Что означают таинственные слова мудреца?


медулла. Когда сознание и жизненная энергия отделены от пяти телефонных центров чувств, то восприятие зрения, слуха и т. д., больше не достигает мозга по нервным проводам, но когда прекращается регистрация чувственных ощущений в мозгу, то выключают такжа представление и обусловленное им образование идей. Тогда сознание и внимательность свободны, чтобы со-
зерцать какой-либо определенный предмет или же созерцать Бога."
Это наилучшее и самое точное описание процесса ПРАТЬЯХАРЫ, которое было опубликова-
но до сих пор. Эта способность является, поэтому, естественным следствием упражнения КЕ-ВАЛИ.
Простейший метод упражнения в КЕВАЛИ состоит в стремлении при наблюдении за процес-
сом дыхания, стереть границы между вдохом и выдохом - вдох становится таким долгим и продолжительным, что без какой-либо паузы переходит в выдох и обратно. На первый взгляд это кажется выключением пауз, но в действительности эти паузы как раз существуют, потому что дыхание, вследствие этого наблюдения, становится все более медленным.
Так возникает первая стадия КЕВАЛИ - непрерывное дыхание, которое практически равно более долгому, безграничному задерживанию дыхания с воздухом в лёгких - лёгкие постоянно
наполнены воздухом на санскрите это называется КУМБХА, и только иногда производится выдох, чтобы снова ввести туда новый воздух. Этот вид дыхания является постоянным спутни-ком концентрации мыслей ДХАРАНА - и наоборот, когда наступает непрерывное дыхание, то концентрация происходит сама собой.
При дальнейшем упражнении в этой КЕВАЛИ возникает сама собой и при этом совсем вне-
запно вторая фаза - оно становится незаметным. Если лёгкие до сих пор были наполнены воз-
духом, то теперь с каждым разом они становятся все более пустыми, пока дыхание не прекра-
тится и не наступит перевес паузы без воздуха в лёгких - тело станет "связанным посредством воздуха". Теперь мы понимаем, что означает связывания тела воздухом и что это связывание ни в наличие воздуха в теле, ни в наличии воздуха вне тела.
Эта вторая часть КЕВАЛИ - незаметное дыхание задержка дыхания без воздуха в лёгких, которая всегда следует за первой, сопровождает медитацию ДХЬЯНУ и соответственно ведет к ней автоматически. Когда при этом воздух полностью выходит, наступает экстаз САМАД-ХИ, как высшее исполнение медитации.
Так совершается с точки зрения техники дыхания САМЬЯМА концентрация+медитация+
экстаз - возвышенное и совершенное оружие РАДЖА-ЙОГИ, венца ЙОГИ.
Этот экстаз в переводе с греческого это слово это слово происходит от "эксистеми" означа-
ет "вывести личность из чувств, называется также УНМАНИ "возвышенное состояние мышле-
ния". Из сказанного следует, что не увеличение числа АДЖАПА от 15 до 30 дыханий в мину-ту, а достижение второй ступени КЕВАЛИ, т. е. удвоение последней. Это и приводит к УНМА-
НИ.
ТРЕТЬЕ НАСТАВЛЕНИЕ
ПРАТЬЯХАРА
Гхеранда сказал:
Теперь я тебе расскажу о великом отключении чувств ПРАТЬЯХАРА. Посредством знания последней будут уничтожены враги, такие как любовное стремление КАМА и тому подоб-ные.
Как только мыслительное начало МАНАС, который непостоянен и склонен к странствова-
нию, выходит через врата чувств, ты должен его обуздывать и приводить под контроль Я АТМА.
Этот и последующие стихи показывают сущность ПРАТЬЯХАРЫ, т. е. отвлечения мысли-
тельного начала от чувственных объектов. Согласно учению ВЕДАНТЫ, сознание, при каждом чувственном восприятии, выходит наружу через ворота соответствующего органа и принимает форму воспринимаемого объекта.
Отвлечение этого МАНАСА от чувственного объекта и возвращение МАНАСА под власть Я называется ПРАТЬЯХАРА - "оттягивание назад" "ХАРА" - "оттягивание", "ПРАТЬЯ" - "назад".
Испытываешь ли почести или поношения, слышишь ли ты приятные или ужасные звуки, отвлеки свое сознание от этих вещей и подведи его под контроль Я.
Охвачено ли твое сознание медово-сладким или кислым, или горьким, или еще каким-либо вкусом, отвлеки его от этих вещей и подведи его под контроль Я.
Йогины практически не дают советов в ПРАТЬЯХАРЕ и такие указания не находятся в древ-
них текстах. Только у Яджнавалкьи указывается замечательный метод концентрации на 18 мес-

тах в теле, который он называет ПРАТЬЯХАРОЙ.
Эти места следующие:

Расстояние в пальцах
Точки концентрации
  Верхушка головы ВИЙОМА
3
 
  Лоб ЛАЛАТА
3
 
  Середина между бровями Бхрумадхья
1/2
 
  Глаз НЕТРА
1/2
 
  Корень носа НАСАМУЛА
4
 
  Корень языка ДЖИХВАМУЛА
4
 
  Шейная ямка КАНТХАКУПА
6
 
  Сердце ХРИДАЙЯ
14
 
  Пуп НАБХИ
2,5
 
  Середина тела ДЕХАМАДХЬЯ
10,5
 
  Пенис МЕДХА
9
 
  Задний проход ГУДА
9
 
  Середина верхней части бедра УРУМАДХЬЯ
9
 
  Колено ДЖАНУ
2
 
  Место под коленом ЧИТИМУЛА
1
 
  Средний сустав ноги ДЖАНГИЯ
10
 
  Лодышка ГУЛЬПХА
4,5
 
  Большой палец ноги ПАДАНГУСТХА

Представляет интерес указание, которое дает Яджнавалкья относительно расстояния отдель-
ных точек друг от друга. При этом концентрация идет сверху вниз, задерживаясь на отдельных точках.
"Исполненный благословения ВАЙЮ, задержи как при КУМБХАКЕ посредством ПРАНА-
ЯМЫ, мысли внутри голвы…"
"Таким образом притягивая ПРАНУ с одного места на другое, держи ее в каждом месте в мыслях крепко, будучи освобожден от всякого зла, живи в Луне и звездах…"
Что означают эти таинственные слова мудреца?
Точно в середине головы находится продолговатый мозг медулла облонгата, склад жизнен-ной силы, притекающей из Вселенной "от Луны и от звезд".
Чтобы по своему усмотрению наполнить собственное тело благословением этой космической жизненной силы, концентрируются соответственно при вдохе, а при задержке дыхания КУМБ-ХАКА собирают эту энергию в середине головы в продолговатом мозгу. Отсюда эта жизнен-
ная сила расходуется по всему телу и постепенно подводится по всем названным местам.
Как утверждает Яджнавалкья, это считается йогинами как наивысший из видов ПРАТЬЯХА-РЫ.
Это упражнение - конечно несправедливо - точно так же нигде не упомянуто кроме КРИЙЯ-
ЙОГИ и уж тем более не объясняется.
Так как далее, собственно, техника ПРАТЬЯХАРЫ основана на дыхательных упражнениях, то мы отсылаем читателя к главе II.
ЧЕТВЕРТОЕ НАСТАВЛЕНИЕ
ДХЬЯНА-ЙОГА
Гхеранда сказал:
Существует три вида медитации ДХЬЯНА: грубоматериальная, светящаяся и тонкомате-
риальная. Грубоматериальная медитация относится к физической форме, светящаяся к свету, и тонкоматериальная к БРАХМАНУ, как к точке, и к Великой богине КУНДАЛИНИ.

Отдель-ные виды медитации точно объясняются ниже.Только О третьем роде, СУКШМА-ДХЬЯНА, остается сказать несколько слов.
Эта тонкоматериальная медитация также разделена надвое. Первую ступень образует созерцание светящейся точки, например, светового пятнышка, образованного солнечным лу-чом, прошедшим сквозь собирающую линзу, языки пламени и др. Если Великая богиня КУНДА-
ЛИНИ пробуждена посредством предыдущей практики, то она будет видна в АДЖНА-ЧАКРЕ в форме колеблющегося пламени. Этот огненный язык станет предметом созерцания тонко-
материальной медитации.
Вторая и более высокая ступень медитации является смотрением в КХА как БРАХМАНА или ОМ, в солнечном пятнышке первой ступени. Она является НИРГУНА ДХЬЯНОЙ абстрактной медитацией, созерцание вещи в себе, субстрата каждого объекта.

  1. СТХУЛА-ДХЬЯНА "Грубоматериальная медитация"

Посмотри внутри своего сердца на огромный океан из нектара, среди этого океана посмот-
ри на остров из драгоценностей, песок этой страны состоит из великолепных драгоценных камней.
По всем четырем сторонам стоят деревья кадамба в полном цвету. Из цветов лотоса, по всем сторонам окруженное прекрасным ароматом,растет дерево КАЛЬПУ , с его четырьмя ветвями ВЕД, всегда полных цветами и плодами.
Среди этого сада йогин, словно опьянен-ный, смотрит на дерево КАЛЬПУ. Пчелы жужжат и кукушки кукуют вокруг.

Он думает там о павильоне из рубинов и других драгоценных камней.
В этом павильоне думает йогин о прекрасном троне и сидящем на нем особенно почитае-мым им божестве Ишта-девате, как предписал ему Учитель.
Он думает об образе этого божества и его украшениях, о символических животных, кото-
рые его несут на которых он едет. Он должен постоянно думать об этом божественном об-
разе - это называется СТХУЛА-ДХЬЯНА.
Это типично восточное богатство восточных деталей, если отвлечься от его глубокой симво-
лики, имеет неоценимое преимущество по отношению к другим объектам медитации - о нем го-
раздо легче думать, чем о простой форме, лишенной полноты и великолепия, как это обычно бывает в западной мистике. Очень трудно удержать в начале практики мыслительное начало на предмете, не говоря уж об идее, представить ее долгое время в уме.



Содержание  Назад  Вперед