ЙОГАБИДЖА


от КАПХА - мокротные заболевания и
от ПИТТА - возникают расстройства пищеварения.
Эти жидкости находятся в тесной взаимосвязи с кровообращением ВАТА, функциями сли-
зистых оболочек КАПХА и пищеварительными соками, как желудочный сок, желчь и пр. ПИТТА. Тем самым объясняются не имеющие связи с газами в кмшечнике ревматические бо-
ли, которые вызваны расстройствами кровообращения, или такие страдания, как астма и нас-
морк, которые обя обязаны своим возникновением раздражению или заболеванию слизистой оболочки и поэтому часто встречаются одновременно.
В таких аллегорических обозначениях скрываются тайные сокровища. Наиболее ярким при-
мером в древнеиндийских трактатах является представление о половых процессах в теле. В текстах можно найти замечательную теорию, согласно которой мужское семя РЕТАС при воз-
держании превращается в высшей степенидуховную силу ОДЖАС и тем самым дает йогину высшее духовное познание. Из этого один комментатор делает поспешный вывод, что посред-
ством этого полового воздержания, которое при этом объясняется безусловной предпосылкой духовного развития, мистическая КУНДАЛИНИ находит единственно верный путь, поднимаясь по каналу СУШУМНА, вступая в брак с "богом Шивой".
Во-первых, КУНДАЛИНИ не тождественна с грубоматериальной спермой или с половой жиз-
ненной силой. Во-вторых, эта сперма которая отсутствует у женщин и поэтому, если бы такая теория оказалась верной, совершенно лишила бы их возможности этого мистического познания, никоим образом не может превращаться в какую-либо силу - это абсурд, подобно тому, как ку-
сок угля мог бы превращаться в энергию при соприкосновении с огнем.
Наша современная физиология могла бы этот процесс объяснить тем, что половые клетки производят двоякие вещества: экскрет, который служит только для продолжения рода и никоим образом не переходит в духовные силы, и инкрет половой гормон, который непосредственно попадает в кровообращение и непосредственно служит при общем обмене веществ и других жизненно важных процессах - не в последнюю очередь при духовном развитии.
Когда человек воздержанный, то у него это образование гормрна происходит в повышенном количестве за счет образования веществ для размножения, вследствии чего мозг и все духовные функции, включая деятельность шишковидной железы, испытывают сильное повышение. Как известно, у мужчин шишковидная железа является, в некотором роде, половым тормозом и пре-
дохраняет, поэтому, от преждевременной половой зрелости, но постепенно сморщивается при развитии половой железы. Воздержание рекомендуется, чтобы дать шишковидной железе еще большую возможность дальнейшей повышенной деятельности.
Все такие и подобные им представления индийских писаний являются аллегорическими, ду-
ховными и должны в высшей степени пониматься в смысле современных знаний о физиологии.
Так часто встречающаяся в ТАНТРАХ формула: "Сохранение семени есть жизнь, потеря се-
мени есть смерть" МАРАНАМ БИНДУПАТЕНА, ДЖИВАТАМ БИНДУДХАРАНАТ, может,
согласно апостолу Павлу, означать следующее: "Так как те, которые плотские, то и мыслят плотски, но те, которые духовные, те и мыслят духовно", "Но мыслить плотски есть смерть, а мыслить духовно есть жизнь и мир", "Так как вы живете во плоти, так вы и должны умереть, но если вы посредством духа умертвите плотское, то вы будете жить" Послание ремлянам, VIII, 5, 6, 13. "Пребывайте в духе и тогда вы не поддадитесь похотям плоти" Послание галатам, V, 6.
5. БХАСТРИКА "Кузнечные меха"
Точно также как мехи кузнецапостоянно движутся, так плавно проводи воздух вовнутрь и наружу. Совершив это 20 раз выполни КУМБХАКУ.

После ее окончания выдохни, как указано выше.
Мудрый выполняет эту БХАСТРИКУ-КУМБХАКУ трижды одну за другой. Он не имеет ни болезней, ни болей и каждый день здоров.
"Вдохни быстро и полностью вплоть до сердечного лотоса. Затем снова выдохни, снова и снова вдыхая, точно также как движутся мехи кузнеца. Так движется воздух в твоем теле пос-
редством представления. Когда наступает усталость тела, тогда отдохни пока живот не станет полным воздуха. Затем зажми нос слегка, но устойчиво, не пользуясь указательным и средним пальцами и задержав дыхание как раньше, выдохни через ИДУ.

Это прекрасное упражнение устраняет слизь и ветры и повышает огонь пищеварения. Пробуждает КУНДАЛИНИ, умерщ-
вляет грехи зло и приносит счастье. Уничтожает дверной засов в устах БРАХМА-НАДИ, кото-
рая целиком пронизывает три узла, находящиеся в теле. Поэтому такая КУМБХАКА, которая называется БХАСТРИКА, в особенности должна выполняться."
"ЙОГАБИДЖА"
6. БХРАМАРИ "Подобно пчеле"
После полуночи и там, где другие создания не производят шум, должен йогин зажать уши руками, вдохнуть и задержать дыхание. В своем правом ухе он должен воспринимать только приятные внутренние звуки - сначала похожие на звук сверчка, затем на флейту, затем на раскат грома, на барабан, на пчелу, на колокол, на гонг из латуни, затем на трубу, на фанфа-
ры, на барабан МРИДАНГА, на литавры, на барабан ДУНДУБХИ.
Эти различные звуки возникают посредством постоянного упражнения на АНАХАТА-отзвуке. В этом отзвуке есть постоянное звучание.
Слово "АНАХАТА" означает "неударенный", т. е. звук пришедший не от соударения предме-
тов колоколов, барабанов.
В этом повторном звучании есть свет, этот свет идет в сознание. Сознание там растворяется.

Это высшее состояние Вишну Вездесущего Бога. Успех в этой БХРАМАРИ-КУМБХАКА при-
носит успех в САМАДХИ.
Это дыхательное упражнение приводит к особой практике, так называемому "прислушива-
нию к отзвуку АНАХАТА", виду ПРАТЬЯХАРЫ ЛАЙЯ-ЙОГИ. Сосредоточение мыслей явля-
ется главным упражнением ЛАЙЯ-ЙОГИ. Оно называется ДХАРАНА.

Оно осуществляется посредством прислушивания, так как дыхание при этом инстинктивно задерживается. К этому добавляется еще созерцание света АНАХАТА-ЧАКРЕ.
С точки зрения дыхательных упражнений нас интересует прежде всего, что при БХРАМАРИ-КУМБХАКА воздух вдыхается как можно дольше.
После описания последнего вида дыхания КЕВАЛА-КУМБХАКА мы покажем, почему это столь важно.
8. МУРЧХА "Обморок"
Предпринятая задержка дыхания направляется вместе с мышлением МАНАС на место между бровями, в то время как оно лишается всех чувственных предметов. Это приносящее счастье притупление МУРЧХА мыслительного начала.

От этой связи мыслительного начала МАНАС и Я АТМАН обязательно возникает счастье.
Обычно смысл этого стиха передается так, что дыхание надо задерживать так долго, пока не появится чувство, что сейчас наступит обморок, и только тогда следует медленно выдыхать. Но слово "СУКХЕНА" тексте указывает ясно, что КУМБХАКА должна выполняться "приятно, без усилия и напряжения".
С другой стороны говорится в "ХАТХА-ЙОГЕ": "В конце вдоха делается глубокая ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА и медленный выдох - это есть так называемая МУРЧХА, приносящая счастье и притупление МАНАСА."
От легкой задержки обморок, однако, не наступает. Следовательно, здесь должна идти речь о другой технике.

Какой же? Читателю следует принять, что первый текст не упоминает о задерж-
ке дыхания.
Но точная техника находится у Патанджали. Когда он говорит о различных средствах для достижения совершенного покоя и ясности мыслительного вещества ЧИТТА-ПРАСАДАНА, он упоминает такое средство:
"… или посредством полного выдоха и задержки дыхания." "ЙОГА-СУТРА" 1, 34.
Употребленное им слово ПРАЧЧХАРДАНА, которое приблизительно переводится как "вы-дох", означает гораздо большее, чем это: корень ПРА+ЧХАРД означает "испустить рвоту, вып-
люнуть, удалить из себя" и означает полный выдох, при котором удаляется даже остаточный воздух см. описанный случай переживания Парамахамсой Йоганандой случай космического сознания, причем он имел чувство, как будто ему выкачали весь воздух из легких. См. главы 14 и 22 его "Автобиографии йогина".
8. КЕВАЛИ "Исключительная задержка дыхания"
Каждое живое существо повторяет постоянно - 21600 раз за 24 часа - так называемую АДЖАПА "не высказанную" ГАЯТРИ: со звуком "ХАМ" АТМА выходит из тела и со звуком "САХ" сова входит в него.
Это сочетание "ХАМСАХ" повторяется в трех местах: в МУЛАДХАРЕ, в сердечном лотосе АНАХАТА и в месте соединения обеих ноздрей АДЖНА.
Эти три места указывают три узла ГХАНТХИ, где сливаются оба нервных потока - ПИНГАЛА, или СУРЬЯ-НАДИ "ХАМ" - ШИВА, или солнечное дыхание и ИДА, или ЧАНДРА-НАДИ "САХ" -ШАКТИ, или лунное дыхание.
Тело нормальным образом длиной в 96 пальцев 6 футов. Длина выдыхаемого воздуха равна 12 пальцам 9 дюймов.

При пении она равна 16 пальцам 1 фут, при еде - 20 пальцам 15 дюймов, при ходьбе - 24 пальцам 18 дюймов, при сне - 30 пальцев 23,5 дюйма, при половом сношении - 36 пальцев 27 дюймов и при физическом напряжении еще больше , чем это.
Здесь длина выдоха, очевидно, означает силу, с которой выдох происходит при различной те-
лесной деятельности. Сила указывает на степень внутреннего возбуждения. Каждый из нас знает, что первой непосредственной реакцией еа все, что вызывает гнев, возмущение и т. п., яв-



Содержание  Назад  Вперед