Местопребыванием сознания является АДЖНА-ЧАКРА.


жет опрокинуться. Когда этот предмет был выпрямлен, то мое существо пронизало чувство безграничного блаженства. Я сказал Учителю: "Из этой кельи, в которой я сижу перед тобой, я вижу истинный образ внутри меня, и мне кажется как-будто другой Тевекул-Бег сидит перед другим Молла-Шахом".

Он ответил: "Это хорошо, первое явление, которое представляется тво-ему взгляду, есть образ твоего Учителя. Твоим товарищам другим новичкам помешали другие мистические упражнения, но что касается меня, то этот случай встречается мне впервые".
Он затем приказал развязать мне глаза, что я и сделал. И когда я увидел его своими телесны-ми глазами, сидящим предо мной, он снова предложил мне завязать глаза, и я увидел моим ду-
ховным зрением его, сидящим передо мной. Полный удивления я воскликнул: "О Учитель, смотрю ли на тебя своими телесными глазами или духовными, все время я вижу именно тебя!".
Я стал в точности выполнять предписания моего Учителя и день ото дня мне стал открывать-
ся духовный мир. На следующий день я увидел образы пророков и их главных последователей, и легионы ангелов и святых проходили пред моим духовным взором.

Три месяца прошли таким образом. Затем мне раскрылась сфера, где все цвета расплылись, и затем все картины исчезли.
В течение этого времени Учитель не переставал объяснять мне учение о духовном единении с Богом и о мистическом зрении, но абсолютная реальность все еще не хотела мне показываться.
Только через год ко мне пришло знание абсолютной реальности по отношению к сознанию моего собственного бытия."
Из рассказа Тевекула-Бега, ученика Молла-Шаха, о своем
мистическом послушничестве
В качестве следующего шага во всех тантрических текстах упоминается световая медитация в МУЛАДХАРЕ.
Так, мы читаем в "ШАТЧАКРАНИРУПАНА": "…как пребывающая в сердце в виде остро-конечного пламени, в месте где отсутствует ветер ДЖИВАТМЫ индивидуальное сознание, пе-
реносится в МУЛАДХАРУ и оттуда вместе с пробужденной КУНДАЛИНИ, должно проводится через все ЧАКРЫ вплоть до САХАСРАРЫ."
В этом смысле говорит Шри Шанкара в своем комментарии к десятому стиху 7-й главы "ГИТЫ": "Сначала должна ЧИТТА мыслительная субстанция быть приведена в сердечном ло-
тосе под контроль. Затем должна быть приведена ПРАНА в идущее спереди НАДИ СУШУМ-НА, ступень за ступенью, от земли МУЛАДХАРА до середины места между бровями АДЖ-
НА - и йогин достигает наивысшего божественного ПУРУША Духа."
Так как Шри Шанкара принадлежал к школе ВЕДАНТА, которая признает, что местоприбы-
ванием сознания является сердечный лотос, то он рекомендовал именно этот центр для начала практики ХРИДАЙЯ - "сердце" и "внутренность тела". Однако, согласно взгляду РАДЖА-
ЙОГИ, местопребыванием сознания является АДЖНА-ЧАКРА. Так утверждает Ишварачарья Брахмачарья: "Когда воля сможет целиком динамизироваться в этой точке АДЖНА, то адепт будет иметь возможность передавать свою мысль на расстояние и достигает больших успехов в ЙОГЕ АУМ." "Трактат по царственной Йоге".
При этом под "ЙОГОЙ АУМ" он подразумевает следующее: "…заставить подняться, посред-
ством волевого усилия, змеиному потоку КУНДАЛИНИ от МУЛАДХАРА-ЧАКРЫ до шишко-видной железы…"
То же самое говорит и наш Учитель: "Сначала концентрация должна быть на лбу АДЖНА, чтобы стать сенситивом вторая ступень ДАРШАНЫ, причем будут видимы образы собствен-ных мыслей. Затем надлежит разбудить КУНДАЛИНИ, и только когда КУНДАЛИНИ подня-
лась до наивысшего центра, тогда концентрация на АДЖНА дает все."
И для этого пробуждения КУНДАЛИНИ, Учитель в ответ на вопрос дал следующие указания: "Представь себе в МУЛАДХАРЕ сильное, светлое пламя, в котором находится золотая змея."
Одна наша особенно одаренная берлинская ученица фрейлен Эрна выполнила это упражне-ние и вот что, по ее собственным словам она пережила: "Через короткое время я увидела пламя, которое испускало такой сильный жар, что я должна была собрать все свои силы, чтобы не бо-
яться, что мое тело будет прожжено этим пламенем. Змея подняла свою голову и тогда из этой головы появился образ молодой женщины, которая потягивалась и выпрямлялась, потирая сон-

ные глаза и приобрела вполне человеческий образ вплоть до ступней. Я испытала неописуемую радость…"
Она рассказывала, что у нее было чувство, что КУНДАЛИНИ выросла до самой головы и там сочеталась с ДЭВОЙ.
"Жар" и "неописуемая радость", как все видения вообще, являются бесспорным пробуждени-ем КУНДАЛИНИ. Появление этого психического тепла так же как при световой медитации в сердце или в АДЖНА-ЧАКРЕ, доказывает, что КУНДАЛИНИ также можно пробудить и из этих центров. С другой стороны, медитация продолжается только в МУЛАДХАРЕ без предваритель-ной подготовки "сенситивность" посредством медитации в АДЖНА-ЧАКРЕ, почти десятиле-
тие, пока самый нижний центр не разовьется настолько, чтобы воспринимать видения - и для пробуждения КУНДАЛИНИ, и для каждого другого действия мысли - вторая ступень видений является безусловно необходимой.
Если световая медитация в сердце типична для ответвления МАНТРА-ЙОГИ, ответвления всей ЙОГИ МАХА-ЙОГА, то эта световая медитация в МУЛАДХАРЕ является следующим разделом ХАТХА-ЙОГИ. Как только устанавливается жар в МУЛАДХАРЕ, то этот раздел ХАТХА-ЙОГИ включается автоматически и не нуждается в дальнейшем упражнении, чтобы ус-
корить пробуждение из каких-либо соображений.
Следующий шаг - раздел ЛАЙЯ-ЙОГА - так же устанавливается автоматически. Упражняю-щийся может, если ему угодно, чтобы достичь особых СИДДХИ в каждой отдельной ЧАКРЕ, концентрироваться на каждом отдельном цветке лотоса - но это не является безусловно необхо-
димым. АДЖНА-ЧАКРА, как местопребывание МАНАС-ТАТТВЫ мыслительного элемента, в которой вместе охвачены все более низкие ТАТТВЫ стихии, элементы, имеет все эти СИДДХИ, - и САХАСРАРА охватывает все ТАТТВЫ и доставляет все силы не только посред-
ством концентрации, медитации и экстаза САМЬЯМА, как главный фактор РАДЖА-ЙОГИ, но посредством только выражения воли САНКАЛЬПА, просто через божественную ясность ПРАТИБХА Я.
В этом отношении многозначительны слова Свами Рагхавананды: "Речь не идет о следующих друг за другом медитациях на различных ЧАКРАХ. Если можно достигнуть успеха в концентра-
ции на одном центре, то энергии более низких центров привлекаются туда. Признак успешной медитации состоит в том, что мышление мозга становится заметно сильнее, что ощущается по-
вышенная внутренняя радость, духовная сила, господство над своими чувствами, обращение внимания вовнутрь и независимость от внешних вещей.
От нашего Гуру мы получаем одну медитацию и одну мысль и медитируем над ними в тече-
ние всей жизни и это углубляется и ведет в конце концов к наивысшему состоянию. Важным яв-
ляется как можно большее углубление одной медитации, а не нескольких медитаций." Выписка из одного письма Свамиджи.
Особой разновидностью этой практики, которая отчасти принадлежит к ЛАЙЯ-ЙОГЕ, а с другой стороны, к МАХА-ЙОГЕ, является так называемая КРИЙЯ-ЙОГА.
Вот ее техника по словам Йогананды: "Подлежит использовать АДЖНА-ЧАКРУ в качестве места вступительной медитации. АДЖНА называется Христовым центром или КУТАСТХА, и она находится в пространстве между бровями.

Глаза должны оставаться полуоткрытыми, в то время как мышление должно быть сконцентрировано на этом месте ЧАКРЕ.
В то же время часть внимания должна быть посвящена МУЛАДХАРЕ. Там следует произно-сить мысленно ОМ и прислушиваться к звуку из этого центра. На полдюйма выше, в центре крестца должно снова произноситься ОМ.

Постепенно поднимаясь вдоль всего позвоночника с концентрацией и произнесением ОМ в каждом центре, пока не будет достигнут Христов центр или КУТАСТХА между бровями.
Затем часть концентрации опускается вниз по позвоночнику и делает остановку в каждом центре, где мысленно повторяется ОМ."
Теперь мы переходим ко второму методу световой медитации в АДЖНА-ЧАКРЕ. Подгото-вительной ступенью для нее является грубоматериальное созерцание Учителя. Если ученик еще не знает своего Учителя, то он должен непосредственно переходить к световой медитации и со-
зерцать образ Учителя - сначала только его глаза, в солнечном диске, окруженные лучистым светом, но значительно превосходящие своим блеском этот свет. Это является наилучшим приб-
лижением к чувству ожидания и одновременно стремлению увидеть лицо Учителя.
Само по себе это упражнение уже есть погружение САМЬЯМА, о которой Патанджали го-ворит: "Посредством погружения в свет вершины, приходит видение ДАРШАНА совершен-
ного СИДДХА." "ЙОГА-СУТРА", III, 33.
СИДДХА есть тот, кто достиг совершенства в ЙОГЕ, таким образом он должен иметь все си-лы СИДДХИ, в противном случае он еще не достиг этого совершенства, как бы против этого не пытались возражать. Конечно, он не должен выставлять свои силы напоказ, но обладать ими он уже должен.

Все совершенные йогины так же спонтанно применяли эти силы. Но тот , кто прибегает к обычному высказыванию, что эти силы являются препятствиями в дальнейшем раз-
витии, действует не особенно убедительно.



Содержание  Назад  Вперед