ОМ ТАТ САТ


Патанджали советует ученику повторять это слово не просто ради повторения или вырабатывания привычки, но с мыслями, направленными на его суть. Учитель говорит, что медитация даруется для двух целей - для достижения понимания природы личного сознания и для преодоления препятствий к обретению высшей созерцательности.
Ом произносится благоверным индусом в начале любой молитвы и гимна, любых слов, выражающих благоговение и восхищение. Он произносится также и в конце, иногда дополненный трехкратным "шанти" см..
ОМ ТАТ САТ Om Tat Sat
Эта мантра упоминается в "Бхагавад-Гите" как используемая "учениками Брахмана" в начале различных предприятий и деяний. "Тат" "То", указывающее на Брахмана, напоминает ученику о высоких побуждениях, и таким образом помогает ему отбросить все, что их недостойно. "Сат" "творение", "существо" напоминает ему о Добре, пронизывающем все сущее, и таким образом освящает и облагораживает то, что ученик делает, и придает деянию характер ишвара-пранидхана см..
ОСВОБЖДЕНИЕ Liberation
Освобождение духа от связи с конечным, или проявленным существованием, что также подразумевает прекращение цикла рождений и смертей. Буддисты используют термин нирвана см., а Патанджали - понятие кайвалья см..
Причина обусловленного существования, неведенье авидья, см. также исчезает, подобно сновидению после пробуждения, когда воцаряется полное знание, или просветление, ведущее к освобождению. Это окончательное духовное достижение, предназначенное человеческому существу, однако оно не может произойти автоматически, ибо человек добивается его в своем существовании.

См. также Мокша.
ОСНОВЫ ЗНАНИЯ Bases of Knowledge
Существуют три основы знания: ощущение, восприятие пратьякша, умозаключение, вывод анумана и надежное свидетельство, проверка агама. Интуиция относится к внутреннему восприятию. См.

Восприятие, Умозаключение, Свидетельство.
ОСОЗНАНИЕ Realization, Knowing
См. Апарошанубхути; Сознание; Чит; Атмавидья; Освобождение; Кайвалья; Мокша; Нирвана.
ОСТАНОВКА УМА Steadiness of Mind
Патанджали говорит, что остановки низшего ума читта-вритти-ниродха, см. можно достигнуть несколькими способами, а именно:
1 Если у человека есть или был собственный надежный оккультный опыт, или если он воспитал развитую высшую чувствительность включая телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, интуицию, и пр., возникает устойчивое и уверенное состояние разума. Активный мыслящий разум называется манас и отличается от низшего разума, читты, хранящеKо мысли и осуществляющего механическое течение мысленных ассоциаций.
2 Остановка ума развивается и посредством проявления спокойного внутреннего видения. Многие люди, закрыв глаза, способны видеть внутренний свет, приносящий ощущение покоя и уверенности. Иногда, в этом свете возникают образы, вначале случайные, но очень четкие и прекрасные. Как говорил древний учитель Вачаспати Мишра, человек может обнаружить этот свет, перенося свое сознание в область сердца. С его помощью он способен видеть мыслеформы.

Манас сам по себе является внутренним видением, в котором возникают эти формы.
3 Для остановки, низший разум читта можно принудить вспоминать образы людей или существ, например, святых и адептов, достигших освобождения от желаний.
4 Остановке ума помогают опыты и практика сновидений.
5 Медитация на интересующих человека предметах тоже является помощью в развитии молчания ума.
ОТВРАЩЕНИЕ Aversion
См. Двеша; Парадвеша.
ОТДЕЛЕННОСТЬ Separateness
См. Аваччхеда.
ОТРЕЧЕНИЕ Renunciation
См. Санньяса.
ОТРЕШЕННОСТЬ Withdrawal
См. Пратьяхара.
ОЧИЩЕНИЕ Cleansings
См. Дхаути.
ОЩУЩЕНИЕ Perception; Senses
См. Восприятие, Умозаключение, Свидетельство; Индрийя; Управление чувствами.
ПАДМА Padma
См. Чакры; Падмасана; Сахасрара Падма.
ПАДМАСАНА Padmasana
"Поза Лотоса". Ноги скрещены и расположены на противоположных бедрах подошвы обращены вверх, руки покоятся на бедрах, язык упирается в зубы, подбородок опущен на грудь или удерживается прямо, взгляд направлен на кончик носа или несфокусировано прямо перед собой; руки могут быть скрещены за спиной и удерживать друг друга за большие пальцы.


ПАМЯТЬ Memories
Группа или класс мыслей вритти, см., возникающих в низшем уме читта, см., которые воспроизводят обстоятельства и мысли прошлого. См. также Смрити.
ПАРА The Para
Относящееся к Запредельности. Термин часто используется Шри Кришной в "Бхагавад-Гите" для обозначения состояний вне восьмиричной проявленности, состоящей из пяти форм материи и трех функций разума.
ПАРАМАРТХА Paramartha
Высшее Благо. В жизни существует множество благ - блага, предназначенные для тела, для эмоций, для разума и для развития наших высших подразделений; однако стремиться необходимо к Высшему Благу то есть к реализации искры духа и подлинного Я. Йог постоянно помнит об этом и уделяет свое время и внимание как этой джняна-йоге, так и раджа-йоге, направленной на развитие высшего Я, и любой практике, необходимой для исправления состояния низшего Я, состоящего из трех областей: тела, эмоций и низшего ума.
ПАРАМАТМА Paramatma
Верховная атма, которая, разумеется, не отделяется и не различается с атмой, или дживатмой см.. Понятие возникло по той причине, что люди очень часто используют термин "атма" для обозначения высшего и даже низшего Я, ни одно из которых не является подлинным Я, и следовательно, относится к "не-Я" см..
ПАРАМАХАНСА Paramahansa
"Высочайший, совершеннейший лебедь". Звание, присваемое наиболее великим гуру, или учителям философии йоги их последователями.

См. также Ханса.
ПАРИНАМА Parinama
Непрерывное преобразование, происходящее при смене одного момента другим.
ПАТАНДЖАЛИ Patanjali
Автор "Йога Сутры", живший около 200 года до н.э. Он не основатель философии и практических методов йоги, но скорее ее систематизатор, ибо множество разнообразных форм и методик йоги были хорошо изветсны с гораздо более древних времен.

Однако система, классификация, объяснения и сжатые определения Патанджали оказались настолько превосходными и эффективными, что с ними знакомы и ими руководствуются практически все образованные йоги. "Йога Сутра" состоит из четырех Книг, или Глав, посвященных созерцанию самадхи, практикам йоги, психическим силам и независимости, или Освобождению кайвалья.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ Reincarnation
См. Реинкарнация, также Инкарнация.
ПИНГАЛА Pingala
Канал, расположенный справа от сушумны. Он описывается как закручивающийся вокруг сушумны и заканчивающийся в правой ноздре или в аджня чакре.

См. также Ида.
ПИСАНИЯ Scriptures
См. Священные Писания.
ПИТАНИЕ Diet
Хотя Патанджали не упоминает о правилах питания и доверяет этот вопрос хорошему вкусу ученика йоги, существует много текстов на санскрите, которые дают множество полезных советов по этом теме. Обычно описывается легкое питание, основанное на сочной, масляной и мягкой пищей; при этом желудок должен наполняться до половины твердой пищей, на четверть - жикостью и на оставшуюся четверть - воздухом. "Хатха-йога Прадипика" особо выделяет молоко, масло, пшеницу, рис, ячмень, мед, сушеный имбирь, огурцы и другие овощи.

Лук и чеснок обычно не рекомендуются, также как все горькое, кислое, острое, соленое и очень горячее, алкогольные напитки, рыба, мясо и яйца. Впрочем, в этом вопросе не существует жестких правил.

Главным критерием является здоровье без излишнего аскетизма, так что пища должна быть питательной и легкой для пищеварения, а процесс еды - свободным от неприятных умственных ассоциаций и плохого "магнетизма".
ПЛОДЫ МЕДИТАЦИИ Powers Obtained by Meditation
Патанджали приводит следующий список знаний и способностей, возникающих в результате фиксации разума, саньямы см.:
Знание прошлого и будущего. ДостигаеZся саньямой на тройственном изменении предметов: изменениях их сути, качеств и условий.
Понимание значения звуков, издаваемых животными. Достигается саньямой на различии звука и слова, объекта и значения.
Знание предыдущих воплощений. Достигается рассмотрением тенденций развития привычек, шаблонов состояния санскар, см..
Знание содержимого ума читта, см. других людей. Достигается рассмотрением их ментальных образов.
Погруженное состояние. Достигается саньямой на форме тела, волей к избавлению от привязанности к ней и разделения видения и глаз. Многие интерпертируют погруженное состояние как невидимость тела, однако некоторые придерживаются позиции, что это означает покидание тела во время транса и перемещение в тонком теле.

В Индии распространено убеждение, что великие йоги способны по своей воле становиться невидимыми, дабы оградить свой покой, однако возникает разница во мнениях, осуществляется ли это путем управления эфиром в окрестности тела, либо наведением иллюзии на наблюдателя. С точки зрения йога это скорее представляется вопросом силы воли, чем осознанными манипуляциями, подобно присущим всем нам неосознаваемым функциям тела, такми как ходьба, при которых тело подчиняется воле разума, как только в нем возникает умственный образ хождения и он подтверждает действие, отображаемое образом.



Содержание раздела