Что такое медитация?


тация ДЖИОР-ДХЬЯНА.
Другой метод.
В середине между бровями поверх мыслительного начала МАНАС есть свет ОМ. Медити-
руй об этом свете как об окруженном огнями - это надежная форма световой медитации.
Мы до сих пор исследовали грубоматериальную медитацию и установили, что она, теорети-чески, может производиться в каждой ЧАКРЕ. Только два центра - сердечный лотос и лотос в середине головы - обычно предпочтительны для этого.
То, что именно они для этого предпочитаются, легко понять, так как эти центры, согласно учению ЙОГИ, должны быть местопребыванием сознания МАНАС - головной центр в бодрст-
вующем состоянии, сердечный центр во сне. Поэтому концентрация мысли в этих центрах легко ставит под контроль мыслительное начало. И, однако, этот грубоматериальный вид не представ-
ляет собой медитацию в настоящем смысле этого слова.
Прежде всего - что такое медитация? ДХЬЯНА означает "размышление", "углубление" и пе-
реводится западным словом "медитация".
Оно происходит от греческого слова "медомай" - "о чем-либо размышлять". Мы думаем во время нашей мысли о том или об этом - и, однако, это не является медитацией.

Мы убеждаемся на опыте, что нам трудно размышлять о чем-либо намеренно - наши мысли уже через несколько мгновений рассеиваются и нам приходится совершать усилие, чтобы вернуть их обратно. Но ни разу не удается нам это и все, что мы можем сделать - это просто сидеть и ждать, пока нам что-
нибудь выпадет.
Напротив, случайная мысль, которая по какой-либо причине могла привязаться к нам, разви-вает целую цепь идей и представлений, и мы иногда теряемся в этих переходах мыслей, погру-
жаясь в мыслительный поток целиком, пока нас не освободят от этой спонтанной медитации. Поэтому профессор Г. У. Фоулер, знаменитый лексиограф из Оксфорда, определяет слово "ме-
дитация" как "планировать", "внутренне рисовать". Это "рисование" образует грубоматериаль-ную медитацию.

Однако, это, к сожалению, является перескакиванием сознания с одной точки пространства на другую. Уже на ближайшей ступени, - световой медитации, - это полностью исчезает, потому что при этом состоянии не существует отдельности и, следовательно, невоз-можно движение сознания.

Это движение сознания является, однако, всей тайной медитации и должно теперь, так как оно более не направлено наружу, быть направлено внутрь.
Здесь снова нам на помощь приходит Патанджали. В своей "Йога-сутре" он говорит: "Прик-
репление мышления ЧИТТА к одному месту в теле или вне его есть концентрация ДХАРА-
НА. Расширение этого мышления направленного на одно место, есть медитация ДХЬЯНА. Теперь, если посредством этой медитации освещается только вещь в себе, так сказать, при по-тере собственой формы, то это является экстазом САМАДХИ.

Эти три, направленные на одну и ту же вещь, являются погружением САМЬЯМА. Овладение ими открывает йогину мир познания." "ЙОГА-СУТРА", III, 1-5.
Истинная медитация поэтому должна быть погружением САМЬЯМА, - сознание все более и более погружается во внутренность объекта, - это есть, прежде всего, расширение мышления направленного на объект, но характерным при этом является является стремление схватить предмет в его сущности, без внешней формы. Это является экстатическим элементом САМАД-ХИ медитации, которая дает йогину познание всех вещей в мире.
При грубоматериальной медитацииделалась попытка противопоставить неустойчивости мыс-
лительного начала посредством постоянной перемены точки созерцания. При световой медита-
ции, мышление прикрепляется к одной детали. Это есть стадия концентрации и важнейшим ее признаком является задержка дыхания - вдох удлиняется медленно настолько упорно, что уп-
ражняющийся подвергается опасности задохнуться, как ему кажется.
Не бойтесь! Это только более длительная пауза, за которой, хотя она упражняющемуся кажет-ся бесконечной, следует более короткий выдох, чтобы потом привести к более короткому вдоху.
Это известный нам вид дыхания КЕВАЛИ.
Упражняющийся САДХАКА видит в этом способе дыхания единственную возможность не прерывать концентрацию на объект созерцания представление пламени - нельзя лучше, чем чувство давления выразить это состояние прикрепления мысли. Это психическое давление при-водит к возникновению в центре медитации действительно физическое, почти болезненное, дав-

ление, которое ощущается до тех пор, пока продолжается этот вид дыхания и вместе с ним так-же концентрация. Поэтому должна применяться техника дыхания, иначе концентрация мысли была бы безнадежным делом.
"ЙОГАВАСИШТХА" подчеркивает это недвусмысленно: "Кто занимается ЙОГОЙ без дыха-
тельных упражнений - тот слабоумен, подобно хромому коню не может двигаться по пути ЙОГИ СИДДХА".
Так же утверждает и Патанджали, что успех в концентрации ДХАРАНА возможен только после овладения наивысшей ступенью ПРАНАЯМЫ - КЕВАЛА-КУМБХАКА: "Тем самым,
т. е. посредством овладения КЕВАЛИ, исчезает стена скрывающая свет познания. И мысли-тельное начало МАНАС способно к упражнениям в концентрации ДХАРАНА." "ЙОГА-
СУТРА", II, 52-53.
Эта стена, которая скрывает тонкоматериальное, которое всегда светит или наполняет све-том, постоянно сжигается огнем КУНДАЛИНИ. Это йогин ощущает совершенно отчетливо как возникающее тепло в позвоночнике или во всем теле.

Это дальнейший признак данной ступени. Но он также может сопровождать дальнейшую ступень - заметный и ощутимый жар в крестце позвоночника, в МУЛАДХАРЕ.

Он является знаком пробуждения КУНДАЛИНИ.

  1. СУКШМА-ДХЬЯНА "Тонкоматериальная медитация"

Гхеранда сказал:
Теперь, о Чанда, ты слушай о тонкоматериальной медитации. Посредством большого счас-
тья у каждого пробуждается КУНДАЛИНИ. Так шествует она вместе с Я АТМАН из тела на высоте глаз и странствует по царскому пути, но не может, вследствие своей подвижнос-ти, быть видима.
Отверстие на высоте глаз находится над нёбом. После того, как КУНДАЛИНИ, вследствие световой медитации, открыла АДЖНА-ЧАКРУ, то она идет по "царскому пути" к тысячеле-
пестковому лотосу САХАСРАРА шишковидная железа, выходя из физического тела.
Этот путь, от АДЖНА к САХАСРАРЕ, называется царским РАДЖА, потому что он ведет к царскому разделу РАДЖА-ЙОГЕ всей ЙОГИ МАХА-ЙОГИ.
Йогин достигает успеха в медитации ДХЬЯНА-ЙОГА посредством САМБХАВИ МУДРА. Это есть таинственная тонкоиатериальная медитация СУКШМА-ДХЬЯНА, которую труд-но достичь даже богам.
Как же прийти к этой тонкоматериальной медитации?
Она развивается, - впрочем как каждая другая ступень ЙОГИ, - из овладения предшествую-щей ступенью. При грубоматериальной медитации, т. е. при ТРАТАКА-медитации, правилом было движение сознания от одной точки предмета к другой. При более высоких ступенях меди-тации, правилом является движение "внутрь" во внутреннюю сущность объектов.

Прежде все-го, пытаются представить, что свет световой медитации становится все более ярким. Для этого йогину помогает непрерывное дыхание КУМБХАКА с воздухом, посредством чего лишь одна деталь свет удерживается без утаивания перед духовным взором.
Третий шаг - стараются внутренне увидеть не свет вообще как ауру или нимб, но золотисто-пылающий солнечный диск или язык пламени. Это есть первая половина тонкоматериальной медитации, или созерцание божественной КУНДАЛИНИ, которая показывается йогину в виде сияющего колыхающегося пламени. Она показывается как действительное пламя, которое ко-
лышется и сияет, как если бы оно было зажжено перед глазами, и при этом несколько раз, так что не может быть никакого сомнения относительно его появления.
Это видение пламени есть КХЕЧАРИ МУДРА, или шествие КУНДАЛИНИ "по царскому пу-ти", по "высокой тропе", которая имеет длину всего несколько миллиметров - от АДЖНА к СА-
ХАСРАРЕ от гипофиза к шишковидной железе. Йогин достигает этого путем упражнения в САМБХАВИ МУДРА.
Когда КУНДАЛИНИ показывается йогину как горящее пламя, то она тем самым приводит к последней ступени медитации - созерцанию БРАХМАНА как КХА БРАХМАН, как Абсолютно-Не-Проявленное, - "НЕТИ, НЕТИ", - символическое представление как БИНДУ или нуль.
Это есть мистическое значение понятия КХЕЧАРАТВА пребывание индивидуального созна-
ния ДЖИВАТМА в лоне Бога ПАРАМАТМА.
Световая медитация в сто раз выше, чем грубоматериальная, и великая тонкоматериальная медитация еще в сто тысяч раз выше, чем световая медитация.
Тем саым тебе, о Чанда, описан крайне трудный путь медитации ДХЬЯНА-ЙОГА. С по-
мощью него достигается непосредственное познание ПРАТЬЯКША Я АТМАН - поэтому та-
кая медитация очень ценится.
Истинная медитация должна включать в себя все виды ЙОГИ - МАНТРА-ЙОГУ, ХАТХА-
ЙОГУ, ЛАЙЯ-ЙОГУ, РАДЖА-ЙОГУ. Все они являются ступенями одного и того же упражне-ния.
Каждая МУДРА, кроме положения тела и дыхательного упражнения, содержит, главным об-
разом, и концентрацию мысли. Все упражнения в медитации являются дополняющими друг друга частями одной общей медитации.
В ЙОГЕ существуют две большие возможности. Первая - ДХЬЯНА-ЙОГА, которая достигает своей конечной цели - состояния САМАДХИ посредством интеллектуальных методов КРИЙЯ-



Содержание  Назад  Вперед