Предварительные упражнения


САХИТА. Вдохнуть слева, несколько задержать дыхание и затем выдохнуть справа, после этого дышать наоборот вдохнуть справа и после затаивания дыхания снова выдохнуть слева, как в случае СУРЬЯБХЕДА. Отсюда очевидно, что первый способ, а именно, СУРЬЯБХЕДА, излишен, так как именно он включается во второе дыхательное упражнение САХИТА.

Но знатоки текстов тотчас же возражают: эта САХИТА, если отказаться от ее сопровождающих МАНТРЫ и медитации, есть все то же самое, что и "очищение нервов” НАДИ-СУДДХИ! Совершенно правильно, поэтому это дыхательное упражнение делают практически следующим образом:
1. Соблюдая правила пальцев правое носовое отверстие постоянно закрывать большим паль-цем, левое мизинцем и безымянным пальцем правой руки, вдохнуть сначала несколько около шести раз медленно только левой стороной, и левой же без задержки дыхания выдохнуть. За-тем точно так же справа вдохнуть и выдохнуть тоже шесть раз.

Ежедневно увеличивать число дыханий до тех пор, пока не овладеешь этим дыхательным упражнением около двух недель.
2. После этого первого предварительного упражнения нужно очень осторожно обращаться с дыхательными упражнениями вдохнуть таким же способом спокойно и глубоко, но по воз-можности неслышно, слева, а выдохнуть справа, затем справа вдохнуть, слева выдохнуть, ис-пользуя всякий раз только пальцы, без задержки дыхания, столько же раз, осторожно увеличи-вая количество дыханий, снова около двух недель.
Эти оба предварительных упражнения особенно второе относятся к “очищению лобных пазух” КАПАЛАБХАТИ, чем окончательно можно объяснить стольчасто упоминаемое “очи-щение нервов”, ибо под “лобными пазухами” понимают место выше носоглотки, где оба воз-душных потока всякий раз меняют свои правое и левое направление. Теперь идет основное упражнение САХИТА.
Вдохнуть слева спокойно и бесшумно, посреди вдоха постепенно замедляя, благодаря чему в заключение наступит очевидная пауза с воздухом. Очевидная, потому что с другой стороны имеешь чувство, как будто можешь еще вдохнуть немного воздуха.

Если появится слабая пот-ребность выдоха, спокойно выдохнуть справа без замедления выдоха. Затем очередность меня-ется местами справа вдохнуть, затем все медленнее слева опять выдохнуть и т. д., все время попеременно.

Это и есть САХИТА.
Эта отмеченная Патанджали оригинальная техника совершенно безвредна для сердца. Только нужно при дыхании наблюдать свой пульс сердце при этом остается спокойным. Задержка ды-хания, рекомендуемая индусами самым схоластическим образом в связи с “правильным” режи-мом 1:4:2, тотчас же действует на сердце удары сердца становятся или заметно медленнее при задержке дыхания или чаще при выдохе. Отсюда проявляется обещанное действие этого ды-хательного упражнения, “чувствовать прохождение потоков через все тело” см.

Вивекананда, “РАДЖА-ЙОГА”, -- после его практики десятилетиями? Это обстоятельство, так же как и факт, что этот, так называемый ритм 1:4:2, даже не является ритмом, и способ, как это рекомендует-ся теоретически, вызывает подозрения, что эти предписания исходят от тех, которые сами их не опробовали.

Так, например, у Свами Шивананды можно найти часто встречающееся заявление см. его труды “РАДЖА-ЙОГА”, “ХАТХА-ЙОГА”, “Практические уроки ЙОГИ” и многие дру-гие: “Занятый тяжелым трудом САДХАКА практикующий может выполнять 320 раз затаива-ние дыхания, четырежды в день при 80 затаиваниях дыхания всякий раз”.
В практике “Уроков” он говорит, что лучшим соотношением было бы 20 секунд вдыхать, 80 секунд задерживать и 40 секунд выдыхать и предписывает для высшего класса упражняющихся в общей сложности час дыхательных упражнений ежедневно. В своей вышедшей лишь на ин-дийском языке “РАДЖА-ЙОГЕ”, он даже называет соотношение как высшее 36:144:72 секунды. Теперь подсчитаем: 20 сек.+80 сек.+40 сек, дают 140 или в общем помноженное на 320, равно 44800 сек., или 12,4 часа! Пусть теперь каждый для себя решит, смог бы он быть в этом смысле “работающим” или “тяжелоработающим”. Спрашивается, где же найти время для других упраж-нений, не говоря уже о еде, сне, заработке.

При этом остается открытым вопрос, на который вряд ли можно дать ответ, как можно задерживать дыхание на 7 полных часов? Только вдумай-тесь: в этом воздухе, что мы вдыхаем имеется 79,3% азота, 20,94% кислорода и около 0,03% двуокиси углерода углекислота, не принимая во внимание прочих “благородных” газов, как аргон и т. д. В выдыхаемом воздухе при нормальных условиях находят примерно тоже самое содержание азота 79%, кроме того еще около 3,9% углекислоты и около 16,5% кислорода. Что же происходит, если выдыхаемый воздух удерживать в легких длительное время?

Этот остаток углекислоты используется. Так как обмен веществ в теле не прекращается и сгорание в тканях продолжает иметь место, остаточная углекислота становится в последующим угарным газом. Само по себе это наводит на размышления. Мы уже видели, что вдыхание известного количес-тва углекислоты в определенных границах даже производит благоприятное действие на наши нервы от этого вероятно получило свое название по старинному образцу “очищение нервов” оздоровление нервов очевидный факт. Но чем дальше таким образом будет удерживаться, тем быстрее станет этот запас углекислоты ничтожным, а при недостаточном количестве досту-па углекислоты развивается образование в высшей степени опасного, более того, смертоносного газа окиси углерода СО.

Действие примерно такое, как если бы у сильно горящей печи зак-рыть заслонку или в закрытом помещении запустить автомобильный двигатель. Это сравнение ни в коем случае не притянуто за волосы, ибо уже содержание в воздухе угарного газа 0,06% причиняет головную боль менее чем за час, обморок за два часа, “трудноработающий САД-ХАКА” же подвергается этой опасности 7 часов ежедневно.
Тем безобиднее второй вариант этого дыхательного упражнения, при котором сначала, нап-ример, вдыхают слева, непосредственно затем выдыхают справа и затем задерживают дыхание без воздуха. И здесь тоже я рекомендую оригинальную технику, по которой нормально вдыхать, выдыхать с замедлением, как бы желая перестать на этом выдохе.

Благодаря этому пауза без воздуха придет сама собой.
Начинающий может в обоих вариантах соотношение между вдохом и выдохом регулировать тем, что он некоторое время упражняется по принципу 1:4:2 исключительно для того, чтобы не впасть случайно в другой ритм, как например 1:1:1 или 1:2:2. Уже ранее указывалось, что соотношение 1:4:2 возникает само по себе, если ни в коем случае не дышать при упражнениях насильственно.

Нельзя превышать время 6:24:12 сек., пока не сотрете границы между вдохом, задержкой и выдохом при правильной технике затаивание дыхания, а не остановка его!.
Дыхательные упражнения этой второй группы собственно, САХИТА одна, так как СУРЬЯ-БХЕДА образует ее составную часть имеют чрезвычайно благотворное действие. Здесь можно различить три момента:
а как “очищение нервов” благодаря регулированию обоих дыхательных потоков достигают их правильного нормального функционирования. Левая сторона тонкоматериального тела пог-лощает ПРАНУ из космоса, а правая сообщает ее физическому телу. В этом смысле следует понимать способы выражения древних текстов, при котором при одностороннем вдыхании ПРАНА проводится через ИДА-НАДИ левую сторону, а также ПИНГАЛА-НАДИ правую тонкоматериального тела. Исходя из этого, каждое представление, вдыхаешь ПРАНУ или вы-дыхаешь является совмещением психического с физическим к сожалению столь обычное! материализация духовного вместо одухотворения материального должно быть нашей задачей.

То же самое относится и к таким предписаниям, как следующее: “Имей умственное устремле-ние, что все божественные качества, как сострадание, любовь, прощение, радость, мир и т. д., входят в твое тело с воздухом, который ты вдыхаешь, а все демонические качества, как веселье, гнев, зависть и т. д. выбрасываются с воздухом, который ты выдыхаешь”.
Любовь не пар, а ненависть не выхлопной газ, которые можно было бы “с воздухом вдоха или выдоха” усваивать или выделять, столь же мало, сколь можно выдыхать электричество или свет.
б как физиологическое действие так СУРЬЯБХЕДА должна и действительно может изго-нять глисты, устранять насморки и другие заболевания слизистой, в особенности в двухсторон-нем исполнении САХИТА, смягчать или совсем излечивать неврозы, облегчать ревматизм и многие заболевания, как утверждают индийские врачи.
в как духовное действие, больше как подготовка к духовным упражнениям концентрации и медитации. САХИТА, впрочем, в этой связи пусть называется также и СУКХА-ПУРВАК “при-ятное подготовительное упражнение”, ведет в своих обоих вариантах специально полученное в дальнейших дыхательных упражнениях затягивание вдоха и выдоха, благодаря чему может дос-тигаться состояние в подъеме духа УНМАНИ.



Содержание  Назад  Вперед