Экстаз “с наслаждением” АНАНДА-САМАДХИ


3. Экстаз “с наслаждением” АНАНДА-САМАДХИ
Видения ДАРШАНА этой третьей ступени САМАДХИ снова имеют новый типичный приз-нак. Они светятся нежным, неослепительным цветным сиянием и этот “астральный” свет пере-ливается еще несколько секунд после того, как видения погасли, как будто смотрел на светящи-йся предмет физическими глазами и глаза после этого закрыл. Следующим признаком, которо-му обязана эта ступень своим названием, является характерное ощущение радости, своего рода щекотание в спине, которое сопровождает любую картину этой ступени. Чем дальше развива-ется эта ступень, тем более светящимися, яркими становятся видения, тем действительнее поз-нание и тесно с ним связанные психические силы.

Любое видение объекта дает и овладение им упражняющимся. Патанджали говорит так: “От атома до бесконечности, все делается подвласт-ным ВИДАКАРА йогину упражняющемуся так”.
При этом слово ВИДАКАРА означает “покорение” волей йогина, а не только “непрепятство-вание своему мышлению”, как это неточно выражает Свами Вивекананда см. его “РАДЖА-ЙОГА”. Более поздняя точка зрения, которую впрочем, отстаивают ортодоксальные монахи-хинду, состоит в тесной связи с, во всяком случае неточным переводом, слова УПАСАРГА в отношении к СИДДХИ психические силы как “препятствие для САМАДХИ”, в то время как они являются в действительности, добавлениями к САМАДХИ.

Патанджали вряд ли стал пос-вящать целую главу III в своей “ЙОГА СУТРЕ” этим “силам”, если бы они должны были стать препятствием для духовного прогресса, как то хотят знать многие “нейогины”. Отсюда получа-ется любая сила СИДДХИ просто из физиологии состояния САМАДХИ. Каждый открытый центр ЧАКРА руководит несгибаемой волей духа в материи, которая иначе является малой волей, если вообще не подчинена.

Так как теперь состояние САМАДХИ, как уже объяснялось, открывает эти духовные центры, отсюда спонтанно передается этому центру собственная пси-хическая сила.
Поэтому, если йогин достиг состояния САМАДХИ, то он должен иметь сеетветствующие СИДДХИ, если это только может быть по длительности состояния САМАДХИ. Но если же он их не имеет, значит он не достиг состояния САМАДХИ.
В этом смысле могут быть объяснены собирательно “силы” глава III, “ЙОГА СУТРА”, кото-рые приходят уже на второй ступени САМАДХИ и на четвертой ступени достигают высшего совершенства.
4. Экстаз “с самозабвением” САСМИТА-САМАДХИ
И здесь снова обозначение этой ступени обычно переводится неточно и дает основание для искаженного представления. “АСМИ” значит “я есть” аз есмь от перев. и обозначают посто-янно растущее “Я”-сознание как расширение “малого Я” АХАМ до “Наивысшего Я” АТМАН. Это раскрывает весь смысл высшего САМАДХИ, как на это указывает “ДАТТАТРЕЙА САМХИТА”: “САМАДХИ есть единое бытие индивидуального Я ДЖИВАТМА с Наивысшим Я ПАРАМАТМА”.
Поэтому в высшей степени непредусмотрительно это Я-сознание АСМИТА приравнивать “самоослепительно” Вивекананда, а также “эгоизм” Шивананда. Напротив, использование самоуглубления САМЪЯМА дает на основе Я-сознания СВА-АРТХА-САМАДХАМА по Патанджали “знание для ПУРУША” “духа”, Высшего Я.
Далее это значит: ”Отсюда возникает “просветление” ПРАТИБХА, абсолютные слух, ося-зание, зрение, вкус, обоняние” “ЙОГА СУТРА”, III, 36.
Что есть ПРАТИБХА? Это совершенное открытие “третьего глаза” и благодаря этому всех других центров и тем самым общие силы без какого-либо погружения приходят спонтанно и даже просто изъявлением воли в данный момент.

Стих 50 гласит далее, что благодаря упомяну-тому в стихе 36 погружению в истинную природу Высшего Я ПУРУША, как отличие от мате-рии, достигается всемогущество и всезнание.
Эта четвертая ступень САМАДХИ является осуществлением ЙОГИ, которая по “КУЛАРНАВА ТАНТРЕ” является единым бытием души ДЖИВА с космическим духом АТМАН. Знаменательным образом, Патанджали ни словом не говорит о “единении с богом”, предмет, который образован более поздней мистической практикой.



У Патанджали конечной целью ЙОГИ является избавление от материи, не вступление в бога, который для него является более почитаемым духом, неколебленное страданием причиной, действием и воплощением как обладатель Вселенной Универсум. Это в общем созвучно с тайным учением по которому “бог”есть лишь солнечный лотос, один из совершенных духов, который достиг этого совершен-ства на более раннем цикле и над которым еще более бесконечная иерархия еще более высоких духов, которая “кончается” в Абсолютном БРАХМАН, если можно выразиться так парадок-сально.

Теперь этому абсолютному принадлежит бесконечное знание и наивысшее совершенст-во, нам же остается, по известным словам Лессинга, бесконечное приближение к это-му.
Описанные выше четыре ступени САМАДХИ образуют, однако, лишь последнюю предвари-тельную ступень к неограниченному избавлению. Если только йогин четвертой ступени САМА-ДХИ сам почувствует равнодушие к этому славному просветлению ПРАТИБХА своего суще-ства, т. е. не увидит в этом самоцели или же не пожелает ничего для самого себя в этом смысле нужно понимать “отречение” от всех сил, он добьется наивысшего состояния САМАДХИ, име-нуемого “облаком добродетели” ДХАРМА-МАРГА.

Это имеет последствием прекра-щение страдания и КАРМУ, бесконечность становления познания и неограниченное избавление осво-бождение.



Содержание раздела