НИДИДХЬЯСАНА


НИДИДХЬЯСАНА Nididhyasana
Глубокая медитация. Последняя из трех практик, рекомендуемых школами веданты для ученика, освоившего подготовительные дисциплины см. садхана.

Первыми двумя практиками являются чтение и слушание шравана и мышление манана.
НИДРА Nidras
Нидрами называются мысли, полученные во время сна, содержащиеся в большинстве сновидений, не имеющих основ в реальности. См.

Вритти.
НИЗШЕЕ Я The Lower Self
Это современное понятие, но, правильно понимаемое, оно чрезвычайно полезно, так как путем упорядочивания низшего Я и приведения его в гармонию с законами Природы человек способен прийти к личным качествам, снимающим преграды к методам раджа-йоги. Во-первых, низшее Я состоит из трех отделов: физического, эмоционального и низшего ментального. В определенном смысле, все три отдела материальны, и каждый из них можно назвать телом, поскольку они представляют собой три организма, обладающие неизменными, или привычными реакциями и инстинктивными действиями, основанными на опыте прошлого. Далее, каждое из трех тел должно быть приведено в надлежащее, здоровое состояние, что означает преодоление лености и вялости, развитие силы и энергии, а затем - упорядочивание но ни в коем случае не подавление этих сил согласно верным правилам, с тем чтобы они проявлялись в верных пропорциях.

Упорядоченная сила проявляется как здоровье, а ее активность - в форме спокойствия и контроля.
В дополнение к сказанному, тройственное низшее Я должно быть надлежащим образом натренировано и наполнено физически, эмоционально и умственно, дабы правильно согласовываться с внешним окружением.
Время, затрачиваемое высшим Я см. на управление и наполнение низшего Я, расходуется не напрасно, так как при этом развивается воля, привязанность силы мысли к выполнению этой задачи; кроме того, это сохраняет время и энергию в продолжительных нагрузках повседневной жизни, повышая внимание к ее материальным сторонам.
НИЗШИЙ УМ The Lower Mind
Разум, который собирает, накапливает и вспоминает информацию, полученную органами чувств, и мысли, с нею связанные. Он активен в смысле движения ассоциаций, которое проявляется в виде свободного течения мыслей, хотя на самом деле такой переход от одной мысли к другой не является в полном смысле свободным, ибо управляется определенными законами, или привычками, которые можно назвать четырьмя путями мыслей; это показывает, что низший ум подобен не джунглям, но саду с проложенными дорожками, или государству с хорошо развитой системой магистральных путей, ускоряющий систему транспортного переноса. Этими четырьмя путями являются: 1 отношения между родами и разновидностями, или классами и частностями, включая отношения и разницу между членами одного класса; 2 отношения части и целого; 3 отношения свойства и его обладателя; и 4 отношение сопоставления привычного и нового в опыте.

К примеру, думая о розе, человек может последовать одному из четырех путей: 1 дикие розы - садовые розы, имеющие собственные имена - другие цветы; 2 лепестки - тычинки - розовый куст; 3 цвет - аромат; 4 конкретные известные розы - ваза с цветами; и т.п. Во время течения мыслей каждую смежную их пару всегда соединяет одно из этих отношений, так что низший ум шагает как бы с помощью пары ног, или перескакивая с камня на камень, как например, в потоке ассоциаций: роза - сад - дом - спальня - сон - сновидение; при этом при переходе к "дому" уже потеряна идея "розы".

Одной из основных практик йоги является замена подобного привычного течения мыслей способностью концентрации, которую можно использовать в любой нужный момент; при этом, перед тем, как оставить идею розы, человек может рассмотреть все, что эта идея может ему дать.
В низшем уме происходит также привязка разного рода положительных и отрицательных ощущений по отношению к объектам и мыслям, что становится причиной множества форм возбудимости и импульсивности, которые также являются преметом изучения и покорения практики йоги. См. также Читта.
НИРВАНА Nirvana
Термин, используемый в буддизме для Освобождения. Его этимология нир-ва: "угасать" в негативной форме указывает на стремление к освобождению с целью избавления от любых свойств и характеристик в "угасшей" области нового состояния. Будде, достигшему просветления этой истиной, приписываются слова: "Я, Будда, рыдавший с каждой слезой моих братьев, смеюсь и радостен теперь, ибо это свобода." Он также советовал: "Не роняйте бисер мыслей в Бездонное: вопрошающий льнет к ошибочности; ответствующий заблуждается; пребывайте в безмолвии."

Это понятие возникает и в индусских священных текстах, например, в "Бхагавад-Гите", которая считается заповеданной, но никем не написанной пять тысячелетий тому. Тем не менее, индусы признают мысль о том, что это состояние есть единение с Брахманом и его сат, чит и ананда см.

Сат-Чит-Ананда. См. также Кайвалья; Мокша; Освобождение.
НИРОДХА Nirodha
Управление, контроль над мыслями вритти низшего разума читты см. Читта-Вритти-Ниродха.
НИЯМА Niyama
Пять "обрядов", внутренних ритуалов человека. Они включают в себя чистоплотность тела и разума, удовлетворенность, совершенствование тела тапас, самоизучение свадхьяя, и внимательность, или чистоту разума прасадана.
Успешное отправление этих пяти требований приводит к 1 хорошему здоровью и невосприимчивости к дурному магнетизму окружающих, возвышенности ума, целеустремленности, овладению чувствами и готовности к видению Я атмы; 2 высшей форме удовлетворенности; 3 достижению предельной чистоты и высших способностей тела и чувств; 4 связи с мудрыми и добрыми, с адептами и божествами; 5 власти созерцания самадхи.
ОБЛАДАНИЕ Possessiveness
См. Абхинивеша; Стремление к Обладанию.
ОБЛАКА И СОЛНЦЕ Clouds and Sun
Урок образов Облаков и Солнца заключается в том, что подлинное Я сияет непрерывно, но оно скрыто тучами, порождаемыми недостатками низшего ума, или личности, так что сквозь них не только нельзя увидеть этот свет, но и невозможно насладиться его властью. См.

Символические Образы.
ОБЛАСТЬ Field
См. Кшетра; Лока.
ОБРЯДЫ Observances
См. Нияма.
ОБЪЕКТ Object
См. Дравья, Гуна, Карма; Субъект и Объект.
ОБЪЕКТ, КАЧЕСТВО, ДЕЙСТВИЕ Object, Quality, Action
См. Дравья, Гуна, Карма.
ОБЯЗАННОСТЬ Duty
То, что человеку следует делать; общий способ правильной жизни человека и правила его конкретных действий в отдельных ситуациях. Закон дхармы выше закона кармы см., ибо последний в каждый момент времени окружает человека реальными обстоятельствами, после чего возникает вопрос о том, как же чеSовек собирается себя вести в этих условиях. Его первейшими обязанностями являются обязанности перед самим собой, так как он в долгу перед самим собой за свои собственные способности, и только с их помощью он растет как человек. Его вторая обязанность - любить ближнего своего, своим сердцем и своими действиями, исполнять свой социального долг и рабочие обязанности, которые представляют собой его вклад в общее благосостояние, то есть тоже являются службой на благо общества. Его третья обязанность - обязанность перед Богом, ибо жизнь и смерть существуют только в целях предельно осознанного достижения единства с Божественным.

См. Дхарма.
ОГОНЬ Fire
См. Махабхута; Стихии; Хождение по Углям.
ОКОВЫ The Ten Fetters
В буддизме - десять недостатков, которые необходимо преодолеть. См.

Архат.
ОККУЛЬТИЗМ Occultism
Знание, относящееся к тому, что пребывает вне восприятия органов тела, то есть обычными способами невидимого и невоспринимаемого адришта, и приложение этого знания к практической жизни.
ОККУЛЬТНЫЕ СИЛЫ The Eight Occult Powers
Восемь сиддхи см..
ОЛЕНЬ, СЛОН, МОТЫЛЕК, РЫБА И ПЧЕЛА The Deer, Elephant, Moth, Fish and Bee
Урок образов этих пяти животных заключается в предупреждении о потере осознанности и бдительности под влиянием пятью органов чувств, ибо охотники соблазняют Оленя сладкой музыкой, а Слона ловят в тот момент, когда он с великим удовольствием чешет спину о дерево; Мотылек, Рыба и Пчела завлекаются зрелищем, вкусом и запахом соответственно. См.

Символические Образы.
ОМ Om
Величайшая мантра см., или слово власти. Верно произносенное достаточно развитым человеком, это слово, являющееся выражением божественной силы, привносит великую гармонию в тело и разум.

Его ментальный эффект гораздо сильнее, когда это слово произносится не вслух, а умственно, однако в любом случае, оно должно звучать не очень громко и в "плавающей" форме, без усилий.
Это слово состоит из трех букв: А, У и М. Гласные "а" и "у" сливаются в "о". "М" произносится без разжимания губ, то есть назально, и продолжается согласно представлениям и интуиции произносящего. Теория слова "Ом" заключается в том, что первый звук "а", образуется в задней части рта, последний звук, "м", издается с помощью губ, а "у" является плавным переходом между ними; таким образом, слово покрывает весь спектр возможных гласных.

Поскольку гласные несут основную силу речи, а согласные представляют собой только ограничения или приложения этой силы, целиком слово является выражением акта творения, указывающим на присутствие Творца; в нем проявляется весь цикл творения, ибо "а", "у" и "м" связываются с божественными силами, или функциями, которые символизируются тремя девами см., богами: соответственно Брахмой, Вишну и Шивой.



Содержание  Назад  Вперед