Нормальное дыхание


ляется более или менее сильный выдох; точно так же, как и при радости, неожиданности и т. п., производится быстрый вдох. Выдох, далее, производится после каждого телесного напряжения, упражнения и т. д., подобно тому, что происходит во время сна.
Этот сильный выдох, в большей степени, чем связанное телесное и душевное напряжение, оз-
начает потерю нервной силы.
При уменьшении длины естественного выдоха увеличивается продолжительность жизни, но если эта норма будет превзойдена, то продолжительность жизни уменьшится.
Нормальное дыхание означает 12 длин пальцев 9 дюймов при вдохе и столько же при выдо-
хе. Но как только осуществляется телесная или духовная деятельность, пусть хотя бы сон, при котором выдох становится заметно более длинным, чем вдох, тело выходит из равновесия и ды-шит более или менее сильно, теряет нервную силу и вредит себе в продолжительности жизни.
Нока ПРАНА пребывает в теле, не существует смерти. При соединении тела с воздухом воз-
никает КЕВАЛА-КУМБХАКА, если полная длина воздуха удерживается в теле без того, чтобы выпустить часть этого воздуха.
При КЕВАЛИ можно задерживать дыхание в легких с воздухом и без него.
Каждое живое существо ДЖИВА повторяет, не считая и без понимания установленное число этих АДЖАПА-МАНТР.
Поэтому эта КЕВАЛА-КУМБХАКА должна выполняться людьми правильным образом. Ког-
да КЕВАЛИ усвоена в некотором множестве АДЖАПА, то она называется У5МАНИ возвы-
шение мыслительного начала МАНАС, см. выше.
Другое чтение: "Так как КЕВАЛИ, которая производится при некотором множестве АДЖАПА двукратна, то она становится УНМАНИ".
Посредством удвоения числа АДЖАПА, т. е. при 30 дыханий вместо 15 в минуту, должно, что вытекает из перевода, достигаться состояние УНМАНИ.
Если учесть слова ДВИГУНА и САМБХЬЯ, то слово АДЖАПАСАМКХЬЯ надо читать как ТАТПУРУША составное слово, в котором первая часть определяет вторую. Но, если - что так же правильно - оно относится к КЕВАЛИ, то оно становится БАХУВРИДХИ другой тип сос-
тавного слова.
Мы рассматриваем это значение искажения правильной взаимосвязи - было бы слишком лег-
ко достигнуть состояния УНМАНИ, которое мудрец Гхеранда постоянно сравнивает с САМАД-
ХИ, но посредством этого механического удвоения числа дыханий достигается ли это? Здесь, очевидно, следует искать более глубокое значение, которое одновременно открывает всю тайну дыхательной техники ПРАНАЯМЫ.
Вдыхая воздух через обе ноздри, выполни КЕВАЛА-КУМБХАКУ - полную задержку дыхания. В первый день, начиная, задержи воздух вплоть до 64 единиц.

Делай КЕВАЛИ один раз в каж-дую ЯМУ 3 часа или 5 раз в день, как я тебе скажу.
Утром, в полдень, вечером, в полночь и в последнюю четверть ночи. Или делай ее три раза в день в каждую САНДХЬЯ утром, в полдень, вечером.
Удлинняй ежедневно продолжительность АДЖАПА от 1 до 15, пока не будет достигнуто совершенство СИДДХИ.
Знаток ЙОГИ обозначает тогда эту ПРАНАЯМУ как КЕВАЛИ.
Дыхательные упражнения, выполненные в определенной последовательности, представляют собой одно упражнение. Конечно, читатель уже сделал предположение, что под ПРАНАЯМОЙ понимается нечто гораздо более важное и необходимое, чем только вдохи и задержки дыхания.
Что такое ПРАНАЯМА?
Это слово состоит из слов ПРАНА и АЙАМА не ЯМА, как многие думают. ПРАНА есть
космическая энергия, из многих форм которой, только одна обуславливает дыхание в теле каждого живого существа.
Слово АЙАМА происходит от глагола А+ЙАМ, который означает "растягивать", "расши-рять", "тянуть", "удлиннять" и т. д. Слово АЙАМА означает "напряжение", "протяжение", "длина пространственная и временная". Классический индийский словарь Амарокоша дает значение слова АЙАМА как ДАТРИГХЬЯНА "длина", АРОХАХ "возвышение", ПРАТНАХО "объем", ВАШАЛАТА "дальность".
Следовательно, ПРАНАЯМА должна означать "удлинение и растягивания процесса дыха-ния", а вовсе не контроль над дыханием, в обычном смысле!
Длина вдоха должна быть той же самой, что и длина выдоха, чтобы избежать потери энер-
гии ПРАНЫ.
Это правило указывает на важнейшее дыхательное упражнение - ритмическое маятнико-образное дыхание, при котором продолжительность вдоха и выдоха остается в точности оди-


наковой. Этот способ дыхания - он называется ТАЛА-ЙУКТА 1 "связанный с ритмом" - должен применяться в любом случае жизни: при работе, еде, питье, сне и т. д., он должен войти упражняющемуся в плоть и в кровь - тогда он сможет при каждой потере ПРАНЫ вновь вос-
станавливать равновесие. Точно также как НАБХА МУДРА имеет преимущество перед всеми другими МУДРАМИ, потому что она может выполняться постоянно, по крайней мере в качест-ве сосредоточения мыслей - так обстоит дело с ТАЛА-ЙУКТА.
Но растягивание или удлинение процесса дыхания затем уже недостаточно для дальнейшего - сначала тело должно быть закалено против голода, жажды, жары и холода, ядовитых веществ и т. д., и тем самым подготовлено для дальнейших дыхательных упражнений. Поэтому на следую-
щей стадии выполняется СИТАЛИ 2, соответствующее аналогичному упражнению среди МУДР - КАКИ МУДРА.
Следующее очевидное удлинение процесса дыхания дается посредством СУРЬЯБХЕДА 3, потому что требуемая там степень, при которой появляется пот, может быть достигнута только при повторных и систематически выполняемых продолжительных вдохах и выдохах. Эта СУРЬЯБХЕДА является дальнейшим развитием очищения нервов НАДИ-САДХАНА, хотя последняя должна выполняться в обоих направлениях вдыхая вправо и влево. Это дыхатель-ное упражнение очищает черепную коробку КАПАЛА, лобная область, даже когда, вследствие
любого дыхания, одна ноздря заложена, то посредством практикования СУРЬЯБХЕДА, обе ноз-
дри освобождаются.
Дальнейшим последствием является удаление некоторых червей в пищеварительном канале - безусловная предпосылка для дыхательных упражнений. Не в последнюю очередь СУРЬЯ-БХЕДА вызывает пробуждение КУНДАЛИНИ, что является целью дыхательных упражнений.
Расширением СУРЬЯБХЕДА является САХИТА 4, которая также называется СУКХА-ПУРВАК точнее говоря, все дыхательные упражнения называются "САХИТА", т. е. "связанные со вдохом и выдохом": САХА - "вместе", ИТА - "шедший", в противоположность КЕВАЛИ - "только задержка дыхания". Воздух теперь будет вдыхаться и выдыхаться по всем направлени-ям.

Говоря по другому, он будет вдыхаться постоянно через одну и ту же ноздрю, через кото-рую он только что был выдохнут, но выдыхаться он будет постоянно не через ту ноздрю, через которую он был вдохнут.
Для чего это необходимо? В своем комментарии к "АНАНДАЛАХАРИ" пандит Р. Ананта Шастри говорит: "Солнце и Луна, точно так же, как постоянно в макрокосмосе, движутся посто-
янно в микрокосмосе через ИДУ и ПИНГАЛУ, днем и ночью. Луна, которая всегда идет через левую НАДИ ИДА, увлажняет все тело нектаром.

Солнце, которое идет через правую НАДИ ПИНГАЛА, высушивает тело, пропитанное нектаром. Когда йогин, мыслительное начало ко-
торого находится под контролем, имеет возможность ограничить Луну и Солнце их собствен-ными местами, и если они так ограничены, то Луна не может изливать свой нектар и Солнце не может его высушить.
Если, далее, место нектара при помощи ВАЙЮ высушивается, то пробуждается КУНДАЛИ-НИ, вследствие недостатка дыхания, и шипит, подобно змее. Затем, пронизывая три узла, она бежит к САХАСРАРЕ и кусает ЧАНДРУ Луну в середине САХАСРАРЫ.

Затем начинает струиться нектар и орошает другую окрестность ЧАНДРЫ в АДЖНА-ЧАКРЕ. Из последней теперь все тело будет орошено нектаром."
Какой бы фантастической не показалась эта мистическая теория просвещенному читателю се-
годняшнего дня, она, однако, основана на фактах, которые раньше или позже может доказать себе каждый занимающийся. Например, что левая и правая сторона тела находятся под влия-нием Солнца и Луны. Несомненно, каждый человек, даже без упражнений в ЙОГЕ, немедленно может установить, что его дыхание всегда свободнее через одну ноздрю, чем через другую, при-
чем другая ноздря кажется более или менее "заложенной".
Но это не следует объяснять никакими заболеваниями, насморком или чем-либо подобным, потому что уже через два часа соотношение станет обратным - по-видимому закупоренная ноздря снова свободна, а другая "свободная", напротив, закупорена. Это соотношение регулярно сменяется через два часа, начиная с восхода Солнца, и указывает на состояние тела, зависящего от вечной смены солнечного и лунного дыхания положительного и отрицательного магнетичес-
кого потока.Чтобы уравновесить оба эти потока по отношению друг к другу и поддерживать тем самым тело в абсолютном здоровье, или вместо того, чтобы позволить потоку ПРАНЫ идти влево или вправо, войти в средний канал СУШУМНА, в спинном мозгу, надо постоянно уп-ражняться в этой САХИТА или СУКХА-ПУРВАКА, и медленно, представляя себе, что вдыха-емый поток не идет только через соответсвующую ноздрю, но идет через все тело, а главным образом, вдоль спинного мозга вплоть до копчика МУЛАДХАРА, откуда при задержке дыха-
ния он входит в средний канал и при выдохе поднимается вверх.



Содержание раздела