Четвертая группа дыхательной техники


4. Четвертая и последняя группа дыхательной техники состоит из единственного упражнения, называемого КЕВАЛИ, которое требует уже в соответствии со своим именем своеобразной, нигде, к сожалению, до сих пор необъясненной техники. Что означает это название? “КЕВАЛИ” значит “единственный” исключающий все остальное и обычно понимается как “исключитель-но затаивание дыхания” и так же выполняется, но оно много шире, чем только это.
Мы видели, что так называемое “затаивание дыхания” должно быть в действительности зас-тыванием в дыхании как при вдохе, так и при выдохе. Отсюда проистекает двойной характер КЕВАЛИ, что отчетливо показывается в практике и представляет из себя две следующие одна за другой ступени КЕВАЛИ 1 и КЕВАЛИ 2. Так как этот особенно подчеркнутый Патанджали по эффективности “четвертый способ дыхания” действительно необходим для последующих уп-ражнений в концентрации и медитации, как еще будет показано, является непременным усло-вием правильного понимания и выполнения высших упражнений ЙОГИ.
Читатель же будет поражен, узнав, что сами признаннейшие авторитеты в области ЙОГИ не едины между собой по рекомендованному Патанджали порядку выполнения этого дыхательно-го упражнения. Так Свами Вивекананда переводит 51-й афоризм 2-й главы “ЙОГА-СУТРЫ” следующим образом: “Четвертое дыхательное движение состоит в сдерживании ПРАНЫ благо-даря размышлению о внешних и внутренних предметах”. А Свами Шивананда же говорит: “Чет-вертое упражнение ПРАНАЯМЫ проистекает через внутренние и внешние позиции”.

А тео-софская интерпретация В. К. Югда, которая опирается частично на перевод М. А. Оппермана, частично на “Науку дыхания” Рамачараки, гласит: “Имеется особый вид регулирования дыха-ния, который с одной стороны имеет отношение к сказанному в двух последних афоризмах т. е. выдох, вдох, затаивание дыхания, определенные по времени, месту и количеству, короткие или долгие и с другой стороны к внутренней сфере дыхания”, “Афоризмы по ЙОГЕ Патанджали”.
И все же данное Патанджали указание при правильном понимании внутренней взаимозависи-мости учения достаточно четко: “Четвертый способ дыхания это тот, который имеет ввиду об-ласть выдоха и вдоха” Б. Сахаров, “Великая тайна”.
Техника соответственно, наблюдения процесса дыхания, или как это называется “иметь ввиду внешнюю или внутреннюю область дыхания” не более и не менее. Эта техника уже разъяснялась Буддой и составляет предмет ежедневной практики в ашраме Ауробиндо, а также в КРИЙЯ-ЙОГЕ.

Как она выполняется? Сначалч делается предварительное упражнение, кото-рое вводит эту технику спонтанно. Это предварительное упражнение называется ТАЛА-ЮКТА “связанное с ритмом”. Это не что иное, как маятниковое дыхание, причем длительность вдоха и выдоха точно равны. Например, считают про себя до трех при вдохе и до трех при выдохе.

При этом помогают себе представляя маятникообразное качание, которое проходит через тело туда и обратно. Хотя длительность качки сама по себе имеет секундное значение и является лишь задающей регулярность ритм, попытайтесь постепенно растянуть качок по длине до четырех, затем до пяти и т. д. до тех пор, пока наконец один качок не перейдет во второй и дыхание станет “непрерывным”.

Этот непрерывный способ дыхания, при котором грудная клет-ка длительное время остается растянутой и есть уже первая ступень КЕВАЛИ.
КЕВАЛИ 1. Теперь мы понимаем, что должно значить “исключительное застывание в дыха-нии” легкие застывают в чрезвычайно медленном вдохе, который затем непрерывно переходит в выдох. Отсюда следует практическое выполнение этого упражнения попытаться стереть гра-ницы между вдохом и выдохом и наоборот, или, как это назвал Шанкара в своем комментарии к стиху 29, главы IV “ГИТЫ”: ”Вдох приносит в жертву выдоху, а выдох вдоху”. Это происхо-дит без какого-либо усилия, при котором наблюдают процесс дыхания. Это КЕВАЛИ 1, или не-прерывное дыхание, которое сопровождает любую концентрацию и по этой причине, которым должен обладать любой ученик ЙОГИ. Установлено, что объект концентрации можно удержать в мыслях лишь при этом “непрерывном дыхании”.



Нормальным способом для нас возможно привязываться нашим принципом мышления к какой-либо мысли самое большее на 2-3 секун-ды, ибо уже после этого кратковременного напряжения удерживаемая форма мысли расплыва-ется как кусок воска в горячей печи. Но если мы хотим удержать этот образ возможно дольше, то для этого есть одно-единственное средство, а именно, при этом вдыхать как можно медлен-нее, случайно сдерживая дыхание. Во всяком случае граница между вдохом и выдохом стирает-ся полностью, причем способность концентрации имеет свой кульминационный пункт при этом кажущимся полном прекращении вдоха, а ее минимум на другом “конце", а именно, на почти стертой границе между выдохом и новым вдохом.

Поэтому КЕВАЛИ 1 является непременным условием для концентрации мышления или, правильнее говоря, принципа мышления, а все вы-шеперечисленные дыхательные упражнения служат лишь цели, обучения этому непрерывному дыханию. Однако же это не конец дыхательной техники, ибо имеется еще один, более высокий способ дыхания, так называемое, незаметное дыхание, которое постоянно содействует и сопро-вождает самую наиважнейшую ступень ЙОГИ медитацию, и обозначается как КЕВАЛИ 2.
КЕВАЛИ 2. Этот способ дыхания можно охарактеризовать самое наилучшее, как расслабле-ние дыхательных органов, обусловленное опущением грудной клетки. Если упражняющийся при предыдущем способе дыхания КЕВАЛИ 1 получил ощущение неограниченного расшире-ния всего дыхательного аппарата во время дыхания, то он чувствует постепенный упадок его, пока дыхание почти прекращается, во всяком случае станет почти незаметным. Это состояние называется по индийски ЛАЙЯ “прятки” дыхания, в противоположность КСАЙЯ “иссяка-ние”,”заход”, полному прекращению дыхания, которое преподается некоторыми безответст-венными учителями ЙОГИ, хотя это умерщвление дыхательной деятельности самими ими не выполняется и полностью извращается подлинная мысль предписания Патанджали: ”покой и ясность мыслительной субстанции”, “приводимую сюда”, а не закостенение ее.

Если тело йоги-на в “УПАНИШАДАХ” сравнивается с повозкой, мысли с лошадью и дыхание с поводьями, управлением конем и езда, то ни в коем случае не должны быть целью искусства езды ЙОГИ остановка коня и повозки.
Но как достичь этих высших из всех ступеней дыхания? Они возникают, как впрочем и все в ЙОГЕ, сами по себе, как только достигнута предыдущая ступень, непрерывное дыхание дости-гает правильных взмахов. Если посредством постепенного вдоха добился необходимого расши-рения легких до их максимальных границ, то вся грудная клетка, дыхательные органы расслаб-ляются, “спадают” пока дыхания более не замечаешь.

Получается, что как будто вообще не ды-шишь.
Это незаметное дыхание, как уже указывалось, является постоянным сопровождением меди-тации, каковая возникает и достигает своего высшего размера только при этом способе дыхания КЕВАЛИ 2. Всякая попытка вызвать медитацию или даже погружение как ее вершину, со все-ми возникающими отсюда явлениями и силами, без этого способа дыхания непременно не дос-тигнет цели.
Эти три дыхательных упражнения последней группы ТАЛА-ЮКТА, КЕВАЛИ 1 и
КЕВАЛИ 2 выполняются после других, но могут возникнуть и спонтанно, фактически, со вре-менем не нужны будут предварительные упражнения, да и прочие дыхательные упражнения для того, чтобы немедленно выполнить последнее и важнейшее незаметное дыхание. Но хорошо де-лают, начиная с маятникового дыхания.

Во всяком случае можно быть уверенным, что КЕВАЛИ 1 и2, поскольку речь будет идти о дальнейших упражнениях ЙОГИ концентрации и медита-ции заменяет и замещает все дыхательные упражнения.
Но и ТАЛА-ЮКТА имеет многие преимущества. Она в высшей степени успокаивает нервы и нет практически никакого другого дыхательного упражнения, да и вообще другого упражнения, которое в том же действии приравнивалось бы к этому маятниковому дыханию. Второе, успоко-ением лицевых нервов, которые у цивилизованных людей вследствие ежедневных забот и нап-ряжения в борьбе за существование более или менее натянуты и придают лицу типичное выра-жение, расслабляются и они. Общее выражение получает благодаря этому спокойствие и гармо-ничность, становится одним словом “прекраснее”. Все мы знаем удивительную уравновешен-ность, почти одухотворенность “Маски неизвестного”, захлебнувшегося в Сене в смерти рас-слабляются все мышцы лица, и этим же объясняется этот феномен спокойствия и у живых, ко-торые постоянно и неограниченно упражняются в маятниковом дыхании.

Третье, и это также недостижимо иными средствами, голос становится яснее и выше, особенно у мужчин. Он оста-ется даже после “ломки голоса”, как правило, несколько выше.



Содержание раздела