НАДА


При медитации на чакре, то есть на символе, ее изображающем, или медитации в чакре, следует вызывать чувство глубокой веры, преданности и желание служить целям одной из трех величайших Божественных Сил, представляемых Шивой, Вишну и Брахмой, на которые подразделяются все предметы. Это служение может относиться к внешним предметам, целям и действиям, равно как и к усилиям внутреннего Я, направленным к его реализации и полному выражению силы собственного бытия. Поскольку Брахму можно представлять состоящим из трех аспектов, чакра явлется преобладающим аспектом, волей Брахмы, хотя все три низшие чакры муладхара, свадхиштхана и манипурака, в основном, пребывают под управлением силы Брахмы, который, разумеется, имеет три формы самого себя, связанные с тамасом и волей, раджасом и желанием, саттвой и интеллектуальным порядком, соответственно. Благоговение перед силой Брахмы на низшем уровне означает поклонение материальному искушению, а на высших уровнях человеческой жизни - разумную оценку и использование материальных предметов; таким образом, новичку не рекомендуется медитировать и поддаваться влиянию этих трех чакр.

Однако человек с развитым буддхи способен стать их хозяином и извлечь пользу из их возможностей и жизненных сил.
МУМУКШУТВА Mumukshutwa
Желание освобождения от ограниченностей перерождений и проявленного существования. Это не просто желание в обычном смысле слова, но внутреннее пробуждение духовного восприятия, вследствие чего человек начинает осознавать несоответствия нашего настоящего бытия, сознания и счастья. Это ощущение становится настолько сильным и чистым, что человек не может признать ничто из уже известного, даже в идеализированной форме, как удовлетворительное; такое состояние можно назвать духовным голодом. Это четвертое из условий, которые выдвигает веданта как требования правильного и успешного пути осознания себя в Брахмане.

См. также Садхана.
МУНИ Muni
Практикующий молчание мауна, см. или воздержание от речи. Этот термин часто применяется к раджа-йогам или философам, так как считается, что они обращены к истинам, с точки зрения метафизики пребывающим вне пределов возможности сравнения с обычными свойствами тела и разума.

Такой человек может говорить или беседовать о чем-то, что возможно обсуждать и выражать словами, но тем не менее его называют муни.
МЫШЛЕНИЕ Thinking
Мышление, размышление и рассуждение чрезвычайно важны в практике йоги. В раджа-йоге медитация есть полное размышление на определенную тему или о некотором объекте см.

Дхьяна, тогда как в джняна-йоге веданты глубокое размышление является первым шагом внутрь себя, к познанию Брахмана см. Вичара.
НАГА Naga
Один из младших вайю см., жизненных ветров.
НАДА The Five or Seven Nadas
Звук шабда присутствует повсюду, подобно тому, как весной все исполняется движения, сопровождаемого всеобщим пением. Таким образом, в Космосе непрерывно звучит песня мира, равно как шум войны присутствует в самых малых конфликтах и движениях Хаоса.

В душе, или разуме йога существует подобное движение, и шумы Хаоса должны во всех своих проявлениях быть заменены песнями Космоса. Он никогда не должен забывать, что в простом избавлении от шумов Хаоса еще нет достижения, и что приобретением является только слышание песни Космоса.

Это справедливо для всех уровней тела и разума, хотя песня подобно прикосновению и взгляду всегда присутствует в его внутреннем мире. Можно сказать, что человек всегда воплощается не в теле, но только в разуме, и что тело - не обитель его, но лишь мастерская.
Йогу следует прислушиваться к этому внутреннему голосу несколькими способами; некоторые источники выделяют пять способов, некоторые семь, другие десять, но это только вопрос классификации. Одни определяют их как следствия относительно внешне-ориентированных, или материальных опытов; другие связывают их с мантрами; третьи - с внутренней медитацией, говоря даже о "голосе тишины".

Что касается последнего случая, работы буддистов утверждают, что ученик должен слышать голос своего внутреннего бога в семи проявлениях, которые подобны голосу соловья, звону серебряных тарелок, шуму в раковине, звучании вина, бамбуковой флейте, трубам и грому; последний из них поглощает все предыдущие, так что они более не слышны. Символически этот ряд отражает предельно мистическое звучание, зарождающееся в тишине и становящееся все громче и громче, достигая своей кульминации, когда ученик сливается с Единством.


Другой текст, "Малые Упанишады" описывают эту последовательность следующим образом: сначала идет звук, подобный "чини", затем - подобный "чиничини", затем колокольчик, потом шум раковины, потом звук лютни, звон тарелок, флейта, затем стук небольшого барабана, затем громкий барабанный бой, и, наконец, гром. Еще один источник определяет порядок так: легкое позвякивание, литавры, рога, флейта и вина, и йогу предлагается прислушиваться ко все более тонким звукам.

Еще говорят о шуме моря, облаков, водопада, барабанов, колоколов, труб, флейт, вина и жужжании пчел.
Некторые учителя указывают своим ученикам закрывать уши большими пальцами, глаза указательными, ноздри средними, а губы - оставшимися пальцами рук. После непродолжительной постоянной практики они начинают слышать звук, похожий на жужжание пчел, затем пение флейты, а затем вина.

С продолжением практики приходят звуки колоколов, и в конце концов - гром. Разум йога поглощается этими звуками, так что он не поддается уже внешним отвлечениям.
Понятие нада используется также для обозначения продолжительности звуков, например, при произнесении Ом.
НАДИ Nadis
Каналы тонкого тела. См.

Ида; Пингала; Сушумна.
НАКЛОННОСТЬ Tendency
См. Васана; Склонность Характера; Шаблон Состояния Разума.
НАМАРУПА Namarupa
Буквально: "имя и форма". Обозначает свойство всего созданного или проявленного.

Существует отличие между двумя понятиями, так как форма соответствует объективному существованию, тогда как наименование - его отражению в субъективной жизни, разуме, в котором имя обычно есть символ формы традиционный, подобный алгебраическому обозначению и может использоваться в отсутствие предмета для умственной работы и манипуляции, связанной с этой формой.
В основном, понятие намарупы используется, когда разум отмечает, что объект, к которому он обращается, принадлежит полю майи, и на самом деле нереален. Вся Вселенная рассматривается как преходящая, не представляющая собой ничего, кроме суммы карм всех существ, пребывающих в ней.
НЕВЕДЕНЬЕ Ignorance
Корень всех наших несчастий, авидья.
НЕЗАВИСИМОСТЬ Independence
См. Кайвалья; Мокша; Нирвана; Освобождение.
НЕНАСИЛИЕ Non-Injury
См. Ахимса.
НЕОБЫЧНЫЕ ФОРМЫ ДЫХАНИЯ Unusual Forms of Breathing
Книги по хатха-йоге описывают множество дыхательных упражнений, равно как и большое разнообразие поз асан. Подобно позам, которые делятся на две группы: ориентированные на подготовку тела к позам медитации и направленные на оздоровительные и укрепляющие упражнения, на группы можно разделить и дыхательные практики.

Правильное дыхание входит в пранаяму; ниже приводится очень краткое описание остальных практик дыхания, которым обычно обучают в рамках йоги.
Существует множесто форм дыхания, описываемых и преподаваемых различными учителями хатха-йоги, среди которых наиболее часто упоминаемыми являются следующие восемь: 1 практика кумбхаки задержки дыхания после вдоха, проводимой до тех пор, пока давление воздуха не ощущается во всем теле, от головы до ног, после чего воздух выпускается через правую ноздрю; 2 глубокое и шумное дыхание, с описанной выше задержкой и выпусканием воздуха через левую ноздрю; 3 дыхание с языком, выдвинутым между губами, сопровождаемое свистящим звуком; выдох осуществляется через обе ноздри; 4 предельно глубокий выдох, затем вдох со свистом, после чего начинается чрезвычайно учащенное дыхание с усилиями, прилагаемыми к вдохам и выдохам, продолжающееся до наступления усталости; выдох через правую или 5 левую ноздрю; 6 вдох, сопровождаемый жужжанием пчелы-самца, и выдох, сопровождаемый жужжанием самки-пчелы; 7 после вдоха горло сжимается, подбородок опускается на грудь, и в этом положении осуществляется очень медленный выдох; 8 простая остановка дыхания, без вдохов и выдохов, продолжительность которой определяется самим практикующим. См. также Пранаяма.
НЕПРОЯВЛЕННОЕ Unmanifested
См. Авьякта; Запредельное.
НЕСЧАСТЬЕ Trouble
См. Клеша.
НЕУГАСИМАЯ ЛАМПА The Steady Lamp
Образ Неугасимой Лампы применим к йогу, занимающемуся атма-йогой см.. Он уравновешен и тверд, "подобно немеркнущей лампе, укрытой от ветра".

См. Символические Образы.
НЕУДАЧА Failure
См. Успех и Неудача.
"НЕ-Я" The Not-Self
Вся та область сущего, с которой связаны тело и разум, включая само тело и сам разум, есть Не-Я. Поскольку оно представляет собой только лишь средство познания, или, скорее, самопознания, йог отбрасывает его в надлежащее время - в момент, когда он готов непосредственно обратиться к подлинному Я. См. также Анатма.
НИДАНА Nidanas
Набор, или цепь причин и следствий. Двенадцать из них, которые часто упоминаются как источники страданий и несчастья, особо перечисляются в буддизме и покрывают весь цикл материального существования: 1 неведенье авидья, которое является первопричиной всего последующего ряда; 2 зарождение привычек и шаблонов разума санскар, или санкхар в трех мирах - ментальном, эмоциональном и физическом; 3 распознавание объектов виджняна, или винняна; 4 присваивание наименований и придание форм намарупа; 5 пробуждение шести органов восприятия шадаятана; 6 связь с предметами спарша, или пхасса; 7 ощущение удовольствия или страдания от связи с предметами ведана; 8 желание достигать или избегать тришна, или танха; 9 привязанности и деятельность упадана; 10 воплощение, рождение бхава; 11 состояние и тип тела джати; 12 набор разложения джара, смерти марана, горя шока, жалоб паридевана, страданий духкха, и подавленных состояний, или ментальных болезней дурмана.

В этом заключается содержание жизни, повторения которого можно избежать посредством йоги, которая является практикой единения со знанием, или мудростью, или разрушением неведенья, что достигается следованием благородному восьмеричному пути см.. В нем заключено уничтожение описанного выше ряда причин, что соответствует понятию нирваны см..



Содержание раздела