ЙОГА ДЛЯ СЕМЬЯНИНА


ЙОГА ДЛЯ СЕМЬЯНИНА Yoga for the Householder
В Индии миллионы людей, не полностью посвятивших себя йоге, извлекают ее плоды и блага, практикуя различные аспекты йоги в свободное или специально выделенное время. То же самое можно делать и в других странах; практикующий йогу в надлежащем направлении способен выносить тяготы и обязанности повседневной жизни с гораздо большим хладнокровием и силой, чем прежде. Этот подход описан в "Шива Санхита", из которой взята нижеследующая цитата:
"Занятиям надлежит проходить в одиночестве, вне общества, в уединении. Во благо общества следует выполнять обычные мирские дела. Все обязанности, надлежащие к выполнению согласно личному кармическому положению, должны отправляться. Когда исполняются без привязанности, в них не может быть отступления от верного пути. Без сомнения, семьянин, мудро следующий этому способу, добьется успеха.

Пребывающий в кругу семьи, неуклонно исполняющий долг главы ее, свободный от грехов и достоинств, контролирующий свои желания, - такой достигнет свободы. Осуществляющий надлежащие действия из соображений благополучия человечества не оступится и не сойдет с Пути [истинной йоги]."
ЙОГАРУДХА Yogarudha
Понятие, применяемое к тому, кто утвердился в практике йоги. "Арудха" означает "высоко сидящий" на коне.
ЙОГА СУФИЕВ Sufi Yoga
Форма духовной практики, распространенная среди мистических мусульман и имеющая своей целью растворение человека в Боге путем любви к Нему. Сначала путем мистических стараний и усилий необходимо преодолеть, пройти сквозь семь "вех"; затем существует десять "состояний", которые обретаются как дары Бога, ибо не относятся к силам, которых можно достичь развитием человеческой природы.

В суфийской мистике особое положение занимает музыка и звучание, в первую очередь потому, что путь суфиев является путем любви, а не размышления.
Результатом постоянных мыслей, или памятовании дхикр о Боге является единение таухид с Ним, которое сопровождается отстранением фана от всех человеческих или природных качеств; единственной последующей формой бытия является Сам Бог. Легко увидеть в этом тесное сходство с доктринами нирваны в буддизме и Освобождения - в индийских философских школах.
ЙОГ, ЙОГИН Yogi or Yogin
Практикующий йогу. Женский род: йогини.
КАЙВАЛЬЯ Kaivalya
Независимость, богоподобное состояние, в котором чистое сознание подлинного Я неподвержено страданиям и соблазнам внешнего мира и собственного разума. Оно возникает, когда чистота интеллекта разума настолько совершенна, что он не может быть ничем запятнан, поврежден или соблазнен, то есть чистота разума становится равной уровню незамутненного чистого сознания, или истинного Я пуруша.

В конце концов человек достигнет полного света и власти незатененного сознания без дальнейшей нужды в окружающем мире, теле и разуме. См. также Мокша; Нирвана; Освобождение.
КАМА Kama
Страсти, желания, эмоции, воспоминания об удовольствиях и страданиях, испытанных по отношению к различным объектам, возникают в формах ощущений привлекательности или отвращения, когда эти объекты вновь попадают в поле физического или умственного зрения, и эти ощущения порождают эмоции влечения или неприятия. Когда такие камы возникают спонтанно, они считаются частью нашего кармического наследия см. Закон кармы, но их можно изменить силами интеллекта и воли человека, и сформировать таким образом новые привычки и связи. Эмоции являются внешними по отношению к человеку - тем, что он обладает, но не тем, чем он является, - и поэтому в этом смысле сходны с телом.

Их никогда не следует путать с самим человеком.
Желания, эмоции не нужно полностью изгонять - их нужно усилить, очистить и прибегать к ним избирательно. Две нежелательные характеристики желания упоминаются в 714Бхагавад-Гите" как понятия бхога чувственное удовлетворение и айшварья удовольствие от личного самоудовлетворения; тот же источник говорит о каме как о божественном проявлении в тех случаях, когда она не противоречит дхарме, надлежащему образу жизни, достойной человеческого существа, которому суждено собственными стараниями добиться единения с Богом и, таким образом, получить его милость и сознательно разделить его существо.

См. также Желание; Рага; Двеша.
КАРАНА Karana
См. Карана Шарира; Упадхи.
КАРАНА ШАРИРА Karana-Sharira
Первый, самый внутренний проводник, или тело личности, а также первый "футляр" анандамайякоша, см.. Это тело называется каузальным, или причинным, так как представляет собой индивидуализирующую силу аханкара, см., с которой начинается весь процесс ограниченности, проявленности и инкарнации.

Оно связано со свойствами концентрации дхарана, см. и неведения авидья, см., которые являются причинами всех несчастий человека клеша, см..
КАРМА Karma
Буквально: "действие, поступок". Кармой считается любое действие, то есть событие, в котором присутствует намерение и цель. Когда плотник делает стул, мы говорим о его действиях, но когда знамя колышется на ветру, мы не называем это действием, но просто говорим, что оно движется. Таким образом, существует различие между словами "действие" и "движение". Понятие кармы используется также для указания на закон кармы см., согласно которому каждая личность получает награду или наказание в соответствии со своими благими и недобрыми усилиями и действиями.

См. также Дравья, Гуна, Карма.
КАРМА-ЙОГА Karma-Yoga
Йога действия; йога, проявляющаяся в действии. Действия и дела повседневного мира сами по себе не являются формой йоги, так как они могут иметь своими причинами эгоистические цели, стремления к комфорту, чувственному удовольствию или самоудовлетворению; однако, если они выполняются неэгоистично, с позиции благополучия других, или "блага мира" лока-санграха, см., то это карма-йога. Деловой человек, принимающий во внимание благополучие своих клиентов, работников и помощнPков - вообще всех, с кем он сталкивается и связан в ходе своей деятельности, - является карма-йогом.

О некоторых людях, обладающих крупным состоянием и влиянием, говорят, что они рассматривают себя не как владельцев своего капитала, но как лиц, которым он доверен. Эту идею можно применять ко всем проявлениям жизни, на любом ее уровне, при любых обстоятельствах.

Таким образом, каждый человек, искренне стремящийся к полному отсутствию эгоизма, является в определенной мере карма-йогом; это однако не касается эгоизма по отношению к другим, своеобразного "перенесенного эгоизма", когда слепое влечение или выделение любимчика заставляет делать все для удовлетворения только лишь близкого человека.
Предмет карма-йоги особо выделяется в "Бхагавад-гите". В этом учении она рассматривается как действия, мотивированные буддхи см., то есть знанием и любовью к проявлениям жизни, разума и души сосуществующих рядом созданий.
КАУЗАЛЬНОЕ ТЕЛО The Causal Body
См. Карана Шарира.
КАЧЕСТВА ПРИРОДЫ The Three Qualities of Nature
Тамас постоянство, покой, раджас движение, беспокойство, саттва порядок, гармония, которые вместе именуются тремя гунами cм.. См. также Дравья, Гуна, Карма.
КАЧЕСТВО Quality
См. Гуны; Качества Природы; Качество и Количество; Характер.
КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО Quality versus Quantity
Целями йоги является качество, а не количество. Одно небольшое хорошо сделанное дело приносит внутреннему Я гораздо больше пользы, чем сотня сделанных плохо, ибо йога занимается развитием не привычек, но сил. Иногда полезно воспитывать в себе определенные привычки например, правильного дыхания, положений тела, положительных эмоций и высоких предметов мысли, но в практиках йоги внутреннее Я должно совершенствовать свое сознание, лишь между прочим изменяя и развивая посредством мышления, любви и воли те части человеческого организма, которые представляют собой набор привычек.

Никто не отрицает, что человеческая жизнь составлена, в большей части, из привычек, которые сознание использует без усилий, попросту следуя инстинктивным действиям, чувствам и мыслям прошлого опыта, но йога предполагает нечто большее - она представляет собой деятельность внутреннего Я, имеющую своей конечной целью его восхождение и единение с тем, или осознание того, что пребывает вне разума. На всех ее стадиях необходимо избегать соблазнов и иллюзий материального величия.
КЛЕША The Five Kleshas
Пять источников страданий и несчастий: авидья неведение, асмита индивидуальное Я, личность, рага влечение, двеша отвращение, абхинивеша стремление к обладанию. Все они возникают благодаря первой клеша, неведению, то есть незнанию и ошибочным мыслям и идеям.

В разные моменты времени клеша могут быть спящими, легкими, препятствующими и сильными. Их влияние ослабляется крийя-йогой повседневными добродетелями и полностью разрушается дхьяной медитацией.

Они представляют собой основную причину перевоплощений, и их текущие степень и состояние, приносимые ими удовольствия и страдания, являются следствиями добродетелей и пороков прошлого, его заслугами и недостатками.
КОАН Koan
Понятие, используемое в дзен-буддизме. Коан представляет собой предназначенное для медитации утверждение, которое ставит в тупик разум. Учитель, предлагающий это утверждение, требует ответа на него; он не торопит с ответом, но ученик должен заниматься этой проблемой до тех пор, пока не найдет решения, хотя по характеру заявления, его разрешения невозможно достичь интеллектуальным путем, например: "Когда две руки хлопают, мы слышим звук. Услышь звук, издаваемый хлопком одной руки.

Размышление не способно помочь найти ответ, можно даже и не пытаться, но после упорных стараний ученика и исчезновения попыток рассуждения, его усилия, не нашедшие выхода в одном месте, подобно пару, прорываются в другом, и тогда внезапно проявляется интуиция сатори, молниеносное просветление разума, которое обычно вызывает непроизвольное восклицание или действие.



Содержание  Назад  Вперед