Шестая ступень ЙОГИ


1 Жизненную необходимость дыхания;
2 Необходимость сердечной деятельности.
Эта практика:
а учит клетки тела включать космическое сознание;
б разрушает рабскую зависимость тела от дыхания;
в прекращает разрушение внешних и внутренних органов;
г делает ненужным биение сердца и дыхание и вооружает тело долголетием, если намерены дальше в нем пребывать;
д успокаивание сердца выключает энергию пяти дистанционных рецепторов чувств осяза-ния, обоняния, вкуса, слуха и зрения, потому что сердце является вторым выключателем ме-дулла главный выключатель.
Если жизненная энергия и сознание отвлечены от пяти рецепторов чувств, восприятие не мо-жет более достигать мозга по нервным волокнам. Но если же регистрация чувственных воспри-ятий в мозгу прекращается, то предствление и обусловленное ими образование мыслей не появ-ляется.

Тогда сознание и внимание свободны для того, чтобы наблюдать какой-либо объект или видеть Бога.
Это и есть научный метод концентрации сосредоточения и медитации внутреннего само-созерцания. Он учит отключению нервных потоков от нервных проводников чувств и указыва-ет, как отвлекаются сознание и жизненная энергия от пяти рецепторов чувств, так чтобы вос-приятие не могло пройти через них.

Он лучше, чем попытка впадать в медитацию, используя лишь мыслительную способность, ибо этот метод состоит в отключении не только мышления, но и жизненной энергии от пяти рецепторов, которые отвлекают внимание.
Поэтому Патанджали говорит: “Поэтому она т. е. ПРАТЬЯХАРА касается наивысшего овладения органами чувств.”
К этому овладению органами чувств едва ли можно придти в результате вышеупомянутых мыслительных упражнений.
6. ДХАРАНА концентрация
Шестая ступень ЙОГИ называется ДХАРАНА концентрация. Многое уже описывалось в других книгах по ЙОГЕ об этой важной практике и следующей за ней ступени медитации, не раскрывая однако первопричинное значение и истинный смысл их обеих.

Кстати, древние текс-ты как правило содержат лишь афористические краткие высказывания, а практические указания передаются непосредственно от мастера к ученику.
Поэтому мы делаем доброе дело, прибегнув к более точному изучению этих кратких теорети-ческих направлений.
Так как понятия “концентрация” и “медитация” часто смешиваются между собой теми, кото-рые пытаются учить других, сначала мы должны овладеть оригиналом слова ДХАРАНА. Харак-терно, что различная западная литература и большинство переводов пользуются лишь изредка выражением “ДХАРАНА” концентрация, а чаще исключительно словом “ДХЬЯНА“ медита-ция.

Однако этого условия достаточно, чтобы повсюду в переводах слова “сконцентрировать-ся” заменяются на “углубиться в размышление” и т. д., что, как мы увидим дальше, имеет суще-ственное различие.
Итак, что же следует понимать под понятием “концентрация”? Определение Патанджали как всегда четко и однозначно: “Концентрация ДХАРАНА есть привязывание БАНДХА мысли-тельной субстанции ЧИТТА к одному месту” “ЙОГА СУТРА”, III, 1.
В соответствии с этим, во-первых, нет “концентрации мышления”, как это обычно стараются говорить, а мыслительной субстанции ЧИТТА. Это является в то же время основным принци-пом и главной практикой всей ЙОГИ, которая есть, как это гласит вводное научное определение Патанджали: “…невозникновение волн т. е. мыслей в сфере мышления САНТА” “ЙОГА СУТРА”, I, 2. Второе, и это раскрывает собственно секрет практического выполнения ДХАРАНА становится вровень с понятием БАНДХА “смычка”.

А БАНДХА это комбинация позы тела с концентрацией и затаиванием дыхания.. Поэтому при любой из пяти ДХАРАНА МУДР упражнений на концентрацию звучит одна и та же формула: “…ПРАНУ дыхание и ЧИТТУ сознание заставь расслабить на 5 гхатик т. е. на 2 часа.”
Секрет любой концентрации тем самым заключается в закоснении застывании дыхания и сознания на объекте концентрации. Но само это застывание, как уже неоднократно подчеркива-лось, если понимать не как какое-то полное прекращение, а незаметную деятельность, может показаться каждому из нас условием сверх невозможного сделать незаметным мышление и дыхание на целых два часа. А может быть можно вместо двух часов в один день практиковать застывание дыхания и мысли соответственно по несколько минут несколько дней. Нет, ибо здесь действует тот же закон, как и для каждой материальной силы, по которому произведенная работа пропорциональна квадрату энергии здесь усилия. Практически это значит если вмес-то 2-х часов затратить лишь половину этого усилия, т. е. быть в состоянии упражняться лишь один час, то успех равен четверти предварительно затраченного.



Так как далее затывание мыш-ления можно будет удерживать, во всяком случае для начинающего, несколько секунд, то успех концентрации уменьшается по формуле: Т=120/tв квадрате, где Тнеобходимое число дней, t время упражнения. В соответствии с этим ежедневная концентрация должна повторяться, ска-жем, если 5 мин т. е. 1/24 от 120, следовательно 24 в квадрате =576 дней ежедневно, для того, чтобы достичь этого же успеха, как и при двухчасовой единовременной концентрации.
Отсюда очевидно, что правильная концентрация сознания дело нелегкое. Теперь встает воп-рос, как нужно приводить к застыванию сознание и дыхание?
Здесь нам поможет известный и часто цитируемый, хотя и до сих пор нигде подрбно не пояс-ненный стих из “МУНДАКА УПАНИШАД”: “Овладев луком, великим оружием УПАНИШАД, положи стрелу, отточенную самоотверженностью, натягивай лук сознанием, направленным на чувство, познай это, о друг, как непреходящую цель”“МУНДАКА УПАНИШАД”.
“Лук” это способность концентрации, “стрела” это нашапсихика, а “цель” объект кон-центрации. Сначала нужно, “отточить стрелу самоотверженностью” растущим обострением внимания.

Это достигается упражнением в ТРАТАКЕ, благодаря чему вызывается соответст-вующее овладение чувствами БХАВА или “чувство”, которое направлено на объект концен-трации. Затем наступает собственно концентрация “натягивание лука”.
Из этого текста недвусмысленно выявляется, что сознание во время концентрации должно быть направлено на чувство объекта, а не на его форму, значение, идею и т. п. Такие советы, как следующий, например: “Закрой глаза, что произойдет, если концентрируешься на яблоке? Ты можешь думать о его цвете, форме, величине, различных частях, как кожица, сердцевина, зерна и т. д., о местности, как Австралия или Кашмир, из которой оно привезено, о его кислом или сладком вкусе…” и т. д. и т. п. “КУНДАЛИНИ-ЙОГА”.

Такие советы при всей их кажущейся простоте едва ли полезны, ибо такое рассмотрение, не является ни концентрацией ДХАРАНА, ни медитацией ДХЬЯНА в смысле ЙОГИ, а в высшей степени утомительное времяпровожде-ние, противоположность этому находят в первоисточнике “ЙОГА СУТРЕ” Патанджали ясное указание на технику концентрации.
Сначала он подчеркивает, что распыленность мыслительного принципа как препятствие к концентрации может быть изгнана посредством упражнения в концентрации на одном объекте “ЙОГА СУТРА”, I, 32. И как первое упражнение концентрации он рекомендует: “Концентра-ция на восприятии чувств, происходящих от функций органов чувств, воздействует на сосре-доточение принципа мышления на объекте концентрации” “ЙОГА СУТРА”, I, 35.
Это сосредоточение СТХИТИ принципа мышления МАНА на восприятии чувства является решением проблемы концентрации ДХАРАНА, которое означает задержание мышления на одной вещи, “привязывание внимания к одному месту” см. выше и полностью совпадает с техникой ПРАТЬЯХАРЫ. Ибо полученная в ТРАТАКЕ способность непрерывного продолжения созерцания должна привести после этого внутрь объекта, т. к. она направлена на одну точку и с другой стороны, не может оставаться в неподвижности.

Так возникает из первоначального блуждания мысли движение, направленное, подобно бороздкам граммофонной пластинки, к центру объекта концентрация.
Как она выполняется? Имеется пять органов чувств и, соответственно, пять упражнений кон-центрации:
1. На чувстве обоняние кончик носа.
2. На чувстве вкуса кончик языка.
3. На чувстве осязания середина языка.
4. На чувстве слуха корень языка.
5. На чувстве зрения мягкое нёбо.
Это порядок очередности по принципу возрастания трудности.
Не обязательно выполнять все 5 ДХАРАН одну за другой, чтобы достичь “статичности прин-ципа мышления” концентрации, но нужно предпринимать одно из этих упражнений и довести его до успешного выполнения. А успехом является необычное восприятие, расширение соответ-ствующей возможности восприятия избранного органа чувства.
Попробуем проделать первое упражнение концентрация на чувстве обоняния на кончике носа.



Содержание раздела