ОПАСНА ЛИ ЙОГА?


тод, который в последнее время введен в Америке доктором Медуна из Чикагского университе-
та, одобрен Конгрессом "Американского психиатрического объединения", и признается сей-
час лишь в общих чертах, и который состоит в том, что пациенту дают вдыхать смесь 70% кис-
лорода и 30% углекислого газа около пяти минут, и после 30-100 таких процедур должен изле-
чиваться от истерии, меланхолии, алкоголизма, дефектов речи и, по меньшей мере, от 80% дру-
гих невралгических заболеваний полностью, причем без обращения к психоанализу, гипнозу и т. п. В случае индийских дыхательных упражнений достигают того же результата лишь особым образом дозированной остановкой дыхания, когда необходимый углекислый газ образуется самоестественным путем в лёгких благодаря сгоранию большого количества вдохнутого кисло-
рода. Так древняя индийская ЙОГА излечивает также нервные болезни естественнейшим, и все же современнейшим, способом.
3. КОНЦЕНТРАЦИЯ МЫСЛИ Способность концентрации мысли, основа ЙОГИ, появляется у упражняющегося спонтан-но из совершенствования обеих первых ступеней положений тела и дыхательных упражнений. Она появляется не из ложной практики труднопонимаемого созерцания на кончике носа, точки между бровями, пупка и т. д. Упражнения этой части ЙОГИ вводимые первыми двумя частями, содействуют развитию и психической разгрузке мозговых центров от желез внутренней секре-ции до нервных сплетений и дают йогину возможность высшего духовного познания в экстазе, какой даже нам, жителям западных стран, хорошо известен, и из древней старины до наших дней высоко ценится и достигается тренировками.
Так методы ЙОГИ образуют высокое искусство организации жизни, на которое мы спокойно можем обратить классическое высказывание: "Только невежда пренебрегает этим искусством".
Глава 2. ОПАСНА ЛИ ЙОГА? "Из Сциллы в Харибду", т. е.
впадешь из одной крайности в
другую из огня да в полымя.
Следующий вопрос гласит: не опасна ли для нас ЙОГА? Здесь мы должны признаться, что для нас эта область очень своеобразна, мы вступаем на целину, к которой каждое прикоснове-ние подстерегают непредвиденные опасности. Ведь многие, особенно индийские авторы, указы-
вают, что занимающийся ЙОГОЙ постоянно подвергается таким опасностям, которые, как нап-
ример, может заявить авторитетно Свами Абхедананда, могут погубить невнимательного чело-
века.
мне здесь бы хотелось со всей своей убедительностью подчеркнуть, что ЙОГА сама по себе никакой опасности не имеет, уже хотя бы потому, что этот путь представляет собой полную смысла и систематически построенную стимуляцию совершенно естественных процессов чело-
веческого развития. Эта стимуляция, при условии, что она правильно предпринимается, столь же мало опасна, как, скажем, спонтанное развитие речи у ребенка, которое должно быть поддер-жано надлежащей и целесообразной помощью взрослого.

Какой опасности подвергается ребе-нок, растущий в окружающей среде, причем возможность влияния вульгарного и убивающего душу жаргона посильно исключена? Каждый иностранец, желающий изучить чужой для него язык, должен бы подчиниться этому закону спонтанного, естественного развития, иначе он не избежит "опасности", что унего будут впоследствии проскальзывать ошибки грамматические, а позже и стилистические. Большинство иностранцев же не соблюдают этого элементарного пра-
вила и коверкают язык, что они усиленно стараются скрыть за грамматическими оборотами.
То же самое происходит и с "иностранцами" в чужой для них области ЙОГИ. Появляются три возможности:
1. Вы направляетесь в Индию, в эту страну чудес, и стараетесь длительное время, несколько месяцев, жить среди индийских йогинов, подражать их таинственной практике и образу жизни и проникнуть в их строго хранимые тайны. Это лучший, но и самый трудный и дорогостоящий путь, из всех нас доступен не каждому.

Пример Пауля Брантона, исколесившего всю Индию в поисках мастеров ЙОГИ и почти на грани сомнения от долгих неудач готового вернуться на За-пад, но в последний момент круто принявшего решение начать все сначала, у всех нас в памяти. А кто может гарантировать, что одному из нас больше повезет, кто вообще может оплатить по-


добное путешествие и многолетнее пребывание там? Большинству людей остается единствен-ная возможность идти двумя другими путями.
2. Вы покупаете себе книгу по ЙОГЕ, написанную настоящим йогином. о одновременно с этим вы попадаете в зону опасности. Ибо йогины, настоящие мастера этого дела, избегают, как пра-вило, открытых дорог и человеческой суеты больших городов.

Они избегают гласности, чтобы не ставить на карту свое душевное равновесие путаницей или неутомимостью миллио-нов. Поэтому они неохотно выезжают за границу, в Европу или Америку, а если они читают лекции или курс ЙОГИ, то ограничивают число своих слушателей до чрезвычайно малого числа избранных.

Этим избранным они действительно дают лишь скелет духовной техники.
Если их доклады стенографируются, то они в большинстве своем публикуются без необходи-
мых комментариев. Опасности такой схематично набросанной практики совершенно очевидны. Чтобы показать это на примере, рассмотрим указание к пресловутой КХЕЧАРИ МУДРА, чисто телесному упражнению, образующему венец ХАТХА-ЙОГИ и обещающем упражняющемуся заманчивую перспективу, как преодоление голода, жажды, усталости, несокрушимости физи-
ческого здоровья, а также устранение возрастных явлений и даже смерти. И при этом это прямо-
таки чудодейственное упражнение описано как вполне прозаическая, просто вполне возмути-тельно действующая процедура связывающая наш язык и нижнюю челюсть мембрана посте-
пенно прорезается и освобожденный этим и удлиненный специальными упражнениями язык вставляется в отверстие мягкого нёба. Человек посредством этого входит в состояние транса, при котором он не чувствует ни голода, ни жажды, ни других телесных потребностей или нехва-
ток, не подвергается старению или смерти. Без каких-либо комментариев это очень заманчивое достижение расхваливается как вершина ЙОГИ.

И все же каждый упражняющийся умрет навер-няка, как бы осторожно он не занимался этой абсурдной практикой, но без указаний.
Я совсем не хочу ставить под сомнение возможности, что подобным образом выживают зажи-во погребенные индийские йогины. Является фактом, что имелись и имеются йогины, которые не только останавливают дыхание и деятельность сердца далеко на больший, чем известный нам максимум времени в 6 минут, а могут даже продлить его на недели и месяцы.

Но очень сложная техника дыхания и не только "глотание языка" играют здесь главную роль. Проглатывание языка ставит целью лишь прозаичные вещи оно должно воспрепятствовать проникновению внутрь тела вредных насекомых муравьев, к примеру, об этом знает любая операционная сес-тра, которая дает наркоз, что если ставший под действием наркоза безжизненный язык закрыва-
ет дыхательные пути, то пациент задохнется, так и не постигнув этой "высшей вершины" прак-
тики ЙОГИ. Правильная практика ЙОГИ не имеет ничего общего с этим факирским глотанием языка, а понимается чисто эзотерически.
Не менее опасно, если даже не столь фатально действующие все или почти все другие упраж-нения, которые известны, но недостаточно объяснены. К тому же йогин показывает или описы-
вает упражнения в их полном совершенстве. Это может вероятно удовлетворить воспитанное поколениями тело индуса, европейца же далеко нет, так как ему необходима точная и до мель-
чайших деталей продуманная систематизация и постепенное повышение нагрузки. А это значит, что ученик каждым упражнением может овладеть лишь после года совершенствования. Это зна-
чит, что он весь год рискует принести себе вред неправильной техникой. Если у него нет точно-
го указания, как овладеть правильной техникой, то зачастую нужны десятилетия, пока он этого не достигнет. Чтобы остаться при нашем сравнении, скажем, так учатся иностранному языку лишь подражанием, не изучая грамматики.
3. Еще менее увлекательна другая крайность посредством одних комментариев без правиль-
ного знания. Ныне есть много школ ЙОГИ, еще больше книг по ЙОГЕ, но мало трудов о ЙОГЕ. Здесь царит древний закон, по которому каждый неофит, обуреваемый чувствами, пытается ра-зыгрывать из себя мастера. Почти каждый новоиспеченный приверженец ЙОГИ склонен чувствовать себя профессионалом и поучать других.

Таких мастеров и такие школы мы видим в расцвете и увядании.
Здесь опасности растут день ото дня. Хотя они не так велики, действуют они не мене опусто-
шающе. Большинство из них объясняются тем, что такой "мастер" в своих путешествиях по Ин-
дии, что-то слышал или даже вычитал из книг и теперь пытается к этому действительно сомни-тельному нечто, добавить нелепый комментарий. Так как подлинных источников знания не хва-тает, а то и вовсе нет, ему не остается ничего иного, как прикрыть зияющие провалы всевозмож-ной мешаниной всевозможных, причем не всегда безупречных теорий западного происхожде-.ния. Так составляются они из несовместимых и даже противоречивых частей, и ничего удиви-
тельного, что читатель не в состоянии разобраться ни в искусственно созданных западных тео-



Содержание раздела