КШЕТРАДЖНЯ


КШЕТРАДЖНЯ Kshetrajna
Познавший поле кшетра, или свое тело. Тело является полем действия владыки, хозяина тела, внутреннего Я. Оно состоит из восьми форм материи, пять из которых объективны стихии земли, воды, огня, воздуха и эфира, а три - субъективны и представляют собой манас, буддхи и аханкара см.. В "Гарбха-Упанишаде" говорится, что посредством буддхи человек знает и оценивает, посредством манаса он размышляет и воображает, посредством читты он распознает и вспоминает, а посредством аханкары - ощущает себя личностью, Я.
ЛАЙЯ-ЙОГА Laya-Yoga
Система йоги, уделяющая основное внимание пробуждению и направлению латентной, спящей силы кундалини см., которая обычно покоится в основании позвоночника. С ней тесно связаны религиозные трактаты "Тантры", которые содержат мистические формулы, описывающие работу с силами божеств и богинь, власть которых, распространяющаяся на всю Вселенную, или макрокосм, имеет свои эквиваленты - соответствующие энергетические центры - и в микрокосме человеческого организма, что в особенности касается кундалини и чакр см..
ЛЕБЕДЬ Swan
См. Ханса, а также Парамаханса.
ЛЕВИТАЦИЯ Levitation
Хождение по воде, по гвоздям, и так далее, без прикасания к ним, или просто длительное пребывание в воздухе без опоры. Патанджали описывает левитацию как следствие овладения одним из вайю жизненных ветров, а именно - удана см.. Это мастерство достигается путем саньямы см. на этом ветре.

См. также Эфирный Двойник.
ЛЕЧЕНИЕ Healing
Оно осуществляется силами эфирного двойника во время сна, поскольку в этот момент возникает очень мало возмущений тела личными мыслями и желаниями. По мере того, как растет гармония между эфирным двойником и физическим телом, все более свободно текут жизненные ветры см.

Вайю, результатом чего является оздоровление. Разумеется, нет никаких возражений против использования соответствующих лекарственных средств, помогающих физическому телу, хотя здоровые упражнения движения, напряжения-расслабления, и т.д. представляются наиболее важными, иначе вся сложность лечения достается эфирному двойнику, что может оказаться для него слишком тяжелой задачей, особенно если, как это часто случается, его терзают мысли, эмоции и страсти.
Лечение передачей жизненной силы жизненных ветров, вайю от одного человека другому происходит обычно автоматически в том случае, когда люди обладают чистым разумом и доброй волей. В отдельных случаях это может происходить намеренно, однако при этом нужно помнить, что никто не в состоянии значительно помочь тому, кто не помогает сам себе, и что человек, вредящий снаружи своему телу, а изнутри - своему эфирному двойнику, просто не в состоянии удерживать жизненную силу, переданную ему другим человеком. Таким образом, на самом деле помочь можно только тому, кто того заслуживает, что и используется во многих случаях во время выздоровления или кризисов.

Калеке можно помочь перелезть через изгородь, но бессмысленно тащить его на плечах весь путь см. также вьяна.
Лечение низшего ума и эмоций является другой стороной вопроса и связано с непосредственной, телепатической передачей мыслей от одного человека другому; аналогично, в этом случае также мало что можно сделать без достаточных оснований со стороны "пациента", поэтому лучшим способом таких передач является обмен мыслями в воображаемом диалоге. При этом необходимо помнить, что легче передавать знакомые умственные образы.

В этой области полезными являются взаимные и коллективные медитации, однако они не должны в большой степени, а может быть, и вообще не должны, управляться устными указаниями извне.
ЛИНГА ШАРИРА Linga Sharira
То же, что тонкое тело сукшма шарира, или сукшма упадхи, см., иногда, впрочем, понимаемое только как та его часть, которая называется эфирным двойником см..
ЛИЦО Face
См. Расслабление Лица.
ЛИЧНОСТЬ Egoism or Self-Personality
Второе из пяти клеша, источников страданий.
ЛОКА The Lokas
Локами называют места обитания, районы пребывания или уровни существования живых существ. Таким образом, существует физический мир, доступный нашим органам восприятия, который называется бхурлока. Далее следуют невидимые, или тонкие миры - бхуварлока и сварлока.

Йог, ставший хозяином своих эмоций и мыслей, способен по своему желанию путешествовать в этих мирах в своем тонком теле, которое специально приспособлено для подобных целей. Последний из этих миров обычно определяется как небесный материальный мир, в который, как считается, попадают после смерти обычные добродетельные люди и в котором они наслаждаются "идеальной земной" жизнью, пока запасы их добродетелей не исчерпаются, и они не вернутся в земной мир в очередном воплощении.
ЛОКА-САНГРАХА Loka-Sangraha
Благо Мира. Буквально это словосочетание означает гармоничное сочетание жизни людей в любом конкретном месте обитания.

Эта идея расширяется и включает в себя не только материальное благосостояние, но также все, что относится к психологическому благополучию эмоциональному, умственному и этическому и к индивидуальному и общественному развитию.
ЛОТОС Lotus
См. Падмасана; Сахасрара Падма; Чакры.
ЛЮБОВЬ Love
Сила Гармонии см., проявляющаяся в человеческой жизни в форме любви.
МАЙЯ Maya
Часто переводится как "Иллюзия". Это подразумевает доктрину о том, что все, что ощущается в проявленном мире, иллюзорно.

Ьто, однако, не означает ощущения несуществующего, то есть восприятия того, чего нет; иллюзия означает, что нечто - Реальность - существует, но мы воспринимаем и видим ее неверно, в ложных формах.
Майя обладает двумя свойствами: наложение покрова аварана и отбрасывание, усечение викшепа. Первое подобно вуали, скрывающей нечто, так что многое, существующее в божественном мире, становится невидимым в проявленном мире. Второе свойство означает то, что происходит, когда разум приступает к своей деятельности с доступным, оставшимся после того, как на реальность наброшена вуаль авараны. Сначала активность включает в себя напряженный труд, но небольшое использование интеллекта, хотя со временем разум добивается все большей и большей упорядоченности и гармоничности объектов и форм.

Тем не менее и в упорядоченности, и в хаотичности, и в изменчивости присутствует "иллюзия", и сознание должно преодолеть ее для освобождения от оков субъективного и объективного мира.
Конечно же, не существует ничего помимо Реальности, однако когда большая ее часть скрыта, как женское лицо, спрятанное за наложенными друг за друга полупрозрачными вуалями, мало что Реального можно увидеть, хотя все, что видимо, является по-прежнему Реальностью - лицо за вуалями остается одним и тем же. Таким образом, иллюзия возникает из-за нашей неспособности проникнуть взором сквозь покровы Реальности, ибо большинство наших желаний расположены по нашу сторону покровов; однако полной иллюзии, только лишь иллюзии в наших ощущениях не бывает никогда.
Понятие майя часто сопровождается прилагательным "неописуемая" анирвачанийя; это означает, что ее нельзя однозначно описать как реальную или нереальную, поскольку майя относительно реальна в пределах майи, но полное поле майи или разделение, или относительность нереально, но представляет собой только лишь совокупность множества иллюзий. С точки зрения метафизики, любой объект, даже ментальный, может быть полностью то есть правильно познан только путем сравнения с другими и понимания его отношений со всеми остальными, и его причиной является все, включая его самого; этим и определяется его реальность.

С этой позиции, нереальное может служить средством пробуждения к реальности, подобно Приснившейся Змее см..
МАКРОКОСМ Macrocosm
Весь мир, или Вселенная, как внешняя по отношению к микрокосму, внутреннему миру человеческого существа. Подобно трем упадхи см. микрокосма, существуют три состояния макрокосма, а именно авьякта буквально: "непроявленность", хираньягарбха буквально: "золотой росток" - имя Вишну, и вират материальный, проявленный мир.
МАНАС Manas
Орган действия разума, внутренний инструмент антахкарана, см., способный создавать и изменять объективные предметы. Он представляет собой мыслительную энергию, или функцию, которая в человеке проявляется в основном посредством его тела, и в гораздо меньшей степени - более тонкими способами, например, в форме телепатии, которые практически неактивны, если разум недостаточно развит и натренирован или не пребывает в предельно возбужденном состоянии.

Поскольку большинство людей думают обычно в форме свободного и беспорядочного течения мыслей, это создает соответствующую психическую атмосферу см. Телепатия; Высший Разум.
МАНИПУРАКА ЧАКРА The Manipuraka Chakra
Колесо, или лотос, расположенный на уровне пупка. У него десять лепестков зеленого или серого цвета цвета облаков, которым соответствуют звуки "д" церебральный, "дх" церебральный, "н" церебральный, "т" зубной, "тх" зубной, "д" зубной, "дх" зубной, "н" зубной, "п" и "пх". Животное, символизирующее эту чакру - баран, который, как считается, имеет более вспыльчивый темперамент, чем слон или дельфин макара, и поэтому более подходит к характеру объективного разума, энергично стремящегося к обладанию, познанию и использованию внешних объектов. Биджа мантра этой чакры - слог рам, заключенный в огненный треугольник со свастикой на каждом ребре.

Чакра связывается с Брахмой, но именно с точки зрения мыслительного аспекта Брахмы, представленного в человеческом разуме на низших стадиях в форме планирования с целью получения материальных предметов, а на высших уровнях - как созидательная деятельность см. также крийяшакти. Существует разница во мнениях по поводу божеств, соответствующих различным чакрам, но этот вопрос не является принципиальным и не вызывает серьезных конфликтов, поскольку внутри колес также существуют колеса, и каждый гуру, или учитель следует особому пути, который наиболее подходит ему и его ученикам.

См. также Муладхара Чакра; Чакры.



Содержание  Назад  Вперед