙОГА”. Ибо слово СУКШМА есть более “тонко” тонкоматериальное, “едва слышимое”, а не просто “коротко” и это есть существенно другая техника, чем обычно рекомендуется, по которой нужно затаить дыхание “долго или коротко”.

Точно так, как в случае АСАН, нужно совершенно исключить усилие, боль, вообще любое употребление перебарывания, ибо любое насилие есть факиризм, а не ЙОГА. Так, не нужно при ПРАНАЯМЕ затаивать дыхание с усилием или с са-моцелью. Мы увидели, что основным принципом АСАН является застывание в определенной позе, пока застывание еще кажется приятным. Этот принцип простирается на технику дыхания, на концентрацию и медитацию, т. е. на всю ЙОГУ вообще. Не “ХАТХА” усилие, а “ХА-ТХА” объединение “Солнца” и “Луны”, вдоха и выдоха, души с духом космоса, и не возделывание рук, сидение на льду голым, или на доске с гвоздями, не факирские затаивания дыхания на ми-нуты или даже часы, не созерцание кончика носа или пупка, или еще чего-либо.

Из простых, но точных наставлений Патанджали четко и ясно следует, что вдох или выдох, каждое по четырем видам дыхания, должны проделываться медленно и тонко так, что этого не слышно, вплоть до застывания.
Например, вдохнуть так, чтобы вдох посредине замедлился, благодаря чему этот процесс ста-нет все менее слышным, пока пауза не выключится сама по себе -- втом состоит застывание на вдохе. Тоже самое имеет место и при выдохе, всякое искусственное, каждое насильственное за-таивание дыхания, как многократно предписывается, например, на 62, 80 или даже 144 сек.

2,4 мин., является чистейшей бессмыслицей, факиризмом, духовным самоубийством.
Читателю не следует искать ни в коем случае в моей критике личных аспектов. Настоящие йогины, как Бабаджи, Лахири Махасайя и Юктешвар Гири не оставляли без четкости ничего, заявляя: “КРИЙЯ-ЙОГА подготовка тела не имеет ничего общего с ненаучными дыхательны-ми упражнениями, которым учит несколько заблудших фанатиков. Их стремления задержать дыхание в легких усилием являются не только неестественными, но разрешаются неприятно”. И при этом, собственно, принятое всеми индусами обозначение важнейшего дыхательного упражнения, САХИТЫ, как СУКШМА-ПУРВАК “приятное предварительное упражнение” уже своим названием должно любого упражняющегося вести к мягклму приятному способу дыхания.

Этот правильный способ дыхания дает возможность лучше всего изучать себя на практике.



Содержание  Назад  Вперед