СТУПЕНИ ПРАКТИКИ ЙОГИ


гандировать на Западе индийскую религию. Это выглядит почти также, как если бы дед вполне серьезно говорил своему внуку: "Дай мне покататься на твоей лошадке, а за это я тебе расскажу сказку".

Ибо точно также, как некоторые индийские теории сказочно превосходят Запад, так наша гордая техника столь же ничтожна, как конь-качалка для достигших совершенства йоги-нов, которые давно переросли "детские игрушки" расщепление атома, радары, водородные бомбы.
Что касается нас, людей Запада, то нам не нужно в Европе ни буддийских монастырей, ни ин-
дуистских АШРАМОВ, ни даже всемирной религии. Нам нужна ЙОГА, которая не отнимает время как религиозная монополия, как во всех других религиях, а которой свойственно в пер-вую очередь правильное понимание и возможность помощи нам. Если мы действительно верим в законы переселения душ и КАРМУ, мы должны признать, что мы не случайно родились на За-
паде, не по недосмотру родителей стали христианами, что Христос приходил не напрасно.
Если нам непременно хочется ввести у нас некоторые индийские традиции и обычаи, то, прежде всего, надо признать свой очаг священным, собственный клочок земли как основу для объединения народов, собственную веру как всемирную религию. Да поможет нам в этом ЙОГА!
Глава 4. СТУПЕНИ ПРАКТИКИ ЙОГИ
Йогин должен прежде всего усердно
делать правое дело ДХАРМА. "Без
правого образа жизни нет ЙОГИ",
так говорят знающие ЙОГУ.
"КАЛИНА-ПУРАНА"
Практика ЙОГИ имеет восемь ступеней:
1. Преодоление себя ЙАМА.
2. Ограничения НИЙАМА.
3. Поза тела АСАНА.
4. Дыхательная техника ПРАНАЯМА.
5. Воздержание мысли ПРАТЬЯХАРА.
6. Концентрация мысли ДХАРАНА.
7. Медитация, размышление ДХИАНА.
8. Экстаз САМАДХИ.

  1. ЙАМА Преодоление себя

Первая из этих ступеней ЙАМА или "праведный образ жизни", непременное условие для практического изучения ЙОГИ, вид проверки для ученика, без которого он просто не будет при-
нят мастером. ЙОГА же не бокс и не борьба, где не заботятся о том морально ли его поведение вне ринга или нет.

Можно изучать ЙОГУ, но йогином становится лишь тот, кто посвящает этому жизнь. Поэтому как первая и основная заповедь, требуется следование определенным правилам этики, не аскетизм, как это обычно принято думать, но с другой стороны, и не нару-шение общепринятых моральных законов "не убей", "не прелюбодействуй", "не кради" и т. д. Эти законы вместе взятые образуют так называемую ступень ЙАМА. "ЙОГА-СУТРА" насчиты-
вает пять направлений: "несотворение зла" АХИМСА, "правдивость" САТЬЯМ, "не укради" АСТЕЙАМ, "умеренность" БРАХМАЧАРЬЯ, "непринятие подарков" АПАРИГРАХА. Это классический ряд.

Различные источники добавляют сюда еще и другие качества, которые не очень существенно расширяют эти пять правил.
Мы хотим рассмотреть этот ряд по пунктам.
1. АХИМСА. Это немного больше, чем просто "не убей". Как это переводится в "РАДЖА-ЙОГЕ" Свами Вивекананды: "Точное значение "никому не причини страдания"." Яджнавал-
кья говорит: "АХИМСА понимается йогами как непричинение страдания ни в мыслях, ни сло-
вом, ни на деле никакому созданию БХУТА, ни во вред и никогда." "Не убей" само по себе, хотя и проповедуется всеми религиями не много нам помогло. Думая о массовой резне в маго-
метанской "священной войне" против неверных, о бесчисленных жертвах семи крестовых похо-
дов, инквизиции, которая прекратила существование лишь в середине прошлого столетия
1859 г., а до этого властвовала безраздельно, во славу божию, свыше шести веков, о не ме-нее восьми гугенотских войнах, длившихся до начала 18-го века 1705 г., о не менее 100000 так называемых "ведьм", которые были сожжены или казнены лишь за 214 лет в одной только Гер-мании, о войнах, возникших на религиозной почве, завоеваниях, революционных и массовых преследованиях невозможно молчать. Нам толкуют, тогда были определяющими обстоятель-
ства, которые возвели до высшего закона Родину или веру. Может быть. Но "ЙОГА-СУТРА" го-
ворит недвусмысленно: "Эти АХИМСА и другие непрерывны во времени, месте, обстоятель-
ствах и кастовых законах, всеобщая великая клятва". Это гласит религия, которая никогда не приводила к кровавым столкновениям с другими верованиями. Согласно ей, йогин при всех обстоятельствах должен упражняться в АХИМСЕ "непричинении вреда живым существам", как олкует это Шри Шанкара.

Может он это? Не давит ли он на каждом шагу муравьев, не унич-
тожает ли с каждым вдохом, с каждым ударом сердца бесчисленные бактерии и микроорганиз-мы? Не говорит ли сама индийская философия о том, что каждая жизнь строится на жизни дру-
гого ДЖИВО ДЖИВАСЬЯ ДЖИВОНАМ?
И все же индийская религия дает гениальное решение. Вся "БХАГАВАДГИТА" является этим ответом.

На вопрос Арджуны, должен ли он сражаться на поле битвы, весьма современный вопрос, отвечает мастер ЙОГИ Шри Кришна: "Почему повергает тебя в печаль это мало-душие, недостойное почтенного человека, не приводящее на небо и постыдное, о Арджуна? Не впадай в эту немужскую слабость, о сын Притхви, это же не подобает тебе!

Оставь эту недос-тойную слабость сердца и встань, о мучитель врагов!" "БХАГАВАДГИТА", ii, 2-3.
И он поясняет это: "Кто не руководствуется ложным эго и чей разум свободен, тот, даже уби-вая людей в этом мире, не убивает, и поступки его не имеют для него последствий". "ГИТА", XVIII, 17.
К этой АХИМСЕ относится, по Яджнавалкья, и сострадание ДАЙЯ, т. е. "угождать каждому живому существу" см. от Матфея, V, 40-42 и снисхождение ИСАМА или "равное чувство к другу и врагу" см. от Матфея, V, 43-44.
Как далее говорит Патанджали "ЙОГА-СУТРА", II, 35: "Прекрашение вражды в присутс-твии человека, убежденного в АХИМСЕ". Он будет, как говорит Исайя, "пасти телят и молодых львов вместе".

Это едва ли возможно, если не ко всякому образу жизни чувствовать любовь и благорасположение.
2. САТЬЯМ. Правдивость, или отражение факта в мысли, слово и действие, а не только "если это не вредит другим", как этого хотел Вьяса. Точно также, как необходимая ложь главы семья в защиту семьи от внешних опасностей не является тяжелым преступлением, так же удовлетвори-
тельна для САТЬЯМ относительная правдивость, пока не пройдет опасность. Если же что-то сказано по неосмотрительности, как поясняет Шри Рамакришна, нужно сказанное сделать правдой, сдерживая свои слова до последней буквы, иначе слово потеряет свою правдивость. "Если человек болен, и вы ему говорите "будь здоров", так он тот же час станет здоровым". "РАДЖА-ЙОГА".
3. АСТЕЙАМ . Не укради, или, собственно, "не требуй чужого добра" ср. "От Моиссея, XX, 17, т. е. много шире, чем физическое ограбление, даже не обокради ни действием, ни в мыс-лях, длительное совершенствование над своей исключительной собственностью или своей семьей, вплоть до признания, что все люди имеют право на блага этого мира. В этом смысле можно, наверное, достигнуть прудоновского термина: "собственность это воровство", но это длинный путь и пока есть "собственники" будут и "воры". Эта заповедь, как и вышеприведен-ные, кажется неуклюжей в стране автомобилей и самолетов. Если я, к примеру, играю в карты или рулетку, мне так и кажется, я никому не причиняю вреда. Вряд ли это моя вина, что кому-то невезет.

Но и на это дает ответ индийская мудрость. Так, Ману причисляет к тяжким грехам следующее: алкоголизм, игру на деньги!, распутство!, охоту!.

Нельзя завидовать ничьему богатству даже "как в прогрессе, так и в отсталости, придерживаться прямой линии, не идти кривыми путями АРЙОВА", как комментирует Яджнавалкья. Это ведет к укреплению духа, если "самознание на руинах, в разлуке или успехе остается непоколебимым",
"Если йогин твердо поставлен в АСТЕЙАМ, то к нему устремятся все богатства." "ЙОГА-СУТРА", II, 37.
4. БРАХМАЧАРЬЯ воздержание. Свами Вивекананда считает так: "Абсолютное воздержа-ние в мыслях, словах, делах необходимо. Без него опасно заниматься РАДЖА-ЙОГОЙ и след-ствием может быть душевная болезнь". "РАДЖА-ЙОГА".

Действительно ли это так? Крупней-
шие йогины современности Лахири Махасайя и Шри Юктешвар не имели детей и не стали ду-
шевнобольными. Вивекананда говорит о преобразовании сексуальных сил в духовную энергию ОДЖАС и сообщает: "По этой причине непорочность всегда рассматривается как высшая доб-
родетель. Поэтому мы встречаем во всех религиозных орденах мира требование абсолютного воздержания. По этой причине монахи отказываются от брака". "РАДЖА-ЙОГА".

Монахи да, но тогда каждый йогин монах? Не обязательно. "Любой человек, который признает науч-
ную технику единения с Богом, является йогином, он может быть женатым или неженатым, быть мирским человеком или находиться под влиянием религиозных связей", как указывает Парамаханса Йогананда.
В интересах правды я должен добавить, что величайший отшельник Яджнавалкья, после того как говорил о необходимости целомудрия для учеников, отшельников и странствующих мона-
хов, освобождал от этого хозяев: "Половые сношения с собственной женой в предписанное т. е. в свойственное зачатию время для человека в жизненной фазе хозяина столь же благоприятны, как и целомудрие".



Содержание  Назад  Вперед