Массаж лобных пазух


чало в одной из ноздрей для каждой ноздри свой поток. Затем эти потоки идут через соответ-
ствующую сторону тела, но главным образом вдоль соответствующей стороны спинного мозга.
Оба упражнения втягивания в себя воды иногда даются в качестве принадлежащими НЕТИ. Они очень действенны и помогают даже при хронических катарах лобных пазух. Надо только очень осторожно начинать их.

Лучше всего для этой цели налить немного воды в ладонь, зажать другой ноздрю и втянуть самое большое 2-3 капли воды в нос но не втягивать их глубоко!. За-
тем зажмите обе ноздри и подождите, смотря вверх, пока вода не пройдет сквозь поверхность слизистой оболочки носа. Затем разожмите ноздри.

Вода должна быть немного подсоленой и теплой. Постепенно к этому привыкают и уже можно применять более холодную воду без до-
бавления соли и в большем количестве, пока мы не сможем одновременно втягивать воду через обе ноздри.
При обратной последовательности изо рта в нос требуется несколько больше тренировки. Следует, набрав полный рот воды, произвести выдох через нос. В обоих случаях надо предва-
рительно вдохнуть, чтобы иметь достаточно воздуха в легких, в противном случае немного во-
ды может попасть в дыхательные пути и вызвать тем самым ненужные трудности. При втором из этих упражнений следует держать голову несколько наклоненной вперед.
Если вы овладеете обоими этими упражнениями или по крайней мере первым из них, то вы можете быть уверены, что насморк, сенная лихорадка и т. д., исчезли для вас навсегда.
Итак, несомненно, что все очистительные упражнения этой главы с гигиенической и профи-
лактической точки зрения очень полезны. Но мы воздержимся от утверждения, что они прогоня-
ют старость и тем более смерть. Самое большее, они могут устранить факторы, которые укора-
чивают жизнь. Но то, что в этом направлении совершают йогины, основано на других методах.
КАПАЛАРАНДХРА-ДХАУТИ "Массаж лобных пазух"
Большим пальцем правой руки три пазуху около лба. Посредством этого уWражнения удаля-
ется слизь.
НАДИ очищаются и возникает божественное зрение. Это должно выполняться ежедневно после еды и в конце дня.
Мы не собираемся обсуждать это утверждение, но, однако, считаем, что его надо понимать по другому. "Слизь", очевидно, имеет тонкоматериальную природу и покрывает определенный центр ясновидения, который посредством этого массажа, а скорее посредством магнетического воздействия, должен быть освобожден от этого покрова.
Существует метод магнетического воздействия, который приводит к пробуждению этот центр. Одна из тонкостей при этом состоит в положении рук, которое применяется следующим образом: кладут на лоб подопытного два больших пальца выше бровей, как если бы пальцы об-
разовывали вторую пару бровей повыше настоящих, и трут лоб большими пальцами от середи-
ны лба вдоль бровей. Остальные пальцы растопырены по боковым сторонам головы, так что мизинцы лежат под ушными отверстиями.
Если подопытное существо достаточно сенситивно, то оно в случае если оно подверглось магнетизации получает ясновидение.
Если желательно испытывать это на себе, то положите кисти крест накрест ради магнети-
ческой поляризации - несколько затруднительная, но зато верно действующая процедура, кото-
рая при голвных болях даёт немедленное облегчение.
ТРАТАКА "Фиксирование взгляда"
Не мигая, не закрывая глаз, смотри на маленькую точку, пока не потекут слёзы. Мудрецы называют это ТРАТАКА.
Посредством этого упражнения несомненно достигается САМБХАВИ МУДРА. Исчезают болезни глаз и достигается божественная способность зрения.
Смысл этой ТРАТАКА не состоит в укреплении глаз, как многократно указывалось, и прида-
нии им ясновидческих или магнетических сил. Если отвлечься от более или менее выраженного магнетического гипнотического действия, то взгляд не имеет в себе никакой "магической" си-
лы, он является лишь путем для выражения воли, которая происходит из определенного центра АДЖНА или САХАСРАРА и который действительно обладает этой магической силой.
Упражнение в ТРАТАКЕ имеет совсем другую, к сожалению менее известную и поэтому ме-нее оцененную определенную задачу -укрепить взгляд.


Что это означает?
Посмотрите в течение нескольких секунд на какой-либо предмет. Вы сейчас же обнаружите, что ваш взгляд не постоянен и скользит от одной точки к другой. Вследствие раздражения сет-
чатки при фиксировании взгляда, скольжение каждый раз оставляет легкий "нимб", след пред-
мета в воздухе при каждом переводе взгляда к ближайшей точке.
Теперь сделайте другой опыт. При фиксировании предмета подумайте о чем-либо и вы откро-ете, что ваше мышление каждый раз прерывается как только ваш взгляд прерывается, делает "прыжки в сторону". Теперь нам становится смысл ТРАТАКИ - это упражнение должно сооб-щить нам способность не воспрепятствовать концентрации мысли этим мерцающим взглядом.

Другими словами - посредством ТРАТАКИ взгляд должен потерять свое "мерцание".
И как это достигается?
Не при помощи прямого глядения на точки в течение минут и часов, что часто выдается за ис-
тинную технику!
Свами Абхайананда, например, рекомендует выполнять такое смотрение на нарисованный солнечный диск со знаком ОМ в течение времени, не превышающего одного часа. Через шесть месяцев взгляд, а вместе с ним и мышление должны "раствориться", естественным следствием чего будет состояние НИРВИКАЛЬПА-САМАДХИ высшая ступень ЙОГИ. А бедные жители Земли должны потратить по крайней мере миллион лет своего нормального развития, пока они достигнут такого состояния!…
Но они не могут успокоиться, потому что так быстро и так просто его не могут достигнуть даже йогины.
Но вернемся к нашей ТРАТАКЕ. Это свойство взгляда используется теперь таким образом, что отныне вы сами можете определять движение взгляда. Это можно делать двояким образом: либо предоставить взгляду блуждать, не влияя на него в течение даже одного мгновения, но это очень трудно, потому что ваш взгляд постоянно то и дело ускользает от вас, и этим вся ваша ра-
бота сводится на нет; или же рассматривая картину на основании главного правила, останавли-
вайтесь на каждой детали так долго, пока взгляд не ускользая от этой детали, может выдержать, и затем переходит к другой части произвольно или намеренно, к другой детали, прежде чем взгляд в его фиксировании не прекращается помимо нашей воли. Когда упражняющийся пре-
доставляет взгляду перепрыгивать от одной детали к другой, он портит работу и все предприня-тое им оказывается бесцельным и является лишь потерей времени.
Но эта ТРАТАКА преследует также и другую цель и - хотя это в другом месте нигде не объяснено - является причиной целительного действия упражнения на глаза, обстоятельство ко-
торое по всей вероятности вызвало то, что это упражнение заслужило похвалу за достижение посредством его "божественной" способности зрения.
Посредством более продолжительной способности фиксирования взгляда и соответственно сознательного устремления взгляда на рассматриваемый предмет, взгляд приобретает склон-ность "расплываться". Значение этого факта для дальнейшего течения упражнения мы сейчас объясним. Посмотрите обычным образом перед собой, но "пристально" и снова подумайте при этом о чем-либо.

Этот ход мыслей прерывается при каждом прерывании взгляда. Теперь пос-
мотрите "расплывчато", т. е. сквозь предмет, как если бы глаза были устремлены в бесконеч-ность. Этот вид совершенно не мешает ходу мысли, даже если вы будете "скользить" вокруг этим расплывчатым взглядом!
Когда взгляд устремлен в бесконечность, то хрусталик и связанные с ним мышцы расслабле-ны. Общеизвестен зоркий взгляд горцев и моряков дальнего плавания именно из-за постоянной устремленности взгляда вдаль и вызваное, в связи с этим, расфиксирование глаз.

Когда ваши глаза устанут после долгого смотрения, то попробуйте на несколько секунд этот взгляд рас-плывчатого смотрения, и вы сейчас же оцените благотворный эффект этого упражнения.
Многолетнее перенапряжение глаз при чтении, ручных работах и тому подобное воздействие на аксомодацию хрусталика в такой мере, что со временем станет необходимым ношение очков. Здесь упражнение в ТРАТАКЕ много может помочь, даже если оно не устраняет все заболева-ния глаз как это часто утверждается.
Во-вторых, эта расплывчатость взгляда известным образом является переходом к более высо-кой ступени ТРАТАКИ, как скорее переходом к САМБХАВИ МУДРА. Не следует упражняться до тех пор, пока потекут слезы.

Совершенно достаточно, если при закрывании появится чувство давления поверх нёба. Это чувство возникает даже при включении "расплывчатого" взгляда, хо-
тя и значитально слабее. Как мы видим, ТРАТАКА тем самым достигла своей цели - закройте глаза, это уже является САМБХАВИ МУДРОЙ.

Твердый взгляд является следствием концен-трации, а не наоборот.
Тем самым твердый взгляд без мигания зависит от степени концентрации. Если вы овладели концентрацией мысли, то взгляд без мигания приходит сам собой.
НАДИ-СУДДХИ "Очищение нервов"
Сидя на шерстяном платке, который положен на шкуру антилопы, шкуру тигра или на тра-



Содержание раздела